Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Составляем предложение».
На столе - игрушки. Воспитатель берет в руки мяч, показывает детям, они его называют.
Педагог роняет мяч на пол и просит сказать про мяч два слова (мяч упал).
Дети называют первое (мяч), второе слово (упал), а затем по-вторяют все предложение.
Воспитатель предлагает кому-нибудь поднять мяч, остальные должны сказать об этом тремя словами. (Мальчик поднял мяч). Дети называют первое, второе, третье слово по порядку.
Физкультминутка «Аист»
Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками.
Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д.
5. Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тетрадях):
Условия игры: в каждой тетради на одном листе педагог заранее рисует справа дорожку, слева - корзинку.
Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например:
- справа — желтым или оранжевым карандашом - Катится по дорожке круглый, глазастый, румяный, веселый и песенку поет... (Колобок);
- слева - цветными карандашами - В корзинке у бабушки лежали круглые, цветные, с длинными запутавшимися хвостиками... (клубочки ниток).
Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех... слов.
Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №3
Тема: «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ.
ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ
Задачи:
• пробудить интерес к окружающему миру; • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами;
• упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений;
• упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);
• познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;
• развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).
Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тетради, простые карандаши.
Ход занятия
Беседа на тему «Осенние деньки».
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.
(Осень.)
Вопросы к детям:
- Какое сейчас время года? (Осень.)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Осень - время года, которое следует за летом. Чем отличается осень от лета?
(День стал короче, ночь длиннее. Темнеет быстрее. Днем стало холоднее. Солнце греет не так. Листья пожелтели. Деревья готовятся к зиме. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее.) - Как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?
(Листопад.)
- Осень бывает разная: ранняя, поздняя, золотая. Почему осень называют золотой?
(Листья на деревьях желтеют.)
Игра «Осенние слова».
Педагог предлагает детям подобрать слова (имена прилагательные) к опорным словам, например: Осень какая?
(Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, дождливая, хмурая.)
- Лес осенью какой?
(Задумчивый, унылый, тихий, грустный, молчаливый, золотой, багряный.)
- Вспомним, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые, желто-красные, оранжевые, разноцветные, бурые, пестрые, сухие.)
3. Игра «Наоборот»(с мячом).
Условия игры: педагог называет слово, дети придумывают слова, противоположные по значению
Правила игры: называть только «осенние» слова.
Антонимические пары: радостный - грустный, печальный, светлеть - темнеть, сухой - мокрый, тишина - шум, часто -редко, ясный - пасмурный, мерзнуть - согреваться.
Игровое упражнение «Отгадай, что у меня?».
На ковре рассыпаны картинки изображением вниз по количеству детей. Каждый ребенок выбирает себе картинку, описывает ее, не называя, остальные дети отгадывают. Например:
«У меня на картинке изображен.... или это фрукт (овощ), красного цвета, круглый. Растет в саду на ветках дерева. На вкус сладкое, сочное» (яблоко).
Игровая обучающая ситуация.
1) Составление предложени й по картине
Дети рассматривают картину из серии «Наши маленькие друзья». Педагог задает вопросы по содержанию сартины:
- Где это происходит?
- Кто нарисован?
- Что делают дети?
Дети отвечают и анализируют предложения без предлогов. Каждое предложение делят на слова., называя слова по порядку.
2) Графическое изображение предложений на доске.
Дети. ____.
Дети играют. ____ _____.
Дети играют дружно. _____ ____ ____.
Мяч. ____.
Мяч упал. _____ ____
Нина подняла мяч. ___ ___ ___
Физкультминутка
Руки подняли и помахали
-Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
-Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
-Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
-Крылья сложили назад.
3) Записать графически предложение
«Ветер сбивает росу».
6. Правила штриховки(познакомить детей):
1) штриховать в одном направлении;
2) одинаковое расстояние между отрезками;
3) за контур не выходить.
7. Работа в тетрадях: штриховка прямоугольников (или квадратов).
8. Итоговая беседас детьми по содержанию занятия.
Занятие №4
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.