Классификация прогнозов
Центр дистанционного образования
Н.В. Новикова, О.Г. Поздеева
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ
Учебно-методическое пособие
Екатеринбург
Рекомендовано Научно-методическим советом УрГЭУ в качестве учебно-методического пособия для студентов всех форм обучения
Рецензенты:
Ответственные за выпуск:
Новикова Н.В., Поздеева О.Г.
Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. - с.
Учебно-методическое пособие разработано на основе государственного образовательного стандарта.
В пособии излагаются основные сведения по дисциплине, которые студент обязан изучить при подготовке к испытаниям, установленным учебным планом, а также методические указания по освоению учебного материала в соответствии с утвержденной программой.
Данное пособие предназначено для студентов дневной, заочной, очно-заочной и дистанционной форм обучения.
ВВЕДЕНИЕ
Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на различных территориальных уровнях.
Дисциплина «Прогнозирование национальной экономики» имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер вследствие нерешенности многих вопросов. Данный учебный курс построен на современной теоретической базе и методологической основе. Он отражает закономерности и особенности становления и развития механизма прогнозирования национальной экономики в условиях рыночных отношений.
В учебном пособии «Прогнозирование национальной экономики» излагаются не только общие методологические подходы, но и конкретные применяемые при разработке прогнозов методы и приемы. Особое внимание уделено методам прогнозирования, которые могут применяться в условиях отсутствия достаточной статистической информации или невозможности использования для описания процесса математических формул.
Цель курса – изучение методологических и методических подходов к построению целостной системы прогнозирования национальной экономики.
Задачи курса заключаются в следующем:
сформировать у студентов разностороннее представление о складывающейся системе государственного прогнозирования и планирования экономики;
научить студентов применять конкретные методы, способы и приемы разработки прогнозов различных экономических явлений и процессов;
вооружить студентов необходимым научным инструментарием для решения прикладных задач.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Первая глава посвящена изучению методических основ социально-экономического прогнозирования. Во-первых, показаны роль социально-экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики и взаимосвязь между планированием и рыночной экономикой. Во-вторых, приведены основные понятия и термины, используемые при прогнозировании национальной экономики. В-третьих, раскрываются задачи, функции и принципы прогнозирования. В-четвертых, рассматриваются признаки классификации прогнозов, раскрыта их сущность.
Ключевые слова: прогнозирование, планирование, предсказание, предвидение, научное предвидение, ненаучное предвидение, эмпирическое предвидение, гипотеза, прогноз, план, прогностика, программа, принципы прогнозирования, признаки классификации прогнозов.
1.1. Социально-экономическое прогнозирование
в системе государственного регулирования экономики.
Планирование и рыночная экономика.
Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.
Следует помнить, что экономика не в состоянии одномоментно перейти на рыночные отношения. Формирование рыночного механизма предполагает наличие определенного временного периода и требует разработки программы реформ с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-экономической жизни страны. Важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений.
Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.
В условиях рыночных отношений государство может прямо и косвенно воздействовать на экономику.
Прямое воздействие осуществляется в следующих формах: а) финансовая помощь и финансовое участие государства (в деятельности регионов, предприятий); б) антимонопольный контроль; в) контроль за ценами; г) контроль за трудовым и социальным законодательством и т.д.
Формами косвенного воздействия выступают: а) налоговая политика; б) региональная политика; в) регулирование занятости и профессиональной подготовки и переподготовки; г) планирование и прогнозирование и т.д.
Таким образом, прогнозирование является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику.
Экономическое прогнозирование получило широкое развитие почти во всех индустриально развитых странах мира. Причина кроется в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.
Дискуссия о том, возможно ли сочетание плана и рынка, длилась на протяжении многих десятилетий ХХ века. Существуют две противоположные позиции.
1. По мнению известного экономиста Фридриха фон Хайека, в рыночной экономике прогнозировать можно только развитие несложных экономических систем (микроуровень - фирмы, предприятия), но если экономическая система усложняется, то на ее развитие оказывают влияние многие факторы, и учесть их все одному плановому органу невозможно. Выход один - децентрализация планирования именно на уровне предприятия, фирмы. Однако Ф. фон Хайек замечает, что предприятия добьются успеха в том случае, если будут координировать свои планы с планами других предприятий, т.е. координация необходима. По его мнению, координация - это система мер, обеспечивающая отдельные субъекты рынка информацией для согласования их действий. В качестве механизма передачи информации он называет систему цен, чутко реагирующую на изменение спроса и предложения на рынке.
2. Лауреат нобелевской премии известнейший американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев считает, что планирование должно являться неотъемлемой частью рыночного регулирования экономики. Он приводит два довода в пользу своей позиции: а) экономические системы в наше время усложняются, НТП обеспечивает высокие темпы развития, в этих условиях неизбежно стратегическое планирование, особенно на уровне страны, на национальном уровне; б) в мире существует два способа управления экономикой страны (с помощью проб и ошибок, такой метод дает положительные результаты, но имеет большие издержки и с помощью стратегического планирования, на этом пути ошибок меньше, а результаты выше).
На современном этапе индустриального развития страны решают вопрос «план или рынок?» по следующему принципу: рынок - насколько возможно, план - насколько необходимо. Можно выделить страны, где преобладают рыночные начала (США, Германия), и страны, где превалирует плановое начало (Япония, Франция, Южная Корея).
Большинство экономистов современности придерживаются следующей позиции о соотношении плана и рынка: между ними нет противоречия, но план-приказ, план-директива несовместим с рыночной экономикой.
Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы.
1.2. Основные понятия и определения
Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития явления или процесса. Термин «прогнозирование» в переводе с греческого означает знание наперед, т.е. это процесс разработки прогноза, суть которого заключается в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся информацию об объекте прогнозирования и получить представление о направлениях его эволюции на основе анализа тенденций его развития.
Результатом познавательной деятельности человека является получение знания о будущих событиях, которое может выражаться в различных формах.
Предсказание и предвидение - это близкие понятия, содержащие различный смысл. Предсказание - это суждение о состоянии субъекта или объекта в будущем, основанное на логических умозаключениях. Предвидение - это суждение о состоянии объекта в будущем, основанное на познании закономерностей развития объекта.
Различают три формы предвидения: научное, ненаучное и эмпирическое. Научное предвидение представляет собой результат научной теории, который строится на основе выявленных научными методами закономерностей развития природы, общества, мышления (прогноз погоды, прогноз развития страны и т.д.). Ненаучное предвидение основано на нереальных, фантастических взаимосвязях (гадание, ясновидение, предсказания Нострадамуса). Эмпирическое предвидение базируется на повседневном опыте людей (например, народные приметы).
Научное предвидение имеет три формы: гипотеза, прогноз и план. Гипотеза- это предположение о развитии того или иного явления, которое может произойти, а может и не произойти. На уровне гипотезы даются, как правило, качественные характеристики о развитии исследуемого объекта, общие его закономерности и черты. Прогноз - это вероятное научно обоснованное суждение о состоянии объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его достижения. По сравнению с гипотезой он имеет большую определенность, содержит не только качественные, но уже и количественные характеристики. План представляет собой постановку четко определенной цели и предвидение конкретных детальных событий исследуемого явления, объекта.
Прогноз должен удовлетворять следующим требованиям: а) в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность и ложность, так как прогноз касается ненаблюдаемого события; б) он должен содержать указания на пространственный и временной интервал, внутри которого произойдет прогнозируемое событие; в) в момент высказывания необходимо располагать методами, с помощью которых можно оценить точность и надежность прогноза. Такие методы называются методами верификации прогноза (оценка его точности и надежности).
Общие черты прогноза и плана: 1) социальная функция, т.е. прогноз и план разрабатываются для лучшего удовлетворения потребностей населения с целью улучшения условий жизни людей; 2) это продукт духовной деятельности людей, результат предвосхищающего сознания; 3) методологическая общность, т.е. часто прогнозы и планы разрабатываются одними и теми же методами, хотя планирование и прогнозирование имеют и свои специфические методы.
Различия между прогнозом и планом: 1) план носит директивный характер, прогноз - рекомендательный; 2) в разработке плана всегда предшествует разработка прогноза; 3) прогноз многовариантен, а план нет.
Следом за разработкой прогноза и плана наступает период конкретных мероприятий, их выработки. Часто этот процесс осуществляется в форме выработки программы.
Программа- это документ с четко сформулированными целями и задачами, согласованный по срокам исполнения, источникам финансирования и конкретным исполнителям.
Прогностика - это наука о закономерностях разработки прогноза. Она изучает общие принципы построения методов прогнозирования развития объектов любой природы. В ее предмет входят все вопросы, связанные с разработкой способов построения методов прогнозирования и принципов составления прогнозов.
1.3. Задачи, функции и принципыпрогнозирования
Экономическое прогнозирование призвано решать двуединую задачу: с одной стороны, давать объективную научно обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня, а с другой - выбирать направление деятельности и политики современности с учетом прогнозных оценок. Наряду с этим важной задачей прогнозирования можно назвать выявление в настоящем тех факторов, которые будут оказывать свое влияние на исследуемый процесс в будущем.
Главная функция прогнозирования состоит в проведении научного анализа социально-экономических процессов и тенденций, а также в предвидении новых экономических ситуаций и выявлении узловых экономических проблем. Основные функции прогнозирования состоят также в исследовании объективных связей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях, на определенном этапе развития экономики и общества, в оценке объекта прогнозирования, в выявлении возможных альтернатив развития экономики в перспективе, в принятии оптимальных решений.
Принципы прогнозирования меняются в зависимости от экономических условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. В частности, со сменой социально-экономического строя в нашей стране ушли такие принципы, как партийность прогнозирования, принцип сочетания политики и экономики, принцип директивности планирования.
В рыночных условиях среди основных принципов, на которых базируется процесс прогнозирования, можно выделить следующие:
1) научная обоснованность прогноза (разработка с помощью научных методов, с учетом закономерности развития природы, общества и мышления);
2) непрерывность прогнозирования (прогноз должен постоянно корректироваться с учетом изменения ситуации в стране, экономике);
3) сочетание перспективного и текущего прогнозирования (данные виды прогнозирования осуществляются во взаимосвязи, но приоритет отдается перспективному прогнозированию);
4) согласованность прогнозов (разработанный прогноз должен быть взаимосвязан со смежными прогнозами);
5) многовариантность, альтернативность прогноза (рекомендуется разрабатывать несколько вариантов прогноза, чтобы в случае изменения ситуации использовать другой вариант. Обычно существует три варианта прогноза: оптимистичный, пессимистичный, реалистичный);
6) выбор основных факторов (при прогнозировании должны быть заложены в расчеты основные факторы, оказывающие влияние на исследуемый процесс. Это особенно актуально потому, что экономические процессы сложные, многофакторные и учесть влияние всех факторов невозможно);
7) системность разработки прогноза (процесс прогнозирования следует рассматривать, с одной стороны, как единую целостную систему, а с другой - как сложную систему, состоящую из отдельных самостоятельных блоков);
8) верифицированность прогнозов (прогнозные оценки должны быть достоверны и обоснованны);
9) адекватность (максимальное приближение прогнозной модели к реальной действительности, тенденциям, закономерностям);
10) рентабельность (эффект от разработанного прогноза должен превышать затраты на его разработку).
Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов и моделей прогнозирования.
Классификация прогнозов
Разные исследователи предлагают различные признаки классификации прогнозов.
1. По цели разработки прогнозы делятся на поисковые и нормативные. Поисковые основываются на выяснении будущего развития исследуемого явления при сохранении тенденции прошлого. Нормативные учитывают заранее поставленные цели и определенные пути и сроки их достижения. Они разрабатываются от заданного состояния в будущем с учетом существующих тенденций.
2.По временному горизонту выделяют оперативные прогнозы, которые разрабатываются на срок до одного месяца и содержат только количественные показатели; краткосрочные прогнозы, разрабатываемые на срок до одного года и содержащие общие количественные показатели; среднесрочные прогнозы, разрабатываемые на срок 1-5 лет и содержащие как количественные, так и общие качественные оценки; долгосрочные прогнозы, разрабатываемые на период 5-15 лет и содержащие общие количественные и общие качественные показатели; дальнесрочные прогнозы, которые разрабатываются на период свыше 20 лет и содержат общие качественные характеристики.
3.По содержаниюпрогнозы бывают:а) экономические - предоставляют информацию о развитии любого экономического показателя; б) демографические – охватывают движение населения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и структуру занятости населения и т.д.; в) социальные - представляют информацию об уровне и качестве жизни населения; г) экологический – дает информацию об изменении экологической ситуации в стране, городе, области и пр.; д) прогноз природных ресурсов – содержит информацию о потребностях общества в природных ресурсах и о возможностях их использования, охватывает все виды общественного воспроизводства и природную среду; г) научно-технические – рассматривают достижения научно-технического прогресса.
4. По методам разработки прогнозы делятся на интуитивные и формализованные. Интуитивные опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов. В некоторых ситуациях при прогнозировании могут быть использованы только эти прогнозы (например, когда объект прогнозирования новый и о нем нет статистической информации, объект прогнозирования сложный и на его развитие оказывает влияние много факторов). Формализованные основываются на фактической информации об объекте. Статистические данные обрабатываются специалистами с помощью формализованных методов.
5. По масштабности прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы (объект прогнозирования - это страна в целом); структурные прогнозы (межрегиональные, межотраслевые и т.п.); прогноз развития отраслевых комплексов; региональные прогнозы (объектом прогнозирования выступает регион); прогноз первичных звеньев экономики (объект - предприятие, фирма); глобальные прогнозы (объект - мир в целом, крупные мировые регионы).
Контрольные вопросы
1.1.К какой форме воздействия государства на экономику относятся прогнозирование и планирование?
1.2. Раскройте сущность взгляда Ф. фон Хайека на возможности прогнозирования в рыночной экономике.
1.3. Что такое демографические прогнозы?
1.4. Дайте определения следующим понятиям: прогноз, гипотеза, прогностика, предсказание
1.5. Перечислите принципы прогнозирования и раскройте их сущность.
1.6. Что такое нормативный прогноз?
1.7. Какие прогнозы выделяют по временному горизонту?
1.8. По каким признакам выделяют формализованные прогнозы?
1.9. В чем заключается главная функция прогнозирования?
1.10. На какой срок разрабатываются среднесрочные прогнозы?