Организацию оповещения населения при чрезвычайных ситуациях

Подготовка населения к защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера является одной из важнейших за­дач государственной политики РФ в области национальной безопасности страны.

Одним из способов защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, а также от применения современного оружия является своевременное оповещение. При этом защита населения начинается с оповещения и информирования об угрозе или возникновения какой-либо опасности.

В настоящее время руководящими документами по организации оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС в военное и мирное время являются:

- ФЗ от 12 февраля 1998 г. № 28 «О гражданской обороне»;

- ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- Постановление Правительства РФ от 01.03.93 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

- Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»;

- типовое положение основных структур РСЧС и ГО объектового звена.

Рассмотрим основные положения указанных документов по организации оповещения населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера

а) федеральный закон «О гражданской обороне» устанавливает, что:

- одной из задач ГО является оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 2);

- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации в пределах своих их полномочий создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления ГО и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 7, 8, 9).

б) федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»определяет, что:

- одной из задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС является сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 4);

- информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют сведения о возникших ЧС и их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 6);

- информация в области защиты населения и территорий от ЧС, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой (ст. 6);

- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них (ст. 6);

- сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 6);

- организации обязаны создавать локальные системы оповещения о ЧС (ст. 14).

в) постановление Правительства РФ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»определяет:

1) создание локальных систем оповещения при строительстве потенциально опасных объектов, а также на действующих потенциально опасных объектах с управлением от местных штабов ГО (ст.1).

2) зоны действия локальных систем оповещения (ст. 2):

- в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);

- в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;

- в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

3) ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (ст. 4):

- на организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты - рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других предприятий, учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, штабов ГО;

- на органы исполнительной власти областей и городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты - остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления.

г) постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»устанавливает, что:

1) органами повседневного управления единой системы являются (ст. 11):

- на федеральном уровне - центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

- на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

2) размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию (ст. 13).

3) в режиме повседневной деятельности органы управления РСЧС и объекта экономики выполняют сбор и обработку информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (ст.. 28, а);

4) в режиме повышенной готовности органы управления РСЧС и ГО объекта экономики выполняют непрерывный сбор и обработку информации и информируют население о приемах и способах защиты от возможных ЧС (ст. 28, б);

5) в режиме чрезвычайной ситуации органы управления РСЧС и ГО объекта экономики оповещают органов местного самоуправления и население об возникновении ЧС (ст. 28, в).

д) типовое положение основных структур РСЧС и ГО объектового звена определяет создание службы оповещения и связи

е) приказ МЧС России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» устанавливает, что:

1) системы оповещения населения создаются:

- на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории РФ);

- на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

- на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта РФ);

- на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

- на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

2) распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

- федеральной системы оповещения - МЧС России;

- межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

- региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ;

- муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления;

- локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

3) непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС и ГО.

Наши рекомендации