Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива»

Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива»

Тип урока:ОНЗ

Тема урока: Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями.

Основные цели:

1) Актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков и их частей.

2) Сформировать умение соотносить целую фигуру с ее частями.

3) Тренировать вычислительный навык.

Оборудование:презентация к уроку и мультимедийные средства для ее показа; ноутбуки для детей с интерактивным тренажером для устного счета; Эталон отрезка и его частей;

План «открытия» нового знания; Эталон взаимосвязи частей фигуры; карточки с заданием для пробного действия; ножницы (одни на парту); изображения смайликов и конвертики для самооценки на этапе рефлексии

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята,

Урок сегодня непростой.

Он связан с зимушкой-зимой.

И гость приходит к нам сюда –

Снеговичок! Вот это да!

Слайд 2.

– Обратите внимание: целый снеговик состоит из частей. Перечислите эти части. (Круги, овалы, треугольник, ромбы, четырехугольник.)

– Какое общее название у этих частей? (Геометрические фигуры)

- Сегодня вы будете узнавать что-то новое о частях в целом. Хотите? (Да.)

- А как вы строите работу на таких уроках? (Мы должны понять, что мы не знаем и сами находим способ.)

- Молодцы! Снеговичок узнал, что вы очень интересно учитесь, и тоже захотел с вами поучиться? Оставите его на уроке? (Да.)

- С чего вы начинаете каждый урок? (С повторения.)

Актуализация знаний.

– Предлагаю вспомнить состав числа 9. В этом нам помогут электронные тренажеры. Нужно выбрать выражения, значения которых равны 9. (Работа в парах)

– Снеговичок приготовил для вас свои задания.

Слайд 3.

 
  Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива» - student2.ru

- Посмотрите на этот отрезок. На сколько частей он разбит? (На 3 части.)

- Как найти целый отрезок? (О = К + С + Ж.)

- Каким правилом воспользовались? (Чтобы найти целое, надо все части сложить.)

Учитель вывешивает Эталон отрезка и его частей.

- Можно ли в выражении поменять местами части отрезка? (Да.)

- На каком основании? (На основании переместительного свойства сложения.)

- Как найти красную часть? (К = О – С – Ж.)

- Каким правилам воспользовались? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другие части.)

Аналогично ведется работа по нахождению каждой части.

– Следующее задание Снеговичка:

 
  Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива» - student2.ru

- Какие фигуры вы видите? (Круг, треугольник, прямоугольник или четырехугольник.)

- Что общего у всех этих фигур? (Все они разделены на части.)

- А теперь еще раз внимательно посмотрите на эти фигуры и расположите их так, чтобы получилась закономерность.

Один учащийся работает у доски с комментированием.

 
  Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива» - student2.ru

- Какая закономерность? ( Возрастающая. По количеству частей в фигурах, количество частей увеличивается на 2.)

- Какой ряд чисел получился? (4, 6, 8.)

- Продолжите этот ряд на одно число вправо и влево. Какие числа добавились? (2,10)

- Можно ли расположить фигуры по-другому? (Да.)

 
  Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива» - student2.ru

- Какая закономерность? (Убывающая. По количеству частей в фигурах, количество частей уменьшается на 2.)

Слайд 4.

Учитель раздает карточки с заданием для пробного действия:

 
  Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива» - student2.ru

- Что вы видите на данной карточке? (Ромб разделен на 2 части.)

- Составьте по этому рисунку все возможные равенства.

- Что нового в этом задании? (Мы не составляли равенства по рисунку с фигурами.)

- Пробуйте выполнить это задание. На выполнение – 3 минуты.

Учащиеся выполняют задание на карточках.

- Кто не справился с заданием? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание.)

- Кто справился с заданием, какие равенства вы получили?

Вывешиваются все варианты учащихся. Учитель может выделить верный вариант.

- Это верные равенства. У кого другие? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание верно.)

- У кого такие равенства? Вы можете их обосновать? (Я не могу обосновать правильность своего ответа).

- Что должен сделать человек, когда он испытывает затруднение? (Остановиться и подумать.)

- Давайте думать. Какое задание выполняли? (Составляли равенства по рисунку.)

- Каким известным правилом пытались воспользоваться? (Эталоном отрезка и его частей)

- Чем это задание отличается от предыдущих? (У нас не отрезок, а фигура разбита на части.)

- В чем же возникло затруднение? (Не знаем, как связаны части фигуры.)

- В чем причина затруднения? (У нас нет правила составления равенства по рисунку фигуры.)

Слайд 5.

 
 
ПЛАН. 1. Разрезать фигуру на части. 2. Установить зависимость между частями. 3. Сделать вывод.

Слайд 6.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (да.)

- Что теперь вы можете делать? (Составлять равенства по частям фигуры.)

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)

- Но сначала нашим глазам нужен отдых. Проведем для них зимнюю физкультминутку от нашего друга Снеговичка.

Слайд 8.

- Сложите из ваших ромбов треугольник и запишите все возможные равенства.

Все примеры решаются учащимися по цепочке с комментарием у доски.

- Откройте учебник на стр. 26 № 3.

Учитель заранее выносит рисунок на доску.

Слайд 9.

- Это задание я предлагаю выполнить в парах под №1 и под№2, проговаривая способ действия.

Проверка организуется по образцу.

- Кто допустил ошибку?

- В чем она?

- Исправьте ошибку зеленым карандашом.

- Как убедиться в том, что вы не допустите подобных ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- Выполните № 6 на странице 27 самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка организуется по образцу.

- У кого не совпадают записи с записями на доске?

- Какие трудности возникли при выполнении?

- Исправьте записи.

- Кто допустил ошибку и разобрался в ее причине, поставьте на полях «+».

- Кто не допустил ошибку. Вы, молодцы! Поставьте себе на полях два «+».

Слайд 10.

Учащиеся оценивают свою работу с помощью треугольников, затем учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

- Какие трудности остались на конец урока?

Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива»

Тип урока:ОНЗ

Наши рекомендации