Компоновка изображений на поле чертежа

Оглавление

  стр.
Оглавление………………………………………………………………...
Предисловие….……………………………………………………………
Основные рекомендации для выполнения заданий
1. Лабораторная работа №1………………………………………………
2. Лабораторная работа №2………………………………………………
3. Лабораторная работа №3………………………………………………
4. Лабораторная работа №4………………………………………………
5. Лабораторная работа №5………………………………………………
6. Лабораторная работа №6………………………………………………
7. Лабораторная работа №7………………………………………………
8. Лабораторная работа №8………………………………………………
Рекомендуемая литература……………………………………………….
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Предисловие

Дисциплина «Начертательная геометрия. Инженерная графика» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин В.2.4, предусмотренных учебным планом бакалавриата по направлению 35.03.01 Лесное дело.

Курс «Начертательная геометрия. Инженерная графика» аналогов и предшественников в вузе не имеет и опирается на знания, полученные в школе по элементарной геометрии и черчению. Изучение раздела «Инженерная графика» основывается на теоретических положениях раздела «Начертательной геометрии», нормативных документах и государственных стандартах «Единой системы конструкторской документации» (ЕСКД). Методы начертательной геометрии необходимы для создания машин, приборов и комплексов, отвечающих современным требованиям точности, эффективности, надежности, экономичности.

Целью освоения дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» является формирование у студентов системы компетенций для решения профессиональных задач по овладению навыками выполнения и чтения технических чертежей.

Задачи: развитие пространственного и конструктивно-геометрического мышления; изучение свойств различных геометрических объектов, способов получения определенных графических моделей пространства и развития умения решать на этих моделях задачи, связанные с пространственными формами и отношениями; изучение правил и условностей, установленных стандартами при выполнении и чтении чертежей машин, сборочных единиц и деталей; овладение навыками составления и работы с конструкторской, справочной и другой технической документацией при проектировании и эксплуатации машин и механизмов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП).

Общекультурных:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

(ОК-1);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5).

Профессиональных:

- использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, экспериментального исследования (ПК-1);

- умение в полевых условиях выполнять с использованием геодезических приборов измерения, описание границ и привязку на местности объектов лесного и лесопаркового хозяйства на местности (ПК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- теоретические основы и закономерности построения геометрических объектов (точек, прямых, плоскостей, поверхностей и объемных тел);

- основные ресурсы с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в профессиональной деятельности (справочники, таблицы условных знаков, информационные сайты);

- правила и способы выполнения изображений машиностроительных изделий и соединение деталей на чертежах;

- условные обозначения топографических карт, правила и способы выполнения плана тахеометрической съемки;

- методы и средства составления топографических карт и планов;

Уметь:

- самостоятельно анализировать учебную справочную и научную литературу в рамках изучаемой дисциплины;

- находить информацию по дисциплине для самостоятельного изучения и профессионального роста;

- представлять в объемном виде геометрические объекты и строить их проекции;

- определять геометрические формы деталей по их изображениям и выполнять изображения с натуры и по сборочному чертежу;

- прочитать топографическую карту, выполнить план тахеометрической съемки.

Владеть:

- организацией планирования, анализа, рефлексии, самооценкой своей учебно-познавательной деятельности, систематизировать полученные результаты;

- навыками подготовки и оформления конструкторской документации.

- навыками подготовки и оформления топографических планов.

Для выполнения графических работ необходимо иметь следующие чертёжные инструменты: рейсшину, угольники деревянные или из пластмассы, измерительную линейку длиной 250-300 мм, различные лекала, транспортир, готовальню, чертёжную бумагу, карандаши чертёжные твёрдости «Т», «ТМ», резину, шкурку мелкую наждачную для заточки графита карандашей.

Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной и заочной форм обучения профиля подготовки Лесное хозяйство, содержат рекомендации по самостоятельному выполнению графических работ с примерами их оформления, составленными в соответствии с программой дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика».

Основные рекомендации для выполнения заданий

1. Все чертежи должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ, ЕСКД и отмечаться выразительностью, четким и аккуратным выполнением.

2. Для выполнения чертежей тонкими линиями рекомендуется применять карандаши твёрдости «3Т», «2Т», «Т», а для обводки линий до требуемой полноты «ТМ» и «М».

3. Чертежи выполняют на листах чертёжной бумаги формата А4, А3 в соответствии с ГОСТ 2.301 68 (см. рис. 1)

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

А4 А3

Рис. 1. Применяемые форматы

4. Чертёж обводят рамкой, проведённой с трёх сторон на расстоянии 5 мм от границ формата, а с четвёртой – левой стороны на расстоянии 20 мм для брошюровки в альбом.

5. Затем после нанесения рамки чертежа намечают габариты основной надписи X (185*55 мм) ГОСТ 2.104-2006 в правом нижнем углу чертёжного листа, а в левом верхнем – рамку дополнительной надписи (70*14 мм).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 2 Основная надпись

6. На листах формата А4 основную надпись располагают только вдоль короткой стороны листа.

7. Шифр чертежей, указанный в графе «шифр» основной надписи и в рамке дополнительной надписи, расшифровывается следующим образом:

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 3. Шифр чертежа

8. Чертежи, выполненные на формате А3 с расположением основной надписи вдоль короткой стороны листа, необходимо согнуть по схеме (рис. 4).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 4. Брошюровка

9. Чертежи собираются в последовательности выполнения заданий – сверху титульный лист, под ним задание 01 и т. д. При брошюровке необходимо совместить поля подшивки (20 мм) каждого чертежа.

Затем пробить три отверстия (шилом, дыроколом), протянуть через них прочную нить (шнурок, тесьму) и завязать узлом (рис. 5).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 5. Сшивание чертежей

10. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт ГОСТ 2.302-68.

Масштабом называется отношение линейных размеров изображения предмета на чертеже к истинным линейным размерам предмета. В зависимости от сложности изображаемого предмета, его изображения на чертежах могут выполняться как в натуральную величину, так и с уменьшением или с увеличением (табл. 1).

Таблица 1

Масштаб уменьшения 1 : 2 1 : 2,5 1 : 4 1 : 5 1 : 10
Масштаб увеличения 2 : 1 2,5 : 1 4 : 1 5 : 1 10 : 1

11. Линии. Начертания, толщины и основные назначения девяти типов линий, применяемых на чертежах, устанавливает стандарт ГОСТ 2.303-68. В учебных чертежах наиболее часто используются шесть типов линий (рис. 6).

Сплошная толстая основная линия. Толщина s ≈ 0,5 … 1,4 мм (на учебных чертежах рекомендуется s ≈ 0,8 … 1 мм). Назначение: изображение линий видимого контура, линий контура сечений (вынесенного и входящего в состав разреза), внутренняя рамка чертежа и др.

Сплошная тонкая линия. Толщина от s/3 до s/2. Назначение: изображение линий контура наложенного сечения, линий размерных и выносных, линий штриховки, линий – выносок.

Штрихпунктирная тонкая линия. Толщина от s/3 до s/2. Назначение: изображение линий осевых и центровых, линий сечений, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.

Штриховая линия. Толщина линии от s/3 до s/2. Назначение: изображение линий невидимого контура.

Сплошная волнистая линия. Толщина линии от s/3 до s/2. Назначение: изображение линий обрыва, линий разграничения вида и разреза.

Разомкнутая линия. Толщина линии от s до 1,5s. Назначение: изображение положений секущих плоскостей простых и сложных разрезов и сечений.

Заметим, что штрихпунктирные линии, применяемые в качестве центровых линий, должны пересекаться между собой длинными штрихами. Штрихпунктирную линию, применяемую в качестве центровой линии окружности с диаметром менее 12 мм, рекомендуется заменять сплошной тонкой линией. Штрихи (также промежутки между ними) должны быть приблизительно одинаковой длины.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 6. Линии

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 7. Линии на чертеже

12. Чертежные шрифты для надписей, наносимых от руки на чертежи и другие технические документы, устанавливает стандарт ГОСТ 2.304-81. Шрифты выполняются с использованием вспомогательной сетки (рис. 8). Сетку строят тонкими, едва заметными линиями остро заточенным карандашом марки «Т». Это позволяет выдерживать конструкцию букв и цифр.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 8. Разграфка

13. Размер шрифта определяется высотой прописных (заглавных) букв. Установлены следующие размеры шрифта: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14 (рис. 9). Ширина буквы определяется по отношению к размеру шрифта или по отношению к толщине линии обводки d (рис. 10).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 9. Таблица размеров шрифтов

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 10. Параметры шрифта

Стандарт устанавливает следующие типы шрифта:

· тип А без наклона (d=h/14);

· тип А с наклоном около 75° (d=h/14);

· тип Б без наклона (d=h/10);

· тип Б с наклонам около 75° (d=h/10).

На учебных чертежах рекомендуется использовать шрифт типа Б с наклоном (для размерных чисел и всех надписей).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 11. Правописание букв шрифта типа Б

14. Размеры на чертежах указывают размерными числами, размерными и выносными линиями согласно ГОСТ 2.307–68.

При нанесении размера прямолинейного отрезка размерную линию проводят параллельно этому отрезку, а выносные линии – перпендикулярно размерным (рис. 12).

При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его вершине, а выносные линии – радиально (рис. 12).

При нанесении размера дуги окружности размерную линию проводят концентрично дуге, а выносные линии – параллельно биссектрисе угла, над размерным числом наносят знак «∩» (рис. 12).

Размерную линию с обоих концов ограничивают стрелками, упирающимися в соответствующие линии.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 12. Нанесение размеров

Размерные линии педпочтительно наносить вне контура изображения. Выносные линии должны выходить за концы стрелок размерной линии на 1…5 мм.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 13. Размеры вылета выносной линии за размерную

Минимальные расстояния между параллельными размерными линиями должны быть 7 мм, а между размерной и линией коконтура – 10 мм и выбраны в зависимости от размеров изображения и насыщенности чертежа.

Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 14. Пример нанесения размеров от общей базы

Не допускается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных.

Если вид или разрез симметричного предмета или отдельных симметрично расположенных элементов изображают только до оси симметрии или с обрывом, то размерные линии, относящиеся к этим элементам, проводят с обрывом, и обрыв размерной линии делают дальше оси или линии обрыва предмета.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 15. Простановка размеров при соединении части вида с частью разреза

Размерные линии допускается проводить с обрывом в следующих случаях:

1) при указании размера диаметра окружности независимо от того, изображена ли окружность полностью или частично; при этом обрыв размерной линии делают дальше центра окружности;

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 16

2) при нанесении размеров от базы, не изображенной на данном чертеже.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 17

При изображении изделия с разрывом размерную линию не прерывают ГОСТ 2.307–68.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис.18

Величины элементов стрелок размерных линий выбирают в зависимости от толщины линии видимого контура и вычерчивают их приблизительно одинаковыми на всем чертеже. Форма стрелки и примерное соотношение ее элементов показаны на рисунке 19.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 19. Форма и примерное соотношение элементов стрелки

Если длина размерной линии недостаточна для размещения на ней стрелок, то размерную линию продолжают за выносные линии (или соответственно за контурные, осевые, центровые и т.д.) и стрелки наносят как показано на рисунке 20.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 20. Выполнение размерной линии в случае недостатка ее длины для размещения на ней стрелок

При недостатке места для стрелок на размерных линиях, расположенных цепочкой, стрелки допускается заменять засечками, наносимыми под углом 45° к размерным линиям, или четко наносимыми точками.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 21. Замещение стрелок засечками

При недостатке места для стрелки из-за близко расположенной контурной или выносной линии последние допускается прерывать.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 22. Разрыв контурной или выносной линии при простановке размера

Размерные числа наносят над размерной линией возможно ближе к ее середине.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 23. Нанесение размерных чисел

При нанесении размера диаметра внутри окружности размерные числа смещают относительно середины размерных линий.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 24. Простановка диаметральных размеров

При нанесении нескольких параллельных или концентрических размерных линий на небольшом расстоянии друг от друга размерные числа над ними рекомендуется располагать в шахматном порядке.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 25. Расположение размеров в шахматном порядке

Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают, как показано на рисунке 26.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 26

Если необходимо нанести размер в заштрихованной зоне, соответствующее размерное число наносят на полке линии-выноски.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 27

Угловые размеры наносят так, как показано на рисунке 28. Для углов малых размеров при недостатке места размерные числа помещают на полках линий-выносок в любой зоне.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 28

Если для написания размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры наносят, как показано на рисунке 29 слева; если недостаточно места для нанесения стрелок, то их наносят, как показано на рисунке 29 справа.

Способ нанесения размерного числа при различных положениях линий (стрелок) на чертеже определяется наибольшим удобством чтения.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 29

Размерные числа не допускается разделять или пересекать какими бы то ни было линиями чертежа. Не допускается разрывать линию контура для нанесения размерного числа в местах пересечения размерных, осевых или центровых линий. В месте нанесения размерного числа осевые, центровые линии и линии штриховки прерывают (рис. 30).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 30

Размеры, относящиеся к одному и тому же конструктивному элементу (пазу, выступу, отверстию и т.д.), рекомендуется группировать в одном месте, располагая их на том изображении, на котором геометрическая форма данного элемента показана наиболее полно (рис. 31).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 31

При нанесении размера радиуса перед размерным числом помещают прописную букву R.

Если при нанесении размера радиуса дуги окружности необходимо указать размер, определяющий положение ее центра, то последний изображают в виде пересечения центровых или выносных линий.

При большой величине радиуса центр допускается приближать к дуге, в этом случае размерную линию радиуса показывают с изломом под углом 90о (рис. 32).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 32

Если не требуется указывать размеры, определяющие положение центра дуги окружности, то размерную линию радиуса допускается не доводить до центра и смещать ее относительно центра (рис. 33).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 33

При проведении нескольких радиусов из одного центра размерные линии любых двух радиусов не располагают на одной прямой.

При совпадении центров нескольких радиусов их размерные линии допускается не доводить до центра, кроме крайних (рис. 34).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 34

Размеры радиусов наружных и внутренних скруглений наносят, как показано на рисунке 35.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 35

Размеры одинаковых радиусов допускается указывать на общей полке, как показано на рисунке 36.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 36

При указании размера диаметра (во всех случаях) перед размерным числом наносят знак « Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru ».

Перед размерным числом диаметра (радиуса) сферы также наносят знак Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru (R) без надписи «Сфера». Если на чертеже трудно отличить сферу от других поверхностей, то перед размерным числом диаметра (радиуса) допускается наносить слово «Сфера» или знак «○», например: «Сфера Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru 18, ○R12» (рис. 37).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 37

Диаметр знака сферы равен размеру размерных чисел на чертеже

Размер квадрата наносят, как показано на рисунке 38.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 38

Высота знака □ должна быть равна высоте размерных чисел на чертеже.

Перед размерным числом, характеризующим конусность, наносят знак « Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru », острый угол которого должен быть направлен в сторону вершины конуса (рис. 39).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 39

Знак конуса и конусность в виде соотношений следует наносить над осевой линией или на полке линии-выноски.

Уклон поверхности следует указывать непосредственно у изображения поверхности уклона или на полке линии-выноски в виде соотношения, в процентах (рис. 40). Перед размерным числом, определяющим уклон, наносят знак « Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru », острый угол которого должен быть направлен в сторону уклона.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 40

Размеры фасок под углом 45о наносят, как показано на рисунке 41.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 41

Размеры фасок под другими углами указывают по общим правилам – линейными угловыми размерами или двумя линейными размерами (рис. 42).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 42

Размеры нескольких одинаковых элементов изделия, как правило, наносят один раз с указанием на полке линии-выноски количества этих элементов.

Допускается указывать количество элементов (рис. 43).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 43

При нанесении размеров элементов, равномерно расположенных по окружности изделия (например, отверстий), вместо угловых размеров, определяющих взаимное расположение элементов, указывают только их количество (рис. 44).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 44

Размеры двух симметрично расположенных элементов изделия (кроме отверстий) наносят один раз без указаний их количества, группируя, как правило, в одном месте все размеры (рис. 45).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 45

Количество одинаковых отверстий всегда указывают полностью, а их размеры – только один раз.

При нанесении размеров, определяющих расстояние между равномерно расположенными одинаковыми элементами изделия (например, отверстиями), рекомендуется вместо размерных цепей наносить размеры между соседними элементами и размер между крайними элементами в виде произведения количества промежутков между элементами на размер промежутка (рис. 46).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 46

Графические обозначения материалов и правила их нанесения на чертежах

Графическое обозначение материалов и правила нанесение их на чертежи устанавливает стандарт ЕСКД ГОСТ 2.306-68. «Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах».

Общие графические обозначения материалов в разрезах и сечениях должно соответствовать указанным в таблице 2

Обозначение материалов Таблица 2

Материалы Обозначения
1. Металлы и твердые сплавы Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru
2. Неметаллические материалы Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru
3. Древесина Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru
4. Камень естественный Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru
5. Керамика и силикатные материалы Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru
6. Бетон Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru
7. Стекло и другие светопрозрачные материалы Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru
8. Жидкости Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru
9. Грунт естественный Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Наклонные параллельные прямые линии штриховки должны проводиться под углом 45° ГОСТ 2.306-68(рис. 47):

а) к линиям рамки чертежа;

б) к оси изображения;

в) к контуру сечения.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 47

Расстояние между параллельными линиями штриховки должно быть одинаковым для всех выполняемых разрезов и сечений данной детали. Указанное расстояние должно быть от 1 до 10 мм в зависимости от площади штриховки и необходимости разнообразить штриховку смежных изображений.

Для смежных разрезов или сечений двух деталей следует брать наклон линий штриховки для одной детали вправо, для другой – влево (встречная штриховка).

Если линии штриховки, проведенные к линиям рамки чертежа под углом 45°, совпадают по направлению с линиями контура или осевыми линиями, то вместо угла 45° следует брать углы 30° или 60° (рис. 48).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 48

Линии штриховки должны наноситься с наклоном влево или вправо, но в одну и ту же сторону на всех разрезах и сечениях, относящихся к одной и той же детали, независимо от количества листов, на которых эти изображения расположены.

Узкие площади сечений, ширина которых на чертеже менее 2 мм, допускается показывать зачерненными с оставлением просветов между смежными сечениями не менее 0,8 мм.

Обозначения

1. Точки в пространстве – прописными буквами латинского алфавита А ,В, С,…, а также цифрами – 1, 2, 3…

2. Линии в пространстве – строчными буквами латинского алфавита a, b, c,…

3. Плоскости – строчными буквами греческого алфавита Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru , Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru , …

4. П123 – основные плоскости проекций.

5. П45 – дополнительные плоскости проекций.

6. Ox, Oy, Oz – оси проекций.

7. 0 – начало координат.

8. Проекции точек: на горизонтальную плоскость П1 – А′, В′, С′,…;

на фронтальную плоскость П2 – А′′, В′′, С′′,…;

на профильную плоскость П3 – А′′′, В′′′, С′′′;

на дополнительную плоскость П4 – АIV, ВIV, СIV, …..

9. Обозначение плоскостей заданных следами:

горизонтальный след плоскости Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru ;

фронтальный след плоскости Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru ;

профильный след плоскости Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru .

10. Для проецирующих плоскостей:

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – горизонтально - проецирующая плоскость;

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – фронтально - проецирующая плоскость;

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – профильно - проецирующая плоскость.

11. Точки схода следов плоскости – прописными буквами X, Y, Z с индексами соответствующей плоскости: X Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru , Y Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru , Z Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru .

Символы

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru = – равны, результат действия

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – конгруэнтны (совмещены)

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – конкурирование; тождественное совпадение

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – инцидентность

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – пересечение

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – объединение; соединение

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – параллельность

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – перпендикулярность

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru . – скрещивание

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – импликация; логическое следствие (следовательно, поэтому)

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru – эквивалентность (что тоже самое)

Латинский алфавит

Буква Название Буква Название

Aa а Nn эн

Bb бэ Oo о

Cc цэ Pp пэ

Dd дэ Qq ку

Ee е Rr эр

Ff эф Ss эс

Gg же Tt тэ

Hh ха (аш) Uu у

Ii и Vv вэ

Jj йот Ww дубль-вэ

Kk ка Xx икс

Ll эль Yy игрек

Mm эм Zz зет

Греческий алфавит

Буква Название Буква Название

А Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru альфа N Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru ню

В Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru бэта Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru кси

Г Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru гамма O Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru омирон

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru дельтаП Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru пи

Е Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru эпсилонP Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru ро

Z Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru дзета Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru сигма

Н Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru этаT Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru тау

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru тэтаY Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru ипсилон

I Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru йотаФ Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru фи

K Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru каппаФ Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru хи

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru лямбда Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru пси

M Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru мю Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru омега

Блок 1

Начертательная геометрия

Лабораторная работа №1

Чертеж Монжа. Координатный метод задания точки на чертеже. Конкурирующие точки. Прямая линия. Положение прямой линии относительно плоскостей проекций. Взаимное положение двух прямых

Цель:изучение методики построения эпюра Монжа, построения конкурирующих точек и определения видимости посредством таких точек, методики решения задач на нахождение следов прямой, на взаимное положение прямых.

1.1. По пространственному изображению точек А, B, C, D, E (рис. 51), построить их эпюры. Определить положение данных точек в пространстве.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 51

1.2. Относительно точки А построить горизонтально-конкурирующую видимую точку С, относительно точки В горизонтально-конкурирующую невидимую точку D. Относительно точки М построить фронтально-конкурирующую видимую точку Е, относительно точки N построить фронтально-конкурирующую невидимую точку К (рис. 52). Построить пространственные изображения данных точек.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 52

1.3. Построить следы прямых (рис. 53). Определить положение данных прямых относительно плоскостей проекций, дать их наименование.

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 53

1.4.а) Построить отрезок прямой [АВ] ║ П1; [AB]; П2=300; [AB]=50 мм;

б) Построить отрезок прямой [CE] ║ П2; [CE]; П1=300; [CE]=40 мм;

1.5. а) Построить прямую а ║ р, причем М Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru а (рис. 54);

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 54

1.5. б) Построить прямую α ║ с, причем р ∩ α (рис. 55).

Компоновка изображений на поле чертежа - student2.ru

Рис. 55

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1

Тема «Точка»

Построить эпюр и наглядное изображение точек по заданным координатам (таб. 3). Определить положение точек в пространстве.

Таблица 3

  A B C D
x y z x y z x y z x y z
-50 -10
-10 -20 -10 -20
-30 -10 -20 -10 -20
-10 -20 -10 -20 -60
-10 -10 -30 -15
-10 -10 -30 -10
-60 -20 -30 -20
-10 -20 -10 -50 -40
-20 -10 -10 -15
-15 -20 -10
-10 -15
-50 -40 -20 -30 -10 -10 -30
-20 -10 -15
-40 -15 -15
-15 -10 -20 -10 -15 -20 -40
-10 -10 -10
-30 -40 -30
-60 -30 -20 -40
-15 -10 -20 -30 -10
-70 -20 -10 -20
-10 -10 -15 -20
-10 -15 -30 -10

Наши рекомендации