Общие сведения о системах оповещения населения
Оповещение- это метод пассивной защиты населения от каких-либо опасностей, который заключается в экстренном доведении до руководителей, служб и формирований РСЧС и ГО и населения на соответствующей территории (регион, город, район, населенный пункт и объект экономики):
- заранее установленных предупредительных сигналов о возникновении какой-либо опасности;
- команды для проведения мероприятий ОУ, служб и сил РСЧС и ГО по защите населения;
- распоряжения о порядке поведения и использования населением средств и способов защиты.
Для решения задачи по своевременному оповещению населения в РФ создана система оповещения на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Система оповещения населения представляет собой организационно-техническое объединение органы повседневного управления и средств оповещения (сетей вещания, каналов сети связи общего пользования), обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил РСЧС и ГО и населения (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Система оповещения населения РФ
Система оповещения населения предназначена для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств РСЧС и ГО и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Оповещение населения об какой-либо опасности, осуществляется органами повседневного управления РСЧС и ГО с использованием различных технических средств оповещения.
К органам повседневного управления РСЧС и ГО относятся:
- национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);
- центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) региональных центров МЧС России;
- центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) главных управлений МЧС России по субъектам РФ;
- ЕДДС муниципальных образований;
- ДДС потенциально-опасных объектов и организаций, привлекаемых для оповещения населения.
Системы оповещения, непосредственно связанные с оповещением населения, являются региональная, муниципальная и объектовая системы оповещения. Они являются основными.
Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение сигналов оповещения, распоряжений и информации об опасностях мирного и военного времени до:
- федеральных органов исполнительной власти;
- органов исполнительной власти субъектов РФ;
- региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России);
- органов, специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главное управление МЧС России по субъекту РФ).
Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведение сигналов оповещения, распоряжений и информации об опасностях мирного и военного времени до:
- органов исполнительной власти субъектов РФ;
- главных управлений МЧС России по субъектам РФ.
Основной задачей региональной (областной) системы оповещения является доведение сигналов оповещения, распоряжений и информации об опасностях мирного и военного времени до (рис. 2.2):
1) должностных лиц исполнительных органов государственной власти субъекта РФ;
2) должностных лиц ГУ МЧС России субъекта РФ;
3) единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и городских административных округов;
4) дежурно-диспетчерских служб организаций, потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
5) населения, проживающего на территории субъекта РФ.
Рисунок 2.2 – Региональная (областная) система оповещения
Региональная (областная) система оповещения строится на базе существующей внутриобластной сети связи, сетей радио-, проводного и телевизионного вещания.
Региональная система оповещения обеспечивает:
1 Дистанционное включение электросирен («Внимание всем») на территории всей области (в городах, сельских районах, объектах экономики).
2 Дистанционное переключение радиотрансляционных узлов с программ вещания на специальную программу.
3 Циркулярное оповещение должностных лиц через служебные и квартирные телефоны.
4 Централизованное дистанционное управление автоматическими системами оповещения городов, сельских районов, объектов экономики (как циркулярное, так и выборочное).
5 Ретрансляцию сигналов вышестоящего звена.
В качестве средств оповещения населения используются:
- сеть электрических сирен С-40;
- уличные и комнатные громкоговорители;
- сеть радио и телевещания.
- служебные и квартирные телефоны.
Основной задачей муниципальной (городской, районной) системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения, распоряжений и информации об опасностях мирного и военного времени до:
1) должностных лиц органов местного самоуправления и специально уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС;
2) дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и расположенных на территории муниципальных районов и городских округов;
3) специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования;
4) населения, проживающего на территории муниципальных районов и городских округов.
Муниципальная (например, городская) система оповещения строится на базе городской сети связи, сети связи, сети проводного вещания и с использованием комплекса аппаратуры АДУ-ЦВ (П-164).
Городская система оповещения обеспечивает:
- дистанционное включение электросирен (сигнал «Внимание всем»);
- дистанционное переключение с ПУ города радиотрансляционного узла с программы вещания на специализированную программу;
- циркулярное оповещение должностных лиц через служебные и квартирные телефоны;
- централизованное управление автоматизированными системами оповещения объектов экономики на территории города;
- ретрансляцию сигналов и информации от вышестоящего звена.
В качестве средств оповещения населения используются:
- электрические сирены С-40;
- уличные и комнатные громкоговорители;
- сеть радио и телевещания;
- служебные и квартирные телефоны.
Основной задачей объектовой (локальной) системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения, распоряжений и информации об опасностях мирного и военного времени до (рис. 2.3):
- руководящего состава РСЧС и ГО организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований;
- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Система оповещения объектастроится на базе городской сети связи, существующей сети производственной связи объекта, сети производственного вещания объекта с использованием специального комплекса аппаратуры П-164.
Рисунок 2.2 - Объектовая (локальная) система оповещения ХОО
Система оповещения объекта обеспечивает:
- электросиренное оповещение рабочих и служащих («Внимание всем!»);
- передачу речевой информации по радиотрансляционной сети и сети громкоговорящей связи объекта;
- циркулярное оповещение руководящего состава объекта через служебные телефоны;
- ретрансляцию сигналов для органов управления ГО и ЧС города.
В качестве средств оповещения на объекте используются:
- электрические сирены (С-28, С-40);
-уличные и комнатные громкоговорители;
- радиоточки объекта;
- служебные телефоны.
Система оповещения объекта организационно входит в автоматизированную систему централизованного оповещения города и предусматривать не только ее местный запуск (то есть с пункта управления или рабочего места дежурного диспетчера), но и централизованное включение.
В связи необходимостью дальнейшего совершенствования систем оповещения населения, проживающего вблизи опасных производственных объектов, постановление Правительства РФ от 01.03.93 № 178 предписывает создание локальных систем оповещения в районах размещения опасных производственных объектов (ОПО).
Локальные системы оповещения (ЛСО) предназначены:
-длясвоевременного доведения до рабочих и служащих объектов, организаций и населения, проживающего в непосредственной близости от ОПО, органов управления РСЧС и ГО сигнала «Внимание всем!»;
- информации об угрозе радиоактивного загрязнения, химического заражения и катастрофического затопления;
- информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям при авариях на ОПО.
В состав локальной системы оповещения входят:
- система оповещения ОПО;
- система оповещения объектов и организаций, расположенных в границах локальной системы оповещения.
Управление локальной системой оповещения на ОПО осуществляется с пультов, расположенных на основном рабочем месте дежурного диспетчера и на резервном пункте управления.
Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) оборудуется техническими средствами, обеспечивающими:
- управление локальной системой оповещения;
- прямую проводную или радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным дежурным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также дежурными сменами аварийных служб ОПО;
- контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;
- прием сообщений, передаваемых по территориальной системе оповещения;
- телефонную связь общего пользования.
В качестве средств оповещения на объекте используются:
- электрические сирены (С-28, С-40);
- объектовые и городские сети связи и оповещения;
-уличные и комнатные громкоговорители;
- радиоточки объекта;
- служебные и домашние телефоны.
Работа локальной системы оповещения организуется следующим образом.
Дежурный диспетчер (начальник смены) ОПО отвечает за своевременную передачу по ЛСО сигнала «Внимание всем!», текста оповещения о ЧС, а также за своевременное информирование ОД органа управления по делам ГО и ЧС города о факте аварии и складывающейся обстановке.
Кроме того, о факте аварии (или ее угрозе) и принятых мерах он должен сообщить в свое министерство.
Технические средства ЛСО должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигнала «Внимание всем!» и текста сообщения о ЧС и обеспечивать автоматизированное дистанционное включение.
2.2 Средства оповещения населения
Основной способ оповещения населения - передача сигналов и речевой информации оповещения через технические средства.
По данным отечественных и зарубежной источников, считается, что своевременное оповещение населения и возможность укрытия его в ЗСГО за 10-15 мин после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения с 85 % до 4-7 %. Поэтому защита населения от поражения современными средствами нападения или от поражающих факторов природно-техногенных ЧС при наличии достаточного количества ЗСГО будет зависеть от своевременного оповещения населения от опасности.
Основным техническим средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории РФ являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 метров.
Электрические сиреныобладают достаточно высокой эффективностью в обеспечении экстренного оповещения населения. Они просты в устройстве и техническом обслуживании, служат десятилетиями, управление ими легко централизуется и они представляют собой в настоящее время центральное звено в системах оповещения населения (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 - Общий вид электросирены С-40
В то же время их использование не лишено и недостатков:
- зависимость от состояния электроснабжения и исправности телефонных линий управления;
- небольшие площади звукопокрытия, что заставляет устанавливать большое количество сирен по территориям городов и населенных пунктов;
- определенная зависимость от погодных условий и времени года;
- сети электросирен легкоуязвимы в чрезвычайных ситуациях (нарушение сети централизованного электроснабжения, аварии на местных телефонных сетях, являющихся основной для управления сиренами).
Другим эффективным техническим средством оповещения людей вне здания (дома) являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения.
Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта) (рис. 2.5).
Рисунок 2.5 - Общий вид уличных громкоговорителей
Один громкоговоритель в условиях города, при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки), обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество уличных громкоговорителей. Поэтому постояннодействующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. Большое количество уличных громкоговорителей хранится на складах и требуется значительное время и силы для их оперативного развертыва- ния в угрожаемый период.
В то же время в отличие от электросирен применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен, и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Но это не значит, что сети уличной звукофикации способны заменить сети электросирен. Эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.
Следующим эффективным техническим средством оповещения людей в зданиях (домах) и помещениях (квартирах) является использование радиотрансляционной сети (сети проводного вещания). Они обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. Однако они требуют постоянного обслуживания и проверки на предмет готовности. Несмотря на постоянное сокращение количества уличных громкоговорителей, их роль в оповещении и информировании населения в чрезвычайных ситуациях весьма велика.
Для повышения надежности оповещения необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. При этом следует учитывать и время суток, так как эффективность различных средств оповещения меняется. В ночное время наиболее эффективны сети электросирен и уличных громкоговорителей, в вечернее время - телевидение, днем - электросирены и уличные громкоговорители, сети радиовещания.
В сельских населенных пунктах число электросирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети ввиду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания. Это требует поиска и совершенствования способов оповещения и информирования населения, постоянного внимания к этой проблеме со стороны органов исполнительной власти и органов управления РСЧС.
Как показывает практика, полный охват населения оповещением практически невозможен. Нельзя также и утверждать, что все находящееся в зоне действия средств оповещения население адекватно воспримет сигналы оповещения и информацию об опасности и организует свои последующие действия в соответствии с переданной информацией. Нужна еще продуманная система обучения населения, которая позволит научить людей распознавать эти сигналы и осознанно действовать по ним.
Высокая эффективность в подготовке населения к самостоятельным действиям может быть достигнута путем выпуска специальных памяток, адресованных жителям конкретного города или района, которые раздаются бесплатно местными исполнительными органами власти или продаются за символическую цену.
Такие памятки могут нести следующую информацию:
- сведения о сигналах и информации оповещения и порядке действий по ним;
- номера телефонов дежурных служб города или единой дежурно-диспетчерской службы, оперативного дежурного управления ГОЧС города, объединенных диспетчерских служб жилищно-эксплуатационных управлений;
- наименования объектов, расположенных на территории города, типы химически опасных веществ, используемых в производстве, а также возможную глубину их распространения в случае аварии на объектах;
- характеристику типов химически опасных веществ, меры защиты от них и способы оказания помощи при поражениях;
- общий план города (района) с указанием мест расположения потенциально опасных объектов и размеров зон возможных заражений (разрушений, затопления), медицинских учреждений, пунктов посадки на транспорт, органов исполнительной власти и органов управления ГОЧС, наиболее целесообразных маршрутов эвакуации, сборных эвакопунктов;
- адреса убежищ и укрытий;
- частоты и программы местного радиовещания, которые спланированы для использования в интересах информирования населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и др.
В такие памятки может вноситься и другая информация, например, о возможных стихийных бедствиях, характерных для данного региона, информация по организации защиты населения и быстрой ориентации его в обстановке при возникновении чрезвычайных ситуаций. Памятка может содержать и специальные графы для их последующего заполнения не- обходимыми сведениями и изменениями обстановки на территории города (района).