Условные обозначения и символы
З–15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
Севастопольский государственный университет
Политехнический институт
Кафедра начертательной геометрии,
инженерной и компьютерной графики
задания
По начертательной геометрии
И ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ
Методические указания
к выполнению расчетно-графических заданий
Севастополь
СевГУ
УДК [514.18+744] (075.8)
ББК [22.151.3+30.119]я73
З–15
Рецензент:
Смагин В.В., доцент, канд. техн. наук
Составители: В.Г. Середа1, А.Ф. Медведь2
Задания по начертательной геометрии и инженерной графике: учебно-метод.
пособие к выполнению расчетно-графического задания / сост. В.Г. Середа1, А.Ф. Медведь2. – Севастополь: СевГУ, 2016. – 45 с.
Учебно-методическое пособие содержит варианты заданий с краткими рекомендациями по выполнению каждого расчетно-графического задания.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов технических специальностей дневной и заочной форм обучения.
Рекомендовано Учебно-методическим Советом института в качестве учебно-методического пособия по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» для студентов дневной и заочной форм обучения.
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики, протокол № 6 от 24 июня 2015 г.
УДК [514.18+744] (075.8)
© ФГАОУВО «Севастопольский
государственный университет», 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 3
1. Условные обозначения и символы.............................................................................. 3
2. Индивидуальные задания............................................................................................. 4
2.1. Геометрическое черчение..................................................................................... 5
2.2. Геометрические тела на чертеже........................................................................ 12
2.3. Сечения, пересечения и развертки поверхностей на чертеже....................... 16
2.4. Неразъемные соединения на сборочном чертеже............................................ 21
2.5. Разъемные соединения на чертеже.................................................................... 27
2.6. Деталирование чертежа общего вида................................................................ 38
заключение...................................................................................................................... 43
Библиографический список.................................................................................. 44
ВВЕДЕНИЕ
Учебный процесс по начертательной геометрии и инженерной графике включает следующие формы обучения.
Лекции.На лекциях студенты получают основную информацию по теоретическим основам курса, знакомятся со способами решения задач.
Самостоятельная работа студентов.Теоретический материал углубленно изучается по рекомендованным учебникам, пособиям и методическим указаниям. Закрепляется решением задач, помещенных в методических указаниях. Выполняются индивидуальные расчетно – графические работы.
Практические занятия. Включают следующие этапы работы:
– краткий обзор по теме занятия;
– проверка задач и заданий, самостоятельно выполненных студентами;
– программированный контроль знаний по теме занятия;
– решение типовых задач или выполнение расчетно-графического задания.
Индивидуальные консультации. Проводятся по расписанию кафедры.
Экзамен (дифференцированный зачет). Проводится в соответствии с рабочим планом. К экзамену допускаются студенты, самостоятельно решившие задачи и сдавшие расчетно – графические задания.
Вариант для выполнения задания определяется как остаток от деления трех последних цифр номера зачетной книжки на 30.Например, если номер зачетной книжки студента 030216, то он выполняет 6-й вариант, так как при делении 216 на 30 в остатке будет 6 (если остаток равен нулю, то принимается 30 вариант).
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Цель задания – приобретение студентами практических навыков построения сопряжений, уклона, конусности, циркульных и лекальных кривых, а также усвоение правил оформления чертежей.
Содержание задания. Задание состоит из трех задач:
Задача 1. Вычертить овал и эллипс (все варианты), параболу (параболу 1 – нечетные варианты и параболу 2 – четные варианты).
Задача 2. Вычертить прокат (полособульб несимметричный – 1…15 варианты и полособульб симметричный – 16…30 варианты);
Задача 3. Вычертить крюк 1 (нечетные варианты) и крюк 2 (четные варианты);
Рекомендации к выполнению задания.
Задание «Геометрическое черчение» выполняется на одном листе формата А3 (420х297). Образец выполненного задания приведен на рис. 2.
Исходные данные для выполнения задания выбираются по вариантам из таблиц 1…3.
Рис. 1
Таблица 1
Исходные данные для построения кривых второго порядка, мм
№ варианта |
| |||||||
a | b | L | B | h | Габариты, мм | |||
Овал АВ=а CD=b Эллипс АВ=а CD=b
Парабола 1 Парабола 2 | ||||||||
Таблица 2
Исходные данные для вычерчивания профилей
Изображение профиля | № варианта | Параметры профиля, мм | |||||
№ полосо-бульба | h | b | s | r | R | ||
Полособульб несимметричный | 4,0 | 2,5 | 2,5 | ||||
5,5 | 4,5 | 3,0 | 3,0 | ||||
5,0 | 3,5 | 3,5 | |||||
5,0 | 3,5 | 3,5 | |||||
5,0 | 4,0 | 4,0 | |||||
5,5 | 4,0 | 4,0 | |||||
6,0 | 5,0 | 5,0 | |||||
6,5 | 5,0 | 5,0 | |||||
14а | 7,0 | 6,0 | 6,0 | ||||
16а | 8,0 | 7,0 | 7,0 | ||||
18а | 9,0 | 7,0 | 7,0 | ||||
20а | 10,0 | 8,0 | 8,0 | ||||
22а | 11,0 | 8,5 | 8,5 | ||||
24а | 12,0 | 9,0 | 9,0 | ||||
20б | 12,0 | 8,0 | 8,0 | ||||
Полособульб симметричный | 31,0 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | |||
35,5 | 5,5 | 4,5 | 4,5 | ||||
37,5 | 5,5 | 5,0 | 5,0 | ||||
42,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | ||||
48,5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 | ||||
56,5 | 8,5 | 7,0 | 7,0 | ||||
60,4 | 8,4 | 8,0 | 8,0 | ||||
68,0 | 10,0 | 8,5 | 8,5 | ||||
102,0 | 10,0 | 6,0 | 20,0 | ||||
89,0 | 10,0 | 6,0 | 25,0 | ||||
7,5 | 6,0 | 6,0 | |||||
50,0 | 8,0 | 6,5 | 6,5 | ||||
91,0 | 12,0 | 6,0 | 25,0 | ||||
48,0 | 5,5 | 4,0 | 6,0 | ||||
31,0 | 5,0 | 4,0 | 4,0 |
Таблица 3
Исходные данные для вычерчивания крюка
Крюк 1 Крюк 2 (нечетные варианты) (четные варианты) | |||||||||||
Варианты | Параметры, мм | ||||||||||
a | b | h | m | s | D | d | R1 | R2 | R3 | n | |
1,2 | |||||||||||
3,4 | |||||||||||
5,6 | |||||||||||
7,8 | |||||||||||
9,10 | |||||||||||
11,12 | |||||||||||
13,14 | |||||||||||
15,16 | |||||||||||
17,18 | |||||||||||
19,20 | |||||||||||
21,22 | |||||||||||
23,24 | |||||||||||
25,26 | |||||||||||
27,28 | |||||||||||
29,30 |
Рис. 2
На листе вычерчиваются в верхней части слева парабола, ниже – полособульб и крюк. Над основной надписью вверху вычерчивается овал и ниже – эллипс. Рекомендуемая компоновка листа приведена на рис. 3.
Рекомендуется следующий порядок выполнения задания:
1. Наметить рамку по формату чертежа и выполнить основную надпись.
3. Наметить место каждого изображения.
Масштаб каждого изображения выбирается исходя из того, что примерно 75% поля чертежа должно быть занято изображениями. Например, масштаб сечения профиля выбрать с учетом того, чтобы полка профиля в масштабе была в пределах 60…125 мм, а при вычерчивании высоты профиля – использовать линии обрыва. Масштаб крюка выбрать из условия, чтобы сумма R1+b была в пределах (160…270) мм. Масштаб кривых выбирать после вычерчивания в тонких линиях двух предыдущих изображений.
4. Выполнить построения каждого изображения в тонких линиях. Построение овала выполняют в соответствии с пунктом 3.1 [3]. Построение лекальных кривых линий выполняют по рекомендациям, приведенным в пунктах 3.2, 3.3 или 3.4 [3] соответственно. Построение сечения прокатного профиля выполняют по рекомендациям, приведенным в пунктах 3.5 и 3.6 [3]. Построения крюка выполняют в соответствии с рекомендациями, приведенными в п.3.7 [3].
5. Проверить построения.
6.Выполнить обводку чертежа, рамки и заполнить графы основной надписи.
Пример выполнения задания приведен в работе [3].
Рис. 3
Исходные данные к заданию
Схема взаиморасположения геометрических тел | № варианта | a, мм | H,мм | Геометрические тела | |||
Ц | К | П | С | ||||
К | П | С | Ц | ||||
П | С | Ц | К | ||||
С | Ц | К | П | ||||
С | П | К | Ц | ||||
П | К | Ц | С | ||||
К | Ц | С | П | ||||
Ц | С | К | П | ||||
П | К | С | Ц | ||||
К | П | Ц | С | ||||
Ц | К | П | С | ||||
К | П | С | Ц | ||||
П | С | Ц | К | ||||
С | Ц | К | П | ||||
С | П | К | Ц | ||||
П | К | Ц | С | ||||
К | Ц | С | П | ||||
Ц | С | К | П | ||||
П | К | С | Ц | ||||
К | П | Ц | С | ||||
Ц | К | П | С | ||||
К | П | С | Ц | ||||
П | С | Ц | К | ||||
С | Ц | К | П | ||||
С | П | К | Ц | ||||
П | К | Ц | С | ||||
С | П | К | Ц | ||||
Ц | С | К | П | ||||
П | К | С | Ц | ||||
К | П | Ц | С |
Рис. 5
4. Построить заданные горизонтальные проекции геометрических тел. Размещение тел выполнить в соответствии с вариантом.
5. Построить фронтальную и профильную проекции геометрических тел.
6. Достроить недостающие проекции линий, заданных преподавателем, на одной из проекций поверхностей.
7. Построить аксонометрию геометрических тел в масштабе 1:2.
8. Обвести чертеж линиями в соответствии с ГОСТ 2.303-68 и заполнить основную надпись (ГОСТ 2.104-68).
Пример выполнения задания приведен в работе [4].
ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ЧЕРТЕЖАХ
Цель задания – приобретение студентами практических навыков построений на чертеже сечений поверхностей плоскостью, линий пересечения поверхностей и их разверток.
Содержание работы. Задание состоит из трех задач.
Задача 1. Построить три проекции пирамиды, усеченной плоскостями.
Задача 2. Построить две проекции линии пересечения конуса со сферой (нечетные варианты – способом секущих плоскостей, а четные – способом концентрических сфер).
Задача 3. Построить развертку усеченной пирамиды, приведенной в задаче 1.
Указания к выполнению задания
Задание выполняется на одном листе формата А3 (420х297). Решение задачи 1 выполняется вверху на левой половине листа, решение задачи 2 – на правой половине листа, а решение задачи 3 – внизу на левой половине листа. Рекомендуемая компоновка листа приведена на рис. 6.
Образец выполненного задания приведен на рис. 7.
Исходные данные к задачам 1 и 2 выбираются по таблицам 5 и 6, а для задачи 3 из задачи 2. Чертежи поверхностей выполняются в масштабе 1:1.
Задание выполняется в следующей последовательности:
1. Выбираем по варианту из таблицы 5 поверхность пирамиды и параметры, характеризующие положение секущих плоскостей, а из таблицы 6 параметры пересекающихся поверхностей – конуса и сферы.
2. Строим в тонких линиях (толщина 0,2…0,3 мм) три проекции пирамиды в верхней части листа слева.
3. Наносим положение секущих плоскостей на фронтальной проекции пирамиды.
4. Достраиваем горизонтальную и профильную проекции секущих плоскостей.
5. Строим развертку усеченной пирамиды в нижней части листа.
6. Выбираем из таблицы 6 параметры конуса и сферы.
7. Строим в тонких линиях две проекции пересекающихся геометрических тел – конуса и сферы (на правой стороне листа).
8. Строим линию пересечения геометрических тел (выше указанным способом).
9. Проверяем правильность выполнения построений.
10. Обводим толстой линией (толщина 0,7…0,8 мм) контурные линии.
11. Заполняем основную надпись.
Рис. 6
Сечение - это плоская фигура, ограниченная линией пересечения плоскости с поверхностью.
Сечения конуса:
– окружность, если проецирующая плоскость перпендикулярна к оси вращения конуса;
– эллипс, если проецирующая плоскость наклонена к оси конуса и пересекает все его образующие;
– парабола, если проецирующая плоскость не проходит через вершину конуса и параллельна одной образующей;
– гипербола, если проецирующая плоскость не проходит через вершину и параллельна оси вращения конуса.
Сечение геометрических тел плоскостями строится в следующей последовательности:
– определить расположение поверхности и секущих плоскостей относительно друг друга и плоскостей проекций;
– определить количество секущих плоскостей;
– построить проекции опорных и промежуточных точек линии контура сечения на каждом участке;
– определить проекции линии контура сечения, соединения соответствующие опорные и промежуточные точки;
К опорным точкам относятся: экстремальные точки (высшая и низшая, самая близкая и самая удаленная, крайняя левая и крайняя правая) и точки видимости (точки, разграничивающие линию сечения на видимую и невидимую части).
Для построения линии пересечения поверхностей рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
Рис. 7
Таблица 5
Исходные данные к задаче 1
№ варианта | Параметры, мм | ||||||
d | h | a | b | c | e | ||
Таблица 6
Исходные данные к задаче 2
Поверхности конуса и сферы | № варианта | Параметры, мм | ||||
H | R | r | a | b | ||
– установить положение поверхностей относительно плоскостей проекций;
– выбрать поверхность-посредник, пересекающую заданные поверхности по простейшим линиям (прямым или окружностям);
– построить опорные и промежуточные точки линии пересечения (к опорным точкам относятся: точки, проекции которых лежат на проекциях контурных линий (очерках поверхности) одной из поверхностей, например на крайних образующих цилиндра или конуса, на главном меридиане и экваторе сферы, а также точки, отделяющие видимую часть линии от невидимой; крайние (экстремальные) точки – правую и левую, высшую и низшую, ближайшую и наиболее удаленную от плоскости проекций);
– соединить полученные точки с учетом видимости линии пересечения.
Основное положение:
– если одна поверхность является проецирующей, а другая нет, то одна проекция линии пересечения совпадает с вырожденной проекцией поверхности, а другая строится по принадлежности не проецирующей поверхности.
Развертку усеченной пирамиды (рис. 7) строим способом триангуляции. Развертка пирамиды состоит из боковой поверхности S123456 с вырезом, состоящей из шести треугольников S12,… S61, основания – правильного шестиугольника 123456 и плоскостей, полученных при сечении пирамиды секущими плоскостями.
Построение развертки выполняют в соответствии с пунктом 4.3 [3].
Пример выполнения задания приведен в работе [5].
Исходные данные для выбора конструкции узла
№ варианта | Ширина основания А, мм | Тип сварного шва | Материалы | Масштаб | Сборочная единица | |
Припой по ГОСТ 21930-76 | Клей по ГОСТ 12172-74 | |||||
Т7 | ПОС 40 | БФ2Н | 1:5 | Опора 1 | ||
Т8 | ПОС 63 | БФ2 | 1:5 | |||
Т9 | ПОС б1 | БФ4 | 1:5 | |||
Т3 | ПОС 90 | БФ2Н | 1:5 | |||
Т6 | ПОС 30 | БФ2 | 1:5 | |||
Т1 | ПОС 10 | БФ4 | 1:2 | |||
Т8 | ПОС 61М | БФ2Н | 1:2 | |||
Т9 | ПОСК 50-18 | БФ2 | 1:2,5 | |||
Т3 | ПОСК 50-18 | БФ4 | 1:2,5 | |||
Т6 | ПОС 40 | БФ2Н | 1:2,5 | |||
Т7 | ПОС 63 | БФ2 | 1:4 | |||
Т8 | ПОС б1 | БФ4 | 1:4 | |||
Т9 | ПОС 90 | БФ2Н | 1:4 | |||
Т3 | ПОС 30 | БФ2 | 1:4 | |||
Т6 | ПОС 10 | БФ4 | 1:4 | |||
Т1 | ПОС 40 | БФ2Н | 1:2 | Опора 2 | ||
Т1 | ПОС 63 | БФ2 | 1:2 | |||
Т1 | ПОС б1 | БФ4 | 1:2,5 | |||
Т1 | ПОС 90 | БФ2Н | 1:2,5 | |||
Т1 | ПОС 30 | БФ2 | 1:2,5 | |||
Т6 | ПОС 10 | БФ4 | 1:2,5 | |||
Т6 | ПОС 61М | БФ2Н | 1:4 | |||
Т6 | ПОСК 50-18 | БФ2 | 1:4 | |||
Т6 | ПОСК 50-18 | БФ4 | 1:4 | |||
Т6 | ПОС 40 | БФ2Н | 1:4 | |||
Т6 | ПОС 63 | БФ2 | 1:4 | |||
Т6 | ПОС б1 | БФ4 | 1:4 | |||
Т6 | ПОС 90 | БФ2Н | 1:4 | |||
Т6 | ПОС 30 | БФ2 | 1:4 | |||
Т6 | ПОС 10 | БФ4 | 1:5 |
* – для четных вариантов размер а=0,1А, для нечетных вариантов а=0,2А.
Таблица 8
Детали сборочных единиц
№ детали | Наименование детали | Изображение детали | № детали | Наименование деталей | Изображение детали |
Основание | Ребро | ||||
Стойка | Кольцо | ||||
Цилиндр | Втулка |
Исходные данные для вычерчивания шестерни
№ варианта | Модуль, m=d/Z | Число зубьев Z1 | Диаметр посадочного места на вал dв1, мм | Межосевое расстояние aw=0,5(d1+d2), мм | Диаметр делительной окружности d1=mZ1, мм | Диаметр окружности вершин зубьев da1=d1 +2m, мм | Диаметр окружности впадин df1=d1–2,5m, мм | Ширина венца b1=0,315aw+m, мм | Диаметр ступицы dcт1=1,6dв1, мм | Длина ступицы Lст, мм |
67,5 | ||||||||||
94,5 | 47,5 | |||||||||
77,5 | ||||||||||
52,5 | ||||||||||
67,5 | ||||||||||
94,5 | 47,5 | |||||||||
127,5 | 72,5 | |||||||||
52,5 | ||||||||||
67,5 | ||||||||||
115,5 | 58,5 | |||||||||
112,5 | 72,5 | |||||||||
127,5 | 72,5 | |||||||||
112.5 | 62,5 | |||||||||
52,5 | ||||||||||
* Модуль зацепления представляет собой длину делительной окружности, приходящейся на один зуб в мм.
Таблица 10
Исходные данные для вычерчивания зубчатого колеса
№ варианта | Модуль зацепления m, мм | Число зубьев Z2 | Диаметр посадочного места на вал dв2, мм | Диаметр делительной окружности d1=mZ2, мм | Диаметр окружности вершин зубьев da2=d2 +2m, мм | Диаметр окружности впадин df2=d2–2,5m, мм | Ширина венца b2=0,315aw, мм | Диаметр ступицы dcт1=1,6dв1, мм | Длина ступицы Lст=1,2dв1, мм | Толщина обода S=3m, мм | Толщина диска зубчатого колеса С=0,4b2, мм |
147,5 | |||||||||||
127,5 | |||||||||||
167,5 | |||||||||||
142,5 | |||||||||||
147,5 | |||||||||||
127,5 | |||||||||||
157,5 | |||||||||||
112,5 | |||||||||||
147,5 | |||||||||||
157,5 | |||||||||||
127,5 | |||||||||||
157,5 | |||||||||||
137,5 | |||||||||||
142,5 | |||||||||||
Таблица 11
Исходные данные элементов крепления