Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми.

Занятие №5

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ

Задачи:

• закрепить знания о предложении, упражнять в умении на­ходить короткие предложения в знакомом тексте;

• познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»;

• дать знание о многозначности слов;

• воспитывать речевое внимание;

• развивать творческое воображение детей.

Пособия : настольный театр «Курочка Ряба», мишка (мяг­кая игрушка), карточки (заготовки) по количеству детей, цвет­ные карандаши.

Ход занятия

Настольный театр «Курочка Ряба».

Воспитатель предлагает детям посмотреть настольный театр «Курочка Ряба», внимательно слушая текст.

Работа с текстом сказки.

1) Нахождение в тексте коротких предложений из 2 и 3 слов.

2) Графическая запись этих предложений на доске (в тет­радях).

Составление предложений по «живой модели».

Воспитатель показывает детям игрушечного мишку и пред­лагает сказать им, какой он. Дети подбирают определения (косо­лапый, плюшевый).

Педагог выбирает, кто из детей будет словом «мишка», кто -«косолапый». Дети моделируют предложения:

- «Косолапый мишка»;

- «Мишка косолапый».

Потом добавляется действие «сидит» или «лежит».

Моделирование предложений:

- «Мишка косолапый сидит»;

- «Косолапый мишка сидит»;

- «Сидит косолапый мишка».

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Беседа о словах и об их значениях.

Воспитатель рассказывает детям о том, что вокруг очень много различных предметов (вещей) и каждому дано название, выраженное определенным словом. Но есть слова в нашем язы­ке, которые называют несколько предметов. Чтение стихотворе­ния Лукича «Ключ»:

Много разных есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. Вопрос детям: - Скажите, какие бывают ключи?

Вывод: одно слово «ключ» обозначает много разных пред­метов, имеет много значений. Это слово многозначное.

5. Массаж для пальчиков(см. занятие № 4).

Работа в тетрадях: игровое упражнение «Волшебные картинки».

Условия игры-упражнения: дети получают карточки (или разлиновка в тетради), в каждом квадрате изображена какая-то деталь.

Правила игры-упражнения: надо дорисовать картинку и рас­красить.

Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми. - student2.ru Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми. - student2.ru
Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми. - student2.ru Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми. - student2.ru
Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми. - student2.ru Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми. - student2.ru

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Занятие №6

Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ОПОРНЫХ СЛОВ

Задачи:

• формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;

• побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументи­рованный ответ-отгадку;

• упражнять детей в придумывании рассказа на определен­ную тему, используя слова-опоры и графическую схему пред­ложений;

• развивать глазомер, мелкую моторику.

Пособия: предметные картинки (животные), цветные мелки.

Ход занятия

1. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто...?».

Условия игры: педагог называет слово - глагол, дети подби­рают к нему подходящее слово - существительное.

Правило игры: думать и отвечать быстро.

Опорные слова:

мурлычет - кот каркает - ...

лает - ... пищит - ...

мычит — ... чирикает - ...

жужжит - ... кукует - ...

шипит - ... поет - ...

ревет — ... квакает - ...

воет - ... крякает - ...

фыркает - ... хрюкает - ...

2. Рассказ воспитателя,в который включены слова, произ­носимые по частям (по слогам): «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: «Ма-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя!». Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

1) Как девочка звала своих подруг? (Называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям.)

2) Почему девочка звала именно так своих подруг? (Ответ: так лучше слышно).

Вывод: все слова можно разделить на части, например: ма-(ма), па-(па), ру-(ка), ут-(ка), ку-(ры), ко-(зы), ро-(за),

ры-(ба).

Педагог показывает детям приемы, которые используются

при делении слов на слоги:

1) хлопки в ладоши;

2) шаги;

3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот;

4) с помощью руки, подставленной к подбородку.

Физкультминутка «Буратино»

3. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?»(на закрепление навыка деления слов на части).

Условие игры: воспитатель загадывает загадку, дети отгады­вают; потом делят слово-отгадку на части (слоги).

Правила игры: обязательно обосновать свой ответ (объяс­нить, почему так думаешь); при делении слов на части (слоги) использовать любой прием. Загадки:

Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Туча.)

Голубой шатер Весь мир накрыл.

(Небо.)

Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок.

(Туман.)

Кто ткет без станка и рук?

(Паук.)

4. Составление рассказана определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.

Осень

__________ _______. Наступила....

____________ _______. Опадают ....

_________ ________ ______. Дует.......

___________ _____________ _________ Дни.......

_______ ____________ ________. Идет.......

5. Игровое упражнение «Красивые листочки»:обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка по устной инструк­ции (трафареты из ватмана, не картонные).

Итог занятия.

Занятие №7

Наши рекомендации