Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа

Кружок «АБВГД-ейка» I год обучения

Для занятий в кружке Вашим детям понадобятся:

1.«Звуковой пенальчик»:

Три спичечных коробка, склеенных между собой.

В первый коробок вкладываем картонные фишки (квадратики/ прямоугольники/ кружочки) красного цвета.

Размер фишек произвольный. 5 – 7 шт.

Во втором коробке фишки синего цвета,

В третьем – фишки зеленого цвета. Также по 5-7 шт.

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru

Простой карандаш.

Касса букв (найти можно в любом магазине канцтоваров).

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru

Вырезанные буквы в кассе располагаем на правой стороне.

Касса заполняется буквами по мере изучения соответствующих звуков.

Например, 10 октября познакомились со звуком А, значит, к следующему занятию, 13 октября, в кассу вкладываем буквы А.

Убедительная просьба – следить за порядком в кассах букв (буквы часто выпадают из кармашков). Слоги, цифры и т.д. в кассе не живут!

Для удобства кассу букв, пенальчик, простой карандаш складываем в папку (на кнопке или молнии).

Для закрепления полученных знаний детьми в домашних условиях разработан «Альбом упражнений по развитию речевого (фонематического) восприятия, подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет (I год обучения)», в котором проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для детей и их родителей форме. Найти «Альбом» можно в группе «Логопед Т. Терентьева г. Сыктывкар» на сайте www.vc.com (см. «Обсуждения»)

Кружок «АБВГД-ейка» I год обучения

Памятка для родителей

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа

1.Звук — то, что мы слышим и произносим. Увидеть и потрогать звуки нельзя.

2.Буква — то, что можем увидеть и прочитать. Можем потрогать, слепить из пластилина, выложить из палочек и т.п.

3.Звуки бывают гласные и согласные:

-Гласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

Гласные звуки обозначаются красным цветом (красные фишки в звуковом пенальчике).

4.Согласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.

Согласные звуки:

       
  Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru   Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru

твердые – обозначаются синим мягкие – обозначаются зеленым

цветом цветом

(синие фишки в звуковом пенальчике) (зеленые фишки)

твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух

Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ,

Т, Ф, X МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ

-всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

-всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

5.Понятие «слово»: слова нужны для того, чтобы называть предметы вокруг нас. Графическое изображение слова (=схема слова) –

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru

6.Обозначение места звука в слове.В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадратик:

Звук в начале слова (=первый звук в слове):
 
  Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Звук в середине слова: Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Звук в конце слова (=последний звук в слове):

7.Слова состоят из частей – слогов. Чтобы узнать, сколько слогов в слове, это слово надо отхлопать (хлопок делается на каждый слог).

Слоговая схема слова: ребенок произносит слово, хлопками делит его на слоги, а затем чертит схему.

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru Например:

машина — 3 слога часы – 2 слога дом – 1 слог

Наши рекомендации