Прогнозирование индивидуального

Антиобщественного поведения

Проблема прогнозирования индивидуального поведения (индивидуальное прогнозирование) все больше и больше привлекает внимание представителей многих общественных наук. Ученые

разных стран ведут оживленные дискуссии по поводу возможности индивидуального прогнозирования, связи этого вида научного предсказания с такими вопросами, как планирование поведения, проектирование личности и др. При этом делаются попытки выработать индивидуальные «планы развития личности», «проектировать личность», выяснить особенности поведения личности в различных ситуациях, ее психологическую направленность и т.п.

Большое внимание уделяется разработке такого комплекса воспитательных и иных мероприятий, который позволяет в будущем правильно формировать личность. Научно обоснованную организацию формирования личности социологи называют «проектированием личности». Предсказание желаемого будущего, соответствующего интересам индивидуума, стимулирует его деятельность в данном направлении, т.е. прогноз влияет на поведение отдельных лиц, делает это поведение, каждое отдельное действие личности целенаправленным и конкретным. И именно благодаря предвидению возникают целенаправленные действия личностей. Поэтому неверным, на наш взгляд, является мнение, что «поведение человека, направляемое сознанием, находится вне сферы компетенции науки». Несостоятельна и точка зрения о невозможности индивидуального прогнозирования. Во всяком случае, это мнение несостоятельно тогда, когда речь идет о прогнозировании индивидуального антиобщественного поведения. В настоящее время данная проблема является одной из основных проблем науки криминологии.

Может или нетто или иное лицо совершить преступление? Это основной вопрос, который стоит перед субъектами индивидуального прогнозирования. Практически решить такую задачу нелегко. Однако возникающие трудности можно преодолеть посредством глубокого изучения «механизма» поведения человека, путем тщательного исследования действующих па пего внешних и внутренних факторов. Только на основе научного изучения всех этих факторов допустимо предсказывать, может ли то или иное лицо совершить преступление в будущем. При этом субъекты индивидуального прогнозирования исходят из того, что совокупность таких, например, факторов, как плохое поведение, связь с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, отсутствие постоянного места жительства и работы, пьянство и т.п., может, как правило, привести к совершению преступления.

Но недостаточно только предсказать, что человек может совершить преступление. Необходимо организовывать и проводить с ним такую индивидуальную работу, которая удерживала бы его от совершения правонарушений. Индивидуальный прогноз должен быть «направляющим» с точки зрения организации наступательной планомерной работы но предупреждению возможных преступлений со стороны конкретных лип. В этом смысле, по нашему мнению, индивидуальный прогноз является превентивным прогнозом. Его предупредительная роль раскрывается именно тогда, когда на основе предсказания предупреждается преступление со стороны каждого конкретного лица, когда индивидуальная профилактическая работа активизируется именно в отношении отдельной личности[59].

Общие вопросы индивидуального прогнозирования. Индивидуальное прогнозирование - это процесс предвидения будущего поведения отдельного человека, творческая деятельность, а индивидуальный прогноз - научно обоснованная информация, содержащая, как правило, качественную характеристику будущего поведения личности.

Индивидуальное прогнозирование с криминологической точки зрения — это предвидение (научное предсказание) возможного (положительного либо отрицательного) поведения отдельного лица в течение определенного времени, это предвидение (научное предсказание) возможного совершения преступления конкретным человеком. Но речь идет не об однозначном прогностическом выводе, а о вариантах возможного будущего поведения. Следует учитывать, что у каждого человека оказывается не одно кем-то или чем-то предопределенное будущее, а множество вероятных «будущих», из которых реализуется, в конечном счете, только одно. К этому «одному будущему» человек приходит в результате взаимодействия разнообразных факторов. Поэтому при индивидуальном прогнозировании в области криминологии задача прогнозиста сводится не только к предсказанию возможного поведения личности в будущем, но и к установлению факторов, определяющих наиболее вероятный вариант будущего поведения. Речь идет, таким образом, о «наиболее вероятном» и «возможном» поведении в будущем.

Поведение человека, как известно, есть результат сложного взаимодействия многих обстоятельств, среди которых важную роль играет сама личность. Безусловно, развитие личности непосредственно связано с прогрессом общества, а поведение ее с поведением членов общества, других людей (обусловлено «общим» поведением, рассчитано на него, сопряжено с ним или, по крайней мере, подобно ему) и потому в конечном итоге всегда может быть рассмотрено как элемент того или иного коллективного, массового поведения. Вместе с тем личность самостоятельна, следовательно, индивидуальное поведение может рассматриваться и вне какой-либо связи с поведением других людей, в качестве вполне самостоятельного. Это облегчает решение проблемы индивидуального прогнозирования, дает возможность составлять прогнозы именно индивидуального поведения. Более того, при индивидуальном прогнозировании не преследуется цель предсказать «любое» поведение, а лишь такое, которое интересует субъектов прогнозирования. Как раз это говорит о необходимости установления разумных пределов изучения личности при прогнозировании индивидуального антиобщественного поведения. Изучение макросреды или малой социальной группы в целях индивидуального прогнозирования целесообразно проводить в социально-психологическом, педагогическом и криминологическом аспектах.

Смысл индивидуального прогнозирования заключается не в том, чтобы окончательно установить, что тот или иной человек обязательно совершит или никогда не совершит преступление. Прогноз направлен на то, чтобы определить возможное поведение индивида в будущем со всеми вытекающими отсюда последствиями. При отрицательном прогнозе предполагается, что лицо может совершить преступление, если не принять соответствующие профилактические меры.

При индивидуальном прогнозировании речь должна идти о возможном преступлении со стороны конкретного лица, следовательно, как уже указывалось, об изучении будущего поведения личности. Цель индивидуального прогнозирования — научно предсказать, может или нет конкретное лицо совершить преступление, что может «привести» его к антиобщественному поведению, преступлению, что может препятствовать этому.

Индивидуальное прогнозирование в практике органов, ведущих борьбу с преступностью. Индивидуальное прогнозирование

особенно необходимо для повседневной практики милиции, суда, исправительно-трудовых учреждений. Работники милиции должны осуществлять раннюю профилактику и индивидуально-воспитательную работу с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, на основе предвидения их возможного поведения в будущем. Суд, индивидуализируя наказание, определяя его вид и размер, не может не учитывать того, как будет вести себя обвиняемый в последующем. Не обойтись без индивидуального прогнозирования и исправительно-трудовым учреждениям, когда они решают свою основную задачу исправления и перевоспитания осужденных.

Предвидение возможного поведения каждого конкретного лица, осуществляемое милицией, судом и исправительно-трудовыми учреждениями, имеет свои особенности. Милиция проводит индивидуальное прогнозирование в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности (судимых, приговоренных к лишению свободы и др.) и не привлекавшихся к такой ответственности, но ведущих антиобщественный образ жизни. Суд осуществляет такое прогнозирование только в отношении обвиняемых в совершении преступления, а исправительно-трудовые учреждения - в отношении осужденных к лишению свободы. Однако в прогностической деятельности милиции, суда и исправительно-трудовых учреждений имеется много общего. Во-первых, индивидуальное прогнозирование является единственным инструментом в руках работников милиции, суда и исправительно-трудовых учреждений, с помощью которого они могут достичь соответствия деятельности в области воспитания каждого конкретного человека интересам и потребностям настоящего и будущего. Во-вторых, только с помощью индивидуального прогнозирования работники милиции, суда и исправительно-трудовых учреждений могут в конкретном случае скоординировать свою деятельность по предупреждению преступлений, воспитанию преступников и лиц ведущих антиобщественный образ жизни.

Индивидуальное прогнозирование в работе милиции. Основные направления деятельности милиции по предотвращению (предупреждению) преступлений — выявление и принятие мер к устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению на объектах обслуживаемой территории, где совершаются или могут совершаться преступления; недопущение

преступных действий со стороны лиц, впервые вступивших на преступный путь, и особенности со стороны несовершеннолетних и молодежи; предупреждение рецидива со стороны лиц, ранее судимых за те или иные преступления.

Индивидуальное прогнозирование в судебной практике. Практика судов давно уже идет по пути применения индивидуального прогнозирования. На основе предвидения будущего поведения конкретных лиц решаются, например, вопросы о снятии и погашении судимости, об условно-досрочном освобождении и др. Однако эта работа в области индивидуального прогнозирования осуществляется пока не на основе научно разработанных методик.

Назначая наказание, суд, как известно, не стремится к тому, чтобы отомстить преступнику за его деяние, совершенное в прошлом, а, думая о будущем человека, применяет такую меру (в рамках закона), которая способна исправить виновного и тем самым вернуть его к честной трудовой жизни, предупредить на будущее преступления как со стороны наказанного, так и со стороны иных лиц. При этом, исходя из справедливых требований общества и руководствуясь законностью, суд учитывает в своей деятельности, что цели предупреждения преступлений могут быть достигнуты лишь как результат предвидения людьми неотвратимости законного наказания.

Изучение личности преступника становится при этом составной частью судебного процесса, а проблема назначения наказания (определение его вида, срока и т.п.) сводится уже не только к тому, чтобы по сугубо «юридической схеме» правильно определить меру карательно-воспитательного воздействия (что само по себе весьма важно), но и к тому, чтобы изучить и объяснить конкретные причины и условия, которые привели человека к преступлению, мотивы деяния, прошлую и настоящую жизнь виновного, ситуации, в которых он находился, окружающую его среду, его перспективные цели, стремления, намерения, моральные и психические силы, состояние здоровья и др., установить связь между всеми этими характеристиками с позиций прошлого, настоящего и будущего и определить возможные варианты поведения субъекта в предстоящий период времени.

Прошлое, настоящее и будущее поведение подсудимого можно описать с помощью различных индивидуальных свойств и признаков личности. Однако следует учитывать, что при индивидуальном

прогнозировании задача суда сводится не только к тому, чтобы изучить личность преступника, но и к исследованию и учету факторов, определяющих наиболее вероятный вариант будущего поведения. К числу таких факторов, как показывают материалы конкретных исследований, относятся: среда, в которой будет находиться в будущем виновный, его социальная и психологическая активность, определяемая интересами и готовностью жить так, а не иначе. Никогда не следует пренебрегать возможным влиянием среды на внутренний мир личности. Любой психически нормальный человек обладает способностью к деятельности и к участию в ее различных видах. В связи с этим перед человеком часто встает проблема выбора. Следовательно, чтобы составить индивидуальный прогноз с учетом среды, в которой может оказаться индивид (в нашем примере преступник), надо знать: во-первых, в какой среде окажется виновный; во-вторых, какие возможности деятельности предоставит ему социальная среда; в-третьих, какую из возможностей выберет сам субъект.

Решить эту проблему в судебной практике в принципе нетрудно. Судья, готовясь к судебному разбирательству и изучая материалы дела, получает первичную информацию о личности подсудимого (краткие биографические данные, семейное положение, круг связей, воспитание, обстоятельства, при которых было совершено преступление, и т.п.). В результате анализа этих и других данных, которые имеются в деле и собраны в ходе предварительного расследования, судья уже примерно знает, какое наказание может быть применено к субъекту, в каких условиях (среде) будет оно исполняться и какие возможности способна предоставить новая социальная среда осужденному для его деятельности.

Индивидуальное прогнозирование в деятельности исправительно-трудовых учреждений. У работников исправительно-трудовых учреждений имеются все возможности для составления достаточно точного индивидуального прогноза в отношении лиц освобождаемых от наказания условно-досрочно. Если судья, разрабатывая прогноз поведения конкретного лица, может лишь в течение короткого периода времени изучить материалы его дела, провести с ним несколько бесед, то работник «места лишения свободы» располагает в этом отношении гораздо большими возможностями. Он в течение длительного периода наблюдает за поведением

осужденного, достаточно хорошо, знает его личное дело и другие материалы, изучает его связи с людьми, привычки, намерения, личные' интересы и др.

Цели индивидуального, прогнозирования в исправительно-трудовых учреждениях заключаются в следующем: получить информацию о возможном поведении осужденного, как во время отбывании наказания, так и после освобождения в течение какого-то, конкретного периода времени. Этими вопросами помимо криминологии занимаются наука исправительно-трудового права, исправительно-трудовая психология и исправительно-трудовая педагогика.

Исправительно-трудовые учреждения фактически постоянно используют в своей практической деятельности индивидуальное прогнозирование. «Исправился, нового преступления не совершит», - так обычно пишут работники тюрем и колоний в представлениях к условно-досрочному освобождению. А это не что иное, как прогноз поведения освобождаемого из исправительно-трудового учреждения.

Конечно, в плане борьбы с преступностью невозможно предусмотреть абсолютно все, с чем можно столкнуться в будущем, да этого и не требуется. Главное не в предвидении и скрупулезном анализе деталей, а в том, чтобы, учитывая криминологические и другие прогнозы, знать конкретно, в каком направлении разрабатывать план, какие задачи сформулировать в нем и как добиться их выполнения[60].

Основные теоретические и практические результаты, получаемые в процессе юридического прогнозирования, могут быть сведены к следующим:

1. Информация о возможном, наиболее вероятном и желательном состоянии государства, права, политической системы, демократии, социального управления, о тенденциях дальнейшего развития законодательства и системы права, функционирующей в основе последнего,

2. Выявление наиболее актуальных экономических, социальных, политических, культурных и иных перспективных проблемных

ситуаций общественного развития, требующих изменения функций и форм государства и права, государственно-правового регулирования и активного реагирования на основе закона.

3. Определение наиболее перспективных и наиболее эффективных форм и методов деятельности государства, наиболее прогрессивных и демократических средств нормативно-правового и ценностно-ориентирующего социального регулирования в целях дальнейшего совершенствования общественных отношений.

4. Содействие формированию планов и программ развития государства и права, подготовки и принятия новых законодательных актов, в том числе на основе использования прогнозов в сфере экономики, науки и техники, культуры, политики, социальных и международных отношений и др.

Методики разработки юридических прогнозов основываются на анализе специфических закономерностей, присущих государству и праву, и относятся к сложным взаимосвязям, существующим между состоянием экономического, социально-политического, идеологического и культурного развития общества, с одной стороны, и состоянием государства и права как важнейших подсистем правовой надстройки общества — с другой. Эти соотношения выявляются на основе социологического и юридического анализа. В юридическом прогнозировании учитываются также внутренние закономерности развития государства и нрава, например закономерности логико-юридического развития системы права и основанного на ней текущего законодательства. Сюда же относятся процессы дифференциации и интеграции законодательства, «достраивания» нормативной системы до степени относительной завершенности, специфические процессы развития нормативно-правовой системы и др.

ГЛАВА 13

Наши рекомендации