В современной экономической теории дается несколько определений категории цены.
В Методологических положениях по статистике записано следующее определение:
«Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты
(национальной или международной) за количественную единицу товара»
В практике нашли применение следующие виды цен: цена производителя, основная цена, цена покупателя
Цена производителя
Основная цена
Цена покупателя
4. Розничные цены
Закупочные цены
Цены и тарифы на услуги
7. Свободные, или рыночные, – цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, а также других факторов рыночной экономики.
8. Государственные цены устанавливаются государством в основном на продукцию отраслей-монополистов (на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на цены в стране, на социально значимые товары и услуги).
Фиксированные цены
Регулируемые
Предельные цены
Регистрация цен и тарифов.
С целью изучения динамики учитываются три вида цен:
- цены отчетного периода;
- цены соответствующего месяца предыдущего года;
- цены месяца, непосредственно предшествующего отчетному.
Потребительский набор– это единая для всех
регионов Российской Федерации репрезентативная
выборка групп товаров и услуг, наиболее часто
потребляемых населением.
Набор состоит из трех крупных групп:
продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги, оказываемые населению.
Под уровнем цен понимают абсолютные, средние и относительные показатели, отражающие цены отдельных товарных единиц или их совокупности на определенную дату или промежуток времени.
где – средняя цена товара;
qp – стоимость реализованной продукции;
q – количество товаров в натуральном выражении,
или
где di – доля численности населения города в
общей численности района (или доля
потребительских расходов);
Pi – цена i-го товара в городах района
Если статистическая информация не содержит данных о количестве
реализованной продукции, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной
Индекс цен – относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени
(индекс динамики), в пространстве (территориальный индекс). Он выражается в
коэффициентах или в процентах. iP = р1 : р0.
Основные формы индексов, используемых в практике статистики цен:
– индекс цен ,взвешенный по весам базисного периода, - индекс Ласпейреса
– индекс цен, взвешенный по весам текущего периода, – индекс Пааше:
«эффект Гершенкрона»–систематическое опережение индексом Ласпейреса индекса
Пааше (IЛ>IП).
Наибольшее применение индекс Ласпейреса получил при расчете индекса потребительских цен. Если же необходимо определить размер переплаты (экономии) денег населением в связи с ростом (снижением) цен, правильнее пользоваться
индексом Пааше. Сумма перерасхода (экономии) денег населения определяется как разность между числителем и знаменателем индекса Пааше, а именно:
«Идеальный» индекс Фишера:
Индекс Эджворта-Маршалла:
Индекс цен фиксированного состава характеризует относительное изменение среднего уровня цены в результате изменения индивидуальных значений цен данного товара по отдельным единицам совокупности (предприятиям, регионам, субрынкам и др.) и может быть исчислен по методу Пааше:
По методу Ласпейреса индексы цен фиксированного состава будут иметь следующий вид:
В потребительском секторе исчисляется индекс потребительских цен (ИПЦ) на основные товары и услуги, Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов:
1. Определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) и городу как частное от деления средних сопоставимых цен:
iP = P1 : P0.
2. На основе индивидуальных индексов цен по городам и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров:
Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле Ласпейреса:
где q0 – количество товара (услуг) в потребительском наборе базисного периода; p1 (р0)–цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе текущего (базисного) периода; iP – индивидуальный индекс цен товара (услуги).