Развитие культуры и искусства
Ориентируясь на эти важные аспекты, можно развернуть систематические исследования перспектив развития литературы и искусства. Соответственно, в данном случае выделяются три основные проблемы:
1. Проблема материально-технической базы искусства будущего.
2. Перспективные проблемы информации, в литературе и искусстве.
3. Проблема опережающего отражения действительности в искусстве.
Проблема материально-технической базы искусства будущего. Уже сейчас нетрудно представить, какие, огромные возможности для архитектуры, скульптуры и прикладного искусства открывает применение новых материалов, особенно синтетических
материалов с заранее заданными свойствами. Сказочно-прекрасные формы может прилить зданиям архитектор, не ограниченный в своем творчестве набором «традиционных» строительных материалов. Невиданную степень художественной выразительности получат произведения скульптора или декоратора, использующего новые материалы. Точна так же применение все более сложных химических составов (например, самосветящаяся красок) сможет поднять на новую ступень технику живописи. Распространение электронных музыкальных инструментов даст новый толчок дальнейшему развитию техники музыкального искусства. Дальнейшее развитие радиотелевизионной техники, стереоскопии и стереофонии позволит повысить качество трансляции произведений искусства и в то же время поставить актера, так сказать, лицом к лицу с каждым из зрителей, а зрителю — обрести постоянный «эффект присутствия» и даже «эффект участия» в художественном действии. Все это не может не сказаться на технике театрального искусства и киноискусства.
Возможность воспроизведения страницы книги на телевизионном экране либо с «дублированием» ее голосом диктора, либо с «иллюстрированием» авторского текста музыкой и средствами кинематографии откроет для литературы, особенно для поэзии, новые горизонты воздействия на аудиторию. Прогностическое моделирование потенциальных возможностей дальнейшего развития материально-технической базы искусства способно не только прояснить важные контуры искусства будущего, но и выработать рекомендации, имеющие практическую ценность для развития литературы и искусства сегодняшнего дня.
Перспективные проблемы информации в литературе и искусстве. Ценных книг, произведений искусства, музыкальных произведений, решений и новых теорий будет возникать просто чересчур много, чтобы потребитель культурных ценностей мог справиться с этой лавиной. Сегодня мы видим, что поэтов читают почти одни поэты... А ведь это неизбежно станет достойным сожаления правилом будущего мира — мира неограниченного увеличения количеств. «Ни потребности читателя, ни жажда знания не смогут обеспечить непосредственного контакта с совокупностью даже наиболее значительных творений человеческой мысли, когда одновременно будут творить тысячи Рафаэлей, Моцартов, Ферми. Посему вырисовывающаяся тенденция специализации в области культурного
потребления будет все более явной, поэтов будут читать лишь поэты, художники творить для художников, музыканты - для музыкантов, поскольку всей жизни едва хватит, чтобы только познакомиться с теш, что возникает где-либо в одной, данной области творчества»[61].
Разумеется, искусство будущего станет массовым не только в смысле общедоступности, но и по числу мастеров - писателей, артистов, художников, музыкантов, архитекторов. Но нужно будет обладать огромным богатством идей для читателя, зрителя, слушателя, чтобы привлечь внимание к своему творчеству миллионной аудитории таких же творческих индивидуальностей — всесторонне развитых людей. Это помимо всего прочего по-особому остро ставит проблему информации в искусстве; каковы должны быть критерии (и количественные и качественные) оптимального объема художественной информации, чтобы художник работал не впустую, а на определенную аудиторию и чтобы аудитория имела возможность познакомиться с его творчеством.
Человек уже привык к когда-то сенсационным сообщениям о том, что во многих крупнейших книгохранилищах мира, насчитывающих миллионы и десятки миллионов томов, больше половины книг никого и никогда не интересовало, а из остальной половины значительная часть была востребована всего один-два раза. Между тем на миллионы книг ежегодно громоздятся новые миллионы. Неужели и из них значительная доля будет ложиться мертвым грузом? Ответ на этот вопрос можно получить только с помощью прогностических исследований.
Проблема опережающего отражения действительности в искусстве. Искусство будущего будет отражать жизнь будущего. Оно будет отражать не только состояние науки и техники, экономики и социальных отношений, степень освоенности Земли и космоса, но и борьбу разума против стихни, конфликты между старым, отмирающим и новым, нарождающимся, известного рода противоречия между различными социальными группами — все, чем движется развитие человеческого общества. Тонкие и сложные взаимопереплетения ума, такта, солидарности, взаимопонимания, координации, плавности, связывающие воедино этот коллектив, представят
для искусства едва ли меньший, если не больший интерес, чем даже бесконечно богатый внутренний мир отдельного человека.
Все это, разумеется, отнюдь не умаляет значения традиций в искусстве, прежде всего реалистических традиций. Искусство будущего, как современное, безусловно, впитывает в себя все лучшее, что было создано искусством прошлого, а шедевры этого последнего всегда будут представлять огромный интерес для людей, подобно тому, как шедевры тысячелетней давности.
Конечно, исторические сюжеты, художественные образы прошлого не утратят интереса для людей и, следовательно, останутся одними из основных в искусстве будущего. Но, во-первых, по аналогии с прошлым и настоящим можно с уверенностью утверждать, что основное содержание художественных образов будущего искусства составят переживания, связанные с творчеством, дружбой, любовью, жизнью людей — современников художника. А во-вторых, развитие науки, искусства, вообще культуры неизбежно должно привести к росту удельного веса в искусстве прогностических сюжетов. Прогностическая функция в искусстве имеет видимую тенденцию к усилению. Искусство, следовательно, окажется способным быть не только отражением действительности, но и подобно современной науке во все большей мере отражением действительности в перспективе.
Невозможно разрабатывать прогнозы, касающиеся содержания искусства будущего, если не разобраться предварительно в динамике соотношения в нем пропорций исторического, современного и прогностического, если не исследовать предварительно механизм предвидения действительности в искусстве.