Эффекты международной трудовой миграции

Положительные:

Для стран – реципиентов:

- повышение конкурентоспособности национальных товаров следствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы,

- мультипликационный эффект (стимулирование иностранной рабочей силой производства и занятости в стране пребывания),

- приток интеллигенции «утечка мозгов»,

- экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку (при импорте квалифицированной рабочей силы),

- поддержание социальной стабильности (в случае кризисов и безработицы),

- поддержание социальных программ на более высоком уровне,

- омоложение населения,

- доход от налогов иммигрантов.

- получение инвестиций от иммигрантов.

Для стран – доноров:

- приток в страну свободно – конвертируемой валюты (пересылка доходов),

- уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и социального напряжения в стране,

- бесплатное для страны обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и.т.д.,

- участие международных экономических организаций и стран – реципиентов в финансировании социально – экономических программ стран – доноров, нацеленных на создание новых рабочих мест.

Негативные:

Для стран – реципиентов:

- обострение ситуации на национальном рынке труда (избыток рабочей силы и конкуренция за рабочие места),

- усиление вследствие роста предложения на рынке труда тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной,

- провоцирование национальных этнических конфликтов между коренным населением и иммигрантами.

Для стран – доноров:

- экономический ущерб от потери части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте и, как следствие, старение возрастной структуры населения,

- потеря затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов,

- утечка умов,

Выводы: в целом миграция рабочей силы способствует увеличению совокупных объемов мирового производства.

Объективные ограничения миграции – закрытость национальной экономики.

Государственное регулирование миграционных процессов

Государственная миграционная политика -политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Она может быть иммиграционной и эмиграционной.

Эмиграционная политика

Эмиграционная политика связана с регулированием оттока рабочей силы из страны. Инструменты эмиграционной политики подразделяются на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные потоки. Прямые инструменты нацелены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Косвенные инструменты призваны создать благоприятный эмиграционный климат.

Прямые инструменты:

- рыночные инструменты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государства на образование и социальную поддержку эмигрантов;

- ограничение выдачи заграничных паспортов;

- запрет на выезд определенных категорий работников;

- введение эмиграционных квот;

- установление определенных сроков обязательной работы в стране после завершения процесса получения образования.

Косвенные инструменты:

- поощрение валютных переводов из-за рубежа;

- предоставление льгот по валютным вкладам;

- возможность для рабочих мигрантов приобретать ценные бумаги, не облагаемые налогами;

- таможенные льготы тем, кто возвращается после работы за рубежом.

Иммиграционная политика

Направления иммиграционной политики:

- политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются;

- политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

- политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Основные способы государственного регулирования иммиграции:

- визовый режим,

- квота,

- временные ограничения пребывания в стране.

Модели иммиграционной политики:

- немецкая - подразумевает возврат этнических немцев, покинувших Германию с их последующей интеграцией в немецкое общество;

- французская – проводит значительное количество мер по приему, благоустройству и конечной интеграции всех граждан различных национальностей, приехавших во Францию;

- американская - акцентирует внимание на людях высокой профессиональной квалификации, при этом большое внимание уделяет правам человека.

Основные термины и понятия:

Миграция рабочей силы

Иммиграция

Эмиграция

Страны – доноры

Страны - реципиенты

Миграционное сальдо

«Утечка мозгов»

Реэмиграция

Виды миграции

Причины миграции

Тесты

1. К основной причине миграции относится:

А) личная;

Б) психологическая;

В) экономическая;

Г) переселенческая.

2. Отрицательным последствием для стран, принимающих иностранную рабочую силу, является:

А) сокращение количества рабочих мест среди коренного населения;

Б) экономия затрат на образование и профессиональную подготовку;

В) наличие иностранных рабочих, которые служат амортизаторами в случае кризисов и безработицы, так как они будут при увольнении;

Г) улучшение демографической ситуации, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы.

3. Утечка умов подразумевает миграцию:

А) лиц неопределенных профессий;

Б) лиц, имеющих начальное образование;

В) высококвалифицированных кадров;

Г) работников, готовых работать за минимальную плату труда.

4. Способ регулирования иммиграции путем определения максимальной доли иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов называется:

А) временным ограничением;

Б) иммиграционным квотированием;

В) финансово-экономическим регулированием;

Г) ограничениями личного характера.

5. Страны, привлекающие иностранную рабочую силу, могут получить следующие выигрыши:

А) повышение конкурентоспособности продукции;

Б) снижение давления на внутренний рынок труда со стороны его предложения;

В) уменьшение спроса на труд;

Г) мультипликационный эффект.

6. Перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему – это:

А) урбанизация;

Б) международный рынок рабочей силы;

В) международная миграция;

Г) трудовая миграция.

7. Объективными ограничителями миграции рабочей силы являются:

А) ограниченность емкости рынков труда в отдельных странах;

Б) языковые барьеры;

В) отсутствие соглашения о признании дипломов об образовании;

Г) уровень развития мировой инфраструктуры.

8. Основными причинами миграции рабочей силы являются:

А) политические;

Б) социальные;

В) экологические;

Г) экономические.

9. К основным экономическим факторам международной миграции рабочей силы относятся:

А) различный уровень экономического развития стран;

Б) национальные различия в условиях заработной платы;

В) наличие органической безработицы в некоторых странах;

Г) вывоз капитала.

10. Основу миграционных потоков составляют:

А) ученые;

Б) творческие работники;

В) рабочие;

Г) управленцы.

11. Роль частных переводов от экспорта рабочей силы велика для стран:

А) промышленно развитых;

Б) с низким уровнем развития;

В) со средним уровнем развития;

Г) не развитых.

12. Основными преимуществами для стран, экспортирующих рабочую силу, являются:

А) бесплатное для страны обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и т.д.;

Б) экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку населения;

В) «амортизация» иностранными рабочими социально-экономических последствий кризисов и безработицы для местного населения;

Г) дополнительный источник валютных поступлений в страну.

13. Основными направлениями международной миграции являются:

А) из РС в ПРС;

Б) в рамках ПРС;

В) между РС;

Г) из ПРС в РС.

14. В современной международной миграции рабочей силы преобладает:

А) переселенческая миграция;

Б) трудовая миграция;

В) временная миграция;

Г) постоянная миграция.

15. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительное время – это:

А) диверсификация населения;

Б) маргинализация населения;

В) миграция населения;

Г) урбанизация.

16. Главный признак внешней миграции населения:

А) перемена места жительства;

Б) смена места работы;

В) перемещение мигрантов через государственные границы;

Г) смена гражданства.

17. Во многих странах правительства активно воздействуют на процессы миграции. При этом регулируется:

А) количество иммигрантов;

Б) национальная принадлежность;

В) половозрастная структура;

Г) семейное положение.

18. Нелегальная иммиграция возрастает:

А) в военное время;

Б) в периоды экономического подъема;

В) в периоды кризисов;

Г) в периоды экологических катастроф.

18. Рост среди мигрантов удельного веса специалистов высокой квалификации ведет:

А) к значительным убыткам;

Б) к росту экономической преступности;

В) к политической нестабильности;

Г) к значительному экономическому эффекту для принимающих стран.

19. Основные причины миграции рабочей силы:

А) политические;

Б) экологические;

В) географические;

Г) религиозные.

20. Основу миграционных потоков составляют:

А) ученые;

Б) служащие;

В) творческие работники;

Г) рабочие.

21. Французская модель иммиграционной политики:

А) акцентирует внимание на привлечение низкоквалифицированной рабочей силы;

Б) отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран;

В) акцентирует внимание на людях высокой профессиональной квалификации;

Г) подразумевает возврат граждан данной страны на постоянное место жительства.

23. К странам, которые являются нетто - экпортёрами рабочей силы, относятся:

А) Таджикистан;

Б) Бельгия;

В) Египет;

Г) Нидерланды.

24. Отрицательными последствиями миграции в странах-донорах (эмиграции) являются все перечисленные ниже, кроме:

А) сокращения (депопуляции) населения;

Б) увеличения притока иностранной валюты за счет денежных переводов мигрантов на родину;

В) сокращения интеллектуального потенциала страны;

Г) демографического старения населения.

25. Для установления равновесия на рынке труда квалифицированных работников в развитых странах необходимо:

А) сократить их предложение;

Б) увеличить их спрос;

В) увеличивать их предложение за счет иммигрантов из других стран;

Г) сократить их спрос.

26. Ограничительным инструментом эмиграционной политики государства не является:

А) лимитирование выдачи заграничных паспортов;

Б) установление эмиграционных квот на отдельные категории работников;

В) ограничение срока работы за рубежом;

Г) учреждение компетентной и бесплатной службы помощи трудящимся эмигрантам.

27. К неэкономическим причинам трудовой миграции относятся:

А) наличие национальных различий в уровне заработной платы;

Б) наличие безработицы в своей стране;

В) психологические;

Г) различие в уровне благосостояния.

28. Страны – импортеры рабочей силы получают такие выгоды, как:

А) обеспечение рабочей силой малопривлекательных сфер экономики;

Б) уменьшение издержек производства;

В) экономия затрат на образование и профессиональную подготовку;

Г) уменьшение инфляции.

29. В зависимости от правового статуса миграция может быть:

А) легальной и нелегальной;
Б) временной и безвозвратной;

В) экономической и социальной;

Г) иммиграцией и эмиграцией.

30. К косвенным инструментам эмиграционной политики относят:

А) запрет на выезд определенных категорий работника;

Б) ограничение выдачи заграничных паспортов;

В) поощрение валютных переводов за границу;

Г) введение своеобразного налога на выезд.

Наши рекомендации