Эффекты международной трудовой миграции
Положительные:
Для стран – реципиентов:
- повышение конкурентоспособности национальных товаров следствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы,
- мультипликационный эффект (стимулирование иностранной рабочей силой производства и занятости в стране пребывания),
- приток интеллигенции «утечка мозгов»,
- экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку (при импорте квалифицированной рабочей силы),
- поддержание социальной стабильности (в случае кризисов и безработицы),
- поддержание социальных программ на более высоком уровне,
- омоложение населения,
- доход от налогов иммигрантов.
- получение инвестиций от иммигрантов.
Для стран – доноров:
- приток в страну свободно – конвертируемой валюты (пересылка доходов),
- уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и социального напряжения в стране,
- бесплатное для страны обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и.т.д.,
- участие международных экономических организаций и стран – реципиентов в финансировании социально – экономических программ стран – доноров, нацеленных на создание новых рабочих мест.
Негативные:
Для стран – реципиентов:
- обострение ситуации на национальном рынке труда (избыток рабочей силы и конкуренция за рабочие места),
- усиление вследствие роста предложения на рынке труда тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной,
- провоцирование национальных этнических конфликтов между коренным населением и иммигрантами.
Для стран – доноров:
- экономический ущерб от потери части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте и, как следствие, старение возрастной структуры населения,
- потеря затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов,
- утечка умов,
Выводы: в целом миграция рабочей силы способствует увеличению совокупных объемов мирового производства.
Объективные ограничения миграции – закрытость национальной экономики.
Государственное регулирование миграционных процессов
Государственная миграционная политика -политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Она может быть иммиграционной и эмиграционной.
Эмиграционная политика
Эмиграционная политика связана с регулированием оттока рабочей силы из страны. Инструменты эмиграционной политики подразделяются на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные потоки. Прямые инструменты нацелены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Косвенные инструменты призваны создать благоприятный эмиграционный климат.
Прямые инструменты:
- рыночные инструменты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государства на образование и социальную поддержку эмигрантов;
- ограничение выдачи заграничных паспортов;
- запрет на выезд определенных категорий работников;
- введение эмиграционных квот;
- установление определенных сроков обязательной работы в стране после завершения процесса получения образования.
Косвенные инструменты:
- поощрение валютных переводов из-за рубежа;
- предоставление льгот по валютным вкладам;
- возможность для рабочих мигрантов приобретать ценные бумаги, не облагаемые налогами;
- таможенные льготы тем, кто возвращается после работы за рубежом.
Иммиграционная политика
Направления иммиграционной политики:
- политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются;
- политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;
- политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.
Основные способы государственного регулирования иммиграции:
- визовый режим,
- квота,
- временные ограничения пребывания в стране.
Модели иммиграционной политики:
- немецкая - подразумевает возврат этнических немцев, покинувших Германию с их последующей интеграцией в немецкое общество;
- французская – проводит значительное количество мер по приему, благоустройству и конечной интеграции всех граждан различных национальностей, приехавших во Францию;
- американская - акцентирует внимание на людях высокой профессиональной квалификации, при этом большое внимание уделяет правам человека.
Основные термины и понятия:
Миграция рабочей силы
Иммиграция
Эмиграция
Страны – доноры
Страны - реципиенты
Миграционное сальдо
«Утечка мозгов»
Реэмиграция
Виды миграции
Причины миграции
Тесты
1. К основной причине миграции относится:
А) личная;
Б) психологическая;
В) экономическая;
Г) переселенческая.
2. Отрицательным последствием для стран, принимающих иностранную рабочую силу, является:
А) сокращение количества рабочих мест среди коренного населения;
Б) экономия затрат на образование и профессиональную подготовку;
В) наличие иностранных рабочих, которые служат амортизаторами в случае кризисов и безработицы, так как они будут при увольнении;
Г) улучшение демографической ситуации, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы.
3. Утечка умов подразумевает миграцию:
А) лиц неопределенных профессий;
Б) лиц, имеющих начальное образование;
В) высококвалифицированных кадров;
Г) работников, готовых работать за минимальную плату труда.
4. Способ регулирования иммиграции путем определения максимальной доли иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов называется:
А) временным ограничением;
Б) иммиграционным квотированием;
В) финансово-экономическим регулированием;
Г) ограничениями личного характера.
5. Страны, привлекающие иностранную рабочую силу, могут получить следующие выигрыши:
А) повышение конкурентоспособности продукции;
Б) снижение давления на внутренний рынок труда со стороны его предложения;
В) уменьшение спроса на труд;
Г) мультипликационный эффект.
6. Перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему – это:
А) урбанизация;
Б) международный рынок рабочей силы;
В) международная миграция;
Г) трудовая миграция.
7. Объективными ограничителями миграции рабочей силы являются:
А) ограниченность емкости рынков труда в отдельных странах;
Б) языковые барьеры;
В) отсутствие соглашения о признании дипломов об образовании;
Г) уровень развития мировой инфраструктуры.
8. Основными причинами миграции рабочей силы являются:
А) политические;
Б) социальные;
В) экологические;
Г) экономические.
9. К основным экономическим факторам международной миграции рабочей силы относятся:
А) различный уровень экономического развития стран;
Б) национальные различия в условиях заработной платы;
В) наличие органической безработицы в некоторых странах;
Г) вывоз капитала.
10. Основу миграционных потоков составляют:
А) ученые;
Б) творческие работники;
В) рабочие;
Г) управленцы.
11. Роль частных переводов от экспорта рабочей силы велика для стран:
А) промышленно развитых;
Б) с низким уровнем развития;
В) со средним уровнем развития;
Г) не развитых.
12. Основными преимуществами для стран, экспортирующих рабочую силу, являются:
А) бесплатное для страны обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и т.д.;
Б) экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку населения;
В) «амортизация» иностранными рабочими социально-экономических последствий кризисов и безработицы для местного населения;
Г) дополнительный источник валютных поступлений в страну.
13. Основными направлениями международной миграции являются:
А) из РС в ПРС;
Б) в рамках ПРС;
В) между РС;
Г) из ПРС в РС.
14. В современной международной миграции рабочей силы преобладает:
А) переселенческая миграция;
Б) трудовая миграция;
В) временная миграция;
Г) постоянная миграция.
15. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительное время – это:
А) диверсификация населения;
Б) маргинализация населения;
В) миграция населения;
Г) урбанизация.
16. Главный признак внешней миграции населения:
А) перемена места жительства;
Б) смена места работы;
В) перемещение мигрантов через государственные границы;
Г) смена гражданства.
17. Во многих странах правительства активно воздействуют на процессы миграции. При этом регулируется:
А) количество иммигрантов;
Б) национальная принадлежность;
В) половозрастная структура;
Г) семейное положение.
18. Нелегальная иммиграция возрастает:
А) в военное время;
Б) в периоды экономического подъема;
В) в периоды кризисов;
Г) в периоды экологических катастроф.
18. Рост среди мигрантов удельного веса специалистов высокой квалификации ведет:
А) к значительным убыткам;
Б) к росту экономической преступности;
В) к политической нестабильности;
Г) к значительному экономическому эффекту для принимающих стран.
19. Основные причины миграции рабочей силы:
А) политические;
Б) экологические;
В) географические;
Г) религиозные.
20. Основу миграционных потоков составляют:
А) ученые;
Б) служащие;
В) творческие работники;
Г) рабочие.
21. Французская модель иммиграционной политики:
А) акцентирует внимание на привлечение низкоквалифицированной рабочей силы;
Б) отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран;
В) акцентирует внимание на людях высокой профессиональной квалификации;
Г) подразумевает возврат граждан данной страны на постоянное место жительства.
23. К странам, которые являются нетто - экпортёрами рабочей силы, относятся:
А) Таджикистан;
Б) Бельгия;
В) Египет;
Г) Нидерланды.
24. Отрицательными последствиями миграции в странах-донорах (эмиграции) являются все перечисленные ниже, кроме:
А) сокращения (депопуляции) населения;
Б) увеличения притока иностранной валюты за счет денежных переводов мигрантов на родину;
В) сокращения интеллектуального потенциала страны;
Г) демографического старения населения.
25. Для установления равновесия на рынке труда квалифицированных работников в развитых странах необходимо:
А) сократить их предложение;
Б) увеличить их спрос;
В) увеличивать их предложение за счет иммигрантов из других стран;
Г) сократить их спрос.
26. Ограничительным инструментом эмиграционной политики государства не является:
А) лимитирование выдачи заграничных паспортов;
Б) установление эмиграционных квот на отдельные категории работников;
В) ограничение срока работы за рубежом;
Г) учреждение компетентной и бесплатной службы помощи трудящимся эмигрантам.
27. К неэкономическим причинам трудовой миграции относятся:
А) наличие национальных различий в уровне заработной платы;
Б) наличие безработицы в своей стране;
В) психологические;
Г) различие в уровне благосостояния.
28. Страны – импортеры рабочей силы получают такие выгоды, как:
А) обеспечение рабочей силой малопривлекательных сфер экономики;
Б) уменьшение издержек производства;
В) экономия затрат на образование и профессиональную подготовку;
Г) уменьшение инфляции.
29. В зависимости от правового статуса миграция может быть:
А) легальной и нелегальной;
Б) временной и безвозвратной;
В) экономической и социальной;
Г) иммиграцией и эмиграцией.
30. К косвенным инструментам эмиграционной политики относят:
А) запрет на выезд определенных категорий работника;
Б) ограничение выдачи заграничных паспортов;
В) поощрение валютных переводов за границу;
Г) введение своеобразного налога на выезд.