Рождаемость, как биосоциальный показатель демографической ситуации стран. Основные концепции демографических процессов.
Рождаемость представляет один из важных демографических процессов, который наряду со смертностью определяет режим воспроизводства населения. Снижение рождаемости в развитых странах стимулировало демографические исследования, которые ориентированы на изучение закономерностей и корреляций показателя рождаемости с различными факторами. Выявлено, что рождаемость является сложным «демографическим феноменом», имеющим биологическую природу и строгую социально-экономическую регламентацию. На современном этапе в развитых странах, для которых характерна достаточно низкая смертность, возросла роль рождаемости и данный процесс стал ведущей компонентой, определяющей воспроизводство населения, его режим, общее направление эволюции численности населения и его половозрастной структуры.
Специфика изучения процесса рождаемости состоит в том, что рождаемость, будучи демографическим процессом, имеет биологическую основу, сущность которой можно определить как интенсивность процесса появления новых особей в популяции за счёт размножения [8].
С развитием научных представлений понятие рождаемости изменялось. Специфика задач и объекта исследования демографии определило рост значимости социально-экономической составляющей и уход от натуралистической концепции. Доля социальных и биологических факторов в детерминации рождаемости не постоянна и изменяется в процессе развития общества, его структуры, зависит от особенностей социальных институтов, специфики института семьи и брака. В работах Борисова В.А [4] под рождаемостью понимается частота рождений в определенной социальной среде.
Другое широко используемое определение рождаемости следующее: рождаемость – это процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений, составляющих население [21].
Идеи учёта рождаемости были широко распространены во многих развитых древних цивилизациях: Китае, Индии, Персии, Египте, Греции, Риме и др. [18]. В средние века подсчётом рождений и смертей традиционно занимались религиозные институции. Позже, когда ведущие страны стали более активны на политической арене, открытые военные конфликты уступили место холодному экономическому противостоянию, рождаемость была признана одним из факторов, определяющих экономику и политическую стабильность страны. С начала 19 века, ведущие европейские страны и их колонии обязывали своих граждан официально регистрировать рождения в государственных бюро [15]. На основе собранных статистических данных проводились аналитические исследования, строились прогнозы, формировались концептуальные демографические теории: экономическая теория рождаемости, теория «ценности» и «стоимости» детей, теория демографического перехода и др. [5].
Одной из центральных концептуальных основ демографии с 70-х годов прошлого века и до настоящего времени является теория демографического перехода. Термин был введен американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году [42]. В первоначальной формулировке теория демографического перехода представляла собой подробное описание механизмов изменения смертности и рождаемости, сопровождавшееся обсуждением того, как эти изменения повлияют на демографическое развитие мира в будущем [32, 42]. Однако исследователи рассматривали данный переход как продукт широкого комплекса социальных и экономических изменений. Работа Энсли Коула, посвященная движущим силам изменений рождаемости и их причинам, стала ключевой для этого направления исследований [30]. Целью Принстонского проекта по изучению европейской рождаемости (Princeton European Fertility Project) было рассмотрение изменения рождаемости как прямого следствия социальных и экономических изменений [46] (рис. 1).
Рис. 1. Демографический переход, формирование человеческого капитала, социальные и экономические изменения. Общая схема. Источник: demographia.ru
Концепция демографического перехода раскрывает механизм демографической стабилизации, разбивая динамическое развитие показателей прироста на четыре стадии с характерными и прогнозируемыми переходами в промежутках. Для каждой стадии характерна определенная зависимость показателей рождаемости, смертности и их прироста.
Первый этап: прирост рождаемости превосходит прирост смертности, отмечается рост численности населения.
Второй этап: прирост смертности снижается, но интенсивность снижения рождаемости выше, таким образом, рост численности населения замедляется, наблюдается повышение среднего возраста или старение населения.
Третий этап: из-за возрастной структуры населения, оставленной после перехода со второго этапа, растет смертность населения, но снижается интенсивность спада рождаемости – демографические процессы стабилизируются, рождаемость и смертность стремятся к равенству.
Четвертым, этапом является стабилизация естественных движений населения, рождаемость и смертность уравниваются в значениях и динамике – численность населения постоянна, неизменна или претерпевает незначительные флуктуации [14].
Однако для стран с различным социально-экономическим уровнем характерно различие скорости и сроков преодоления этапов демографических переходов. Для развитых стран демографический переход сделал возможным существование общества, разительно отличающегося от прошлого: с высоким уровнем жизни, образованным и информированным населением, сложившимися консолидированной пенсионной и другими системами.
Анализ, выявление и оценка влияния различных социально-экономических факторов на демографические процессы помогают регуляции и интенсификации процессов демографического развития и переходов.
В настоящее время выделяют два основных подхода, на которых базируются теории демографии: экономический и социально-психологический [20].
Экономический подход исходит из признания зависимости демографических процессов от экономического фактора. Классический экономический подход базировался на двух противоположных теоретических позициях.
Согласно первой, чрезмерная рождаемость является тормозом экономического развития и источником бедности государства. Идея Т.Р Мальтуса о том, что высокая рождаемость является фактором, сдерживающим экономическое развитие, легла в основу мальтузианства [13]. Сущность учения в следующем: рост численности населения в геометрической прогрессии создает непомерно высокую нагрузку на окружающую среду в обеспечении средствами к существованию, которые в естественных условиях прибывают арифметчески. Сторонниками неомальтузианского подхода являются Х. Бешлоу, Х. Лейбенштейн, Р. Нельсон, Э.Фелпс и др., которые убеждены, что высокие темпы роста населения снижают уровень жизни.
Согласно второй теоретической позиции ‑ рост народонаселения, наряду с внедрением новых технологий в производство материальных благ, открытием новых ресурсов, является основным фактором экономического роста, население же признается экзогенным фактором экономического развития [20, 33].
В экономической теории демографического развития Г. Беккер [24] объяснял снижение рождаемости тем, что в процессе экономического развития растет цена человеческого времени, последнее превращается, наряду с материальными факторами, в самостоятельный фактор благосостояния семьи и личности. Вследствие этого рождение каждого ребенка, отнимающее время у членов семьи (особенно матери) объективно снижает его «предельную полезность». Репродуктивную деятельность семьи Г. Беккер рассматривал как разновидность поведения потребителей, а детей – как «специфический товар длительного пользования». Как он полагал, что при росте дохода или падении цен на товары цена ребенка будет относительно падать, и семье будет выгодно увеличить количество детей. Таким образом, что в экономически развитых странах с более высоким уровнем доходов темпы естественного прироста населения могут ускориться. Однако этого не произошло. Идеи Г. Беккера были продолжены в теории Р. Истерлина [35], которая получила название теории колебания рождаемости. Согласно данной теории в ХХ веке должны были происходить циклические возвраты «бэби-бума» – всплеска рождаемости. Когда реальный доход мужчины оказывается выше уровня его притязаний, как было в 1940-1950 гг., это стимулирует рост брачности и рождаемости. В противном же случае, когда реальный доход ниже ожидаемого, растет женская занятость и соответственно падает рождаемость. По мнению, Р. Истерлина молодые люди вызовут второй «бэби-бум», который, должен был начаться в 1990-е годы. [34] Данная теория Р. Истерлина была доминирующей в интерпретации рождаемости в США после Второй мировой войны. Прогнозы оставались верными до 1964 г., после чего рождаемость стала вновь ускоряющимися темпами падать в странах Европы, Северной Америки и Австралии. Спад рождаемости начался в период беспрецедентного процветания и экономического роста и, через стагфляцию в 1970-е гг., продолжился и в 1980-е гг.
Таким образом, экономический подход к исследованию рождаемости связан с недооценкой социально-психологических факторов, религии, национальных традиций, духовных и психологических потребностей, и других неэкономических факторов.
Типологию факторов рождаемости предложил советский демограф Б.Ц. Урланис [19]. Согласно его теории, процесс урбанизации относится к категории условий; жилищные условия и рост образовательного и культурного уровня населения – к факторам снижения рождаемости; изменение структуры потребностей, вызванное культурным ростом – к субфакторам, а применение контрацепции – к конкретным причинам.
По мнению Т. Шульца [43], в развитых странах меняется экономическое мышление людей – это касается и представлений о возрасте вступления в брак, о количестве детей в семье и возрастном разрыве между ними, о величине семейных ресурсов, предназначенных для инвестиций в детей.
Социально-психологический подход исследования рождаемости в ряде ведущих факторов выдвигает такие показатели как уровень жизни, уровень труда или занятость, социально-гигиеническая культура общества, уровень и доступность медицинского обслуживания, характер и особенности личной жизни, исторические факторы, репродуктивное поведение, этические факторы, вооруженные конфликты и др. [45]. Одним из авторов социально-психологического подхода в объяснении факторов рождаемости является Дж. Блейк [26]. Определенный интерес вызывает теория ценности и стоимости детей, сторонниками которой являются М. Кейн и Э. Мюллер [38, 40]. Согласно данной теории возрастала роль психологического фактора, тем не менее, придавалось немаловажное значение и экономической, и социальной мотивации репродуктивных установок [27].
В 1970-х гг. А.И. Антонов и В.М. Медков отмечают «факторный подход», когда значения тех или иных социально-экономических факторов непосредственно сопоставлялись с показателями рождаемости [2].
Американские социологи и демографы К. Девис и Дж. Блейк представили модель промежуточных переменных,[32] которая является вариантом демостатистического описания репродуктивного процесса, представляющего собой перечень событий, связанных с формированием и распадом брачных союзов и с половой жизнью в их рамках (первый блок «промежуточных переменных»); событий, связанных с зачатиями или их отсутствием (второй блок переменных); событий, связанных с беременностями и их исходами (третий блок переменных).
Теория факторов рождаемости, разработанная Р. Фридменом [36] основана на материалах международного исследования, проведенного в 41 стране мира, был сформулировал вывод о том, что детерминанты рождаемости имеют свою специфику в отдельных странах и регионах, но можно выделить и универсальные детерминанты: 1) демографические характеристики семейной пары; 2) социальные и экономические характеристики пары; 3) характеристики институтов, сообществ региона, нации и 4) культурные факторы.
Урбанистическая концепция демографических процессов ставит демографические процессы в зависимость от урбанизации, аргументируя это тем, что нуклеарная семья и репродуктивные установки на малодетность характерны для городского образа жизни. Однако данная концепция работает в условиях крупных, наиболее экономически развитых городов. Кроме таких есть еще и другие типы городов, например, города с повышенной долей в их населении мигрантов из сельской местности, в образе жизни населения такого города заметно меньше влияние городских стереотипов репродуктивного поведения.
Проанализированные теоретические концепции демографических процессов положены в основу изучения рождаемости в развитых странах.