Контрольные задания и задачи для самопроверки. 1. Перечислите основные особенности медико-демографической ситуации в России

1. Перечислите основные особенности медико-демографической ситуации в России.

2. Назовите и определите субъекты медицинского страхования.

3. Перечислите экономические особенности медицинских услуг.

4. Определите основные функции медико-социального страхования.

5. Назовите основные задачи государственной социальной политики в здраво охранении.

Литература

1. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, № 17, 1993.

2. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан в РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, №31, 1993.

3. Вялков А.И., Щепин В.О., Тищук Е.А.. Проклова Т.Н. Лечебно-профилактические учреждения федерального подчинения: анализ и оценка деятельности / Под ред. О.П. Щепина. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.

4. Доклад Министра здравоохранения Российской Федерации Ю.А. Шевченко на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения РФ «Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000-2004 годы и на период до 2010 года». Москва. 15 марта 2000 года.

5. Кучеренко В.З., Денисов В.Н., Финченко Е.А и др. Введение в медицинское страхование — В 2 т. — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН. 1995. Т.1.

6 Кучеренко В 3.. Корюкин В.Г., Морозов В.П. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения. — Спб.: СП Дельфа Р.А., 1994.

7 Лебедев А.А. Маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья. Автореферат дис. д-ра медицинских наук./ ОГМА. Оренбург, 1996.

8 Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (проект).

9 Стародубов В.И. Таранов A.M. и др. Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях М.: Федеральный фонд ОМС, 1999. — с. 320.

10. Энциклопедический социологический словарь; Общ. ред Осипова 1 .В. /ИСПИ РАН. — Zimmermann BCS Stones GmbH, 1995, — с. 939.

Глава 3.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ

РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НА СЕЛЕНИЯ

План:

1. Сущность и содержание социальной защиты

2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения

3. Реабилитационная индустрия

4. Основные направления социальной защиты. Концептуальные под ходы к реформированию системы социальной защиты населения в России

5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

6. Литература

Сущность и содержание социальной защиты

Социальная защита— политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

• государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

• частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, до ходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты — является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

• законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и расходов населения;

социальное страхование;

социальное вспомоществование;

социальные услуги;

целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

• поощрителъности, — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку от дельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов:

• заявителъности, — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

• патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В на стоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал цен тральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтаристского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;

• реформирования пенсионной системы;

• упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

• соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

• создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

• воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

Наши рекомендации