Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа
Кружок «АБВГД-ейка» I год обучения
Для занятий в кружке Вашим детям понадобятся:
1.«Звуковой пенальчик»:
Три спичечных коробка, склеенных между собой.
В первый коробок вкладываем картонные фишки (квадратики/ прямоугольники/ кружочки) красного цвета.
Размер фишек произвольный. 5 – 7 шт.
Во втором коробке фишки синего цвета,
В третьем – фишки зеленого цвета. Также по 5-7 шт.
Простой карандаш.
Касса букв (найти можно в любом магазине канцтоваров).
Вырезанные буквы в кассе располагаем на правой стороне.
Касса заполняется буквами по мере изучения соответствующих звуков.
Например, 10 октября познакомились со звуком А, значит, к следующему занятию, 13 октября, в кассу вкладываем буквы А.
Убедительная просьба – следить за порядком в кассах букв (буквы часто выпадают из кармашков). Слоги, цифры и т.д. в кассе не живут!
Для удобства кассу букв, пенальчик, простой карандаш складываем в папку (на кнопке или молнии).
Для закрепления полученных знаний детьми в домашних условиях разработан «Альбом упражнений по развитию речевого (фонематического) восприятия, подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет (I год обучения)», в котором проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для детей и их родителей форме. Найти «Альбом» можно в группе «Логопед Т. Терентьева г. Сыктывкар» на сайте www.vc.com (см. «Обсуждения»)
Кружок «АБВГД-ейка» I год обучения
Памятка для родителей
Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа
1.Звук — то, что мы слышим и произносим. Увидеть и потрогать звуки нельзя.
2.Буква — то, что можем увидеть и прочитать. Можем потрогать, слепить из пластилина, выложить из палочек и т.п.
3.Звуки бывают гласные и согласные:
-Гласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.
Гласные звуки обозначаются красным цветом (красные фишки в звуковом пенальчике).
4.Согласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.
Согласные звуки:
твердые – обозначаются синим мягкие – обозначаются зеленым
цветом цветом
(синие фишки в звуковом пенальчике) (зеленые фишки)
твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух
Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ,
Т, Ф, X МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ
-всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
-всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
5.Понятие «слово»: слова нужны для того, чтобы называть предметы вокруг нас. Графическое изображение слова (=схема слова) –
6.Обозначение места звука в слове.В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадратик:
Звук в начале слова (=первый звук в слове): | Звук в середине слова: | Звук в конце слова (=последний звук в слове): |
7.Слова состоят из частей – слогов. Чтобы узнать, сколько слогов в слове, это слово надо отхлопать (хлопок делается на каждый слог).
Слоговая схема слова: ребенок произносит слово, хлопками делит его на слоги, а затем чертит схему.
Например:
машина — 3 слога часы – 2 слога дом – 1 слог