Тема: ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СЛОГИ». ЗНАКОМСТВО С ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ
Задачи:
• формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;
• помочь детям осознать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);
• упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами;
• развивать глазомер и мелкую моторику рук.
Пособия: предметные картинки, изображающие мебель, игрушки, овощи; мяч, тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Послушай и скажи» на прогова-ривание чистоговорки:
Ба-бу-бы - на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба - из окна торчит труба.
До-ду-да - гудят провода.
Уж-жу-жу - молока дадим ужу.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
За-за-за - уходи домой коза.
Му-му-му - молока кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Ри-ри-ри - двор убрали, раз, два, три.
Ры-ры-ры - у меня в руках шары.
2. Игровое упражнение «Подели слова на части»(хлопками, шагами, поднеся руку к подбородку):
ма-ма ры-ба
ма-ла лу-на
ра-ма ли-са
му-ка ру-ка
но-га ту-ча
Игра с мячом «Доскажи словечко».
Условия игры: дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку и говорит первый слог любого слова - ребенок досказывает слово, например: ма-(лина), (шина), (ма), (ша).
Правила игры: не повторять ответы других детей.
Знакомство с термином «слог».
Воспитатель говорит о том, что в школе дети тоже учатся делить слова на части, но вместо слова «часть» говорят «слог», и предупреждает, что они теперь тоже часть слова будут называть слогом.
5. Знакомство с односложными словами и проверка усвоенного материала.
Самостоятельная работа детей с картинками: перед каждым ребенком на столе лежит одна картинка оборотной стороной. Ребенок переворачивает картинку лицевой стороной, про себя называет ее словом и делит на слоги, затем считает, сколько в слове слогов, какой из них 1-й, 2-й, 3-й.
Вопросы к детям (по окончании выполнения задания):
1) У кого слово состоит из двух слогов? (Разбор выполнения задания.)
2) У кого слово состоит из трех слогов?
3) У кого слово не делится на части?
Вывод: есть слова, которые разделить на слоги нельзя, они произносятся за один выдох, рот открывается один раз (дом, лук, сок, торт).
J Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок, Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем. Тише, тише. Высоко Прыгай на носках легко.
Игровое упражнение «Подбор объектов к действию».
Детям предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия:
• «Кто и что плавает?» - Человек, доска, собака, корабль.
• «... греет?» - Солнце, печь, грелка.
• «... летает?» - Самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
• «... идет?» - Человек, время, дождь, снег.
7. Работа в тетрадях:
Ориентировка на строчке.Отсчитывание клеток по две вниз, расстановка точек.
/II—III—III—III—III
Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие№8 (итоговое)
Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ
Задачи:
• упражнять детей в делении слова на слоги;
• закреплять умение составлять слова из слогов;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: схемы слов, набор картин из серии «Животные»; смятые трафареты птиц, (по количеству детей), тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
Игра «За грибами».
Зачин воспитателя:
Дети пошли по лесу. Перекликаются, произнося слова протяжно:
Ди(и-и)-на(а-а-а).
Ни(и-и)-на (а-а-а).
Вопрос к детям: Как произносятся имена? (По частям, по слогам.)
Дети повторяют имена по частям, отхлопывая ладошами части (слоги) слов вместе с воспитателем.
2. Игровое упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?»или «Где какое слово живет?».
- мак, дом, куст.
- рыба, рука, муха, лужа, лимон.
- машина, синица, барабан.