Учет долгосрочных инвестиций
К задачам учета долгосрочных инвестиций относятся:
- своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
- обеспечение контроля хода выполнения строительства и ввода в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
- правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие возведенных и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
- обеспечение контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
При строительстве объектов организацию и управление строительством, контроль за ходом строительства, ведение бухгалтерского учета, а также сдачу объектов в эксплуатацию осуществляет застройщик. Застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат на строительство объектов застройщик должен предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:
- 08-1 «Приобретение земельных участков»;
- 08-2 «Приобретение объектов природопользования»;
- 08-3 «Строительство объектов основных средств»;
- 08-4 «Приобретение объектов основных средств»;
- 08-5 «Приобретение нематериальных активов»;
- 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
- 08-7 «Приобретение взрослых животных»;
- 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
На субсчете 1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты на приобретение в собственность организации земельных участков.
На субсчете 2 «Приобретение объектов природопользования» учитываются затраты на приобретение в собственность организаций объектов природопользования.
На субсчете 3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты на возведение зданий и сооружений, монтаж оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
На субсчете 4 «Приобретение объектов основных средств» учитываются затраты на приобретение оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
На субсчете 5 «Приобретение нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.
На субсчете 6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» - затраты на выращивание молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо.
На субсчете 7 «Приобретение взрослых животных» учитываются стоимость взрослого продуктивного и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.
На субсчете 8 «Выполнение научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ» учитываются затраты на осуществление данных работ.
Организация аналитического учета по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» зависит от вида долгосрочных инвестиций.
По затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, аналитический учет ведется по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования; оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям.
По затратам, связанным с приобретением (созданием) нематериальных активов, аналитический учет ведется по каждому приобретенному или созданному самой организацией объекту нематериальных активов.
По затратам, связанным с осуществлением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ аналитический учет ведется по видам выполненных работ, а также по договорам (заказам).
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада. С 1 января 2000 г. к не завершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.
Учет долгосрочных инвестиций в капитальное строительство.Как отмечалось, капитальное строительство – это вид деятельности, обеспечивающий воспроизводство основных средств путем создания новых и расширения действующих объектов, а также их реконструкции и технического перевооружения.
Учет капитального строительства организуется в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету, основными из которых являются: Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.12.1993 г. № 160; Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 2/2008, Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01.
Организация строительства осуществляется застройщиком. В роли застройщика могут выступать дирекции строящихся и действующих предприятий, ведущих капитальное строительство. Застройщик может осуществлять капитальное строительство подрядным или хозяйственным способом. При хозяйственном способе строительно-монтажные работы выполняются самим застройщиком, при подрядном – специализированной строительно-монтажной организацией, выступающей в роли подрядчика. Застройщик при этом является заказчиком, который заключает с подрядчиком договор на выполнение строительно-монтажных работ – договор подряда. Договор подряда оформляется на основе проектно-сметной документации, в которой наряду со специальными строительными показателями указывается стоимость объекта строительства. В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) согласовывают объем строительно-монтажных работ, их стоимость, порядок приемки-сдачи, сроки выполнения, штрафные санкции.
У заказчика-застройщика при осуществлении капитального строительства объектами бухгалтерского учета являются незавершенное строительство и завершенное строительство.
Незавершенное строительство – это затраты заказчика-застройщика на строительство объекта от начала до завершения строительства, т. е. до приемки государственной приемочной комиссией.
Завершенное строительство – фактическая стоимость объекта строительства на дату его приемки государственной приемочной комиссией до ввода его в эксплуатацию или передачи инвесторам.
Затраты застройщика на строительство объекта согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций в бухгалтерском учете группируются по технологической структуре расходов, определяемой проектно-сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
- на строительные работы;
- на работы по монтажу оборудования;
- на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа;
- на приобретение инструмента и инвентаря;
- на прочие капитальные затраты.
К расходам на строительные работы относятся затраты, связанные с возведением, расширением и реконструкцией зданий и сооружений различного назначения. К этой категории расходов относятся не только расходы на работы, связанные непосредственно с объектами капитальных вложений, подлежащих в дальнейшем вводу в эксплуатацию в виде инвентарных объектов основных средств, но и расходы на работы по возведению временных титульных зданий и сооружений. Временными титульными зданиями и сооружениями являются временные объекты строительной инфраструктуры, возводимые специально для строительства объекта, включенные в его проект и смету как вспомогательные производственные мощности. К таким объектам на крупных стройках относятся бетонные заводы, предприятия по производству асфальта, щебня и других строительных материалов и конструкций. Такие здания и сооружения обычно рассчитаны на срок строительства основного объекта. При начале строительства они вводятся в эксплуатацию в составе основных средств застройщика и переносят свою стоимость на стоимость основного объекта строительства путем начисления амортизации, рассчитанной на единицу произведенной продукции или срок строительства основного объекта. По завершении строительства такие объекты обычно сносятся по ветхости.
Расходы на строительные работы включают также затраты на подготовку участков к строительству, производство земляных, общестроительных, санитарно-технических, электротехнических и отделочных работ, работ по благоустройству прилегающей к объекту территории. Кроме того, к затратам на строительные работы относят затраты, включенные в сметы на строительство, связанные с командированием и транспортировкой работников к месту строительства, включая компенсации и доплаты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, вредными условиями труда, выплачиваемые работникам строительства в соответствии с действующим законодательством.
К работам по монтажу оборудования относят работы по монтажу основного технологического оборудования строящегося объекта в соответствии со специализацией его последующей эксплуатации.
К затратам на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, относят затраты на приобретение основного технологического оборудования, включенного в смету на строительство данного объекта.
К затратам, связанным с приобретением и монтажом оборудования, не относятся затраты на приобретение и монтаж оборудования для строительства объекта, относящегося к технологическому оборудованию строительства, например, строительных машин и оборудования, транспортных средств, обслуживающих строительство.
В смету на строительство может быть также включен инструмент и инвентарь, предназначенный для первоначального оснащения объекта строительства в связи с его назначением. Например, мебель и другой инвентарь предусматриваются в сметах при строительстве гостиниц, учебных заведений, больниц и других объектов социального назначения и сферы обслуживания.
В состав прочих капитальных работ и затрат сметы на строительство относят:
- предпроектные и проектно-изыскательские работы, расходы;
- расходы, связанные с землеотводом под строительство и переселением с отведенных под строительство территорий, компенсацией потерь переселенцев;
- расходы, связанные с выполнением инвестиционных условий, при получении разрешения на строительство;
- затраты на содержание дирекций строящихся предприятий или подразделений капитального строительства на действующих предприятиях;
- затраты на технический и авторский надзор со стороны заказчика и проектировщика;
- расходы, связанные с набором рабочих и подготовкой эксплуатационных кадров строящегося предприятия.
Не включаются в состав затрат по строительству объектов:
- пусковые расходы и пробная эксплуатация оборудования;
- расходы по устранению недоделок и брака по вине поставщиков материалов и оборудования;
- стоимость временных нетитульных (не включенных поименно в смету на строительство) сооружений, приобретаемых или возведенных подрядчиками за счет своих накладных расходов в период строительства, а также затраты на их снос;
- суммы штрафов, уплаченных за нарушение правил строительства или в связи с налогообложением;
- другие расходы, не включенные в сметы на строительство.
Учет затрат ведется по каждому объекту строительства в целом и по отдельным его составляющим, а при подрядном способе строительства и по договорам подряда.
Учет фактических затрат на строительство каждого объекта ведется нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию.
Порядок документального оформления и учета затрат на капитальное строительство у застройщика зависит от способа их осуществления.
1. Учет при подрядном способе строительства.Как отмечалось, при подрядном способе работы по строительству объекта выполняются для заказчика-застройщика по договорам строительного подряда специализированными строительными организациями. В этом случае заказчик в составе незавершенного строительства наряду с другими затратами по строительству (организации, предпроектными, проектными и т. п.) учитывает принятые от подрядчика работы, а также прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах.
Суммы НДС, предъявленные заказчику-застройщику проектными, подрядными и другими организациями по выполненным работам, учитываются на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Принятые заказчиком к учету выполненные проектно-изыскательские работы отражаются в составе незавершенного строительства записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Учет выполненных работ ведется подрядчиком в накопительном порядке с начала выполнения работ до полного завершения обязательств подрядчика по объекту строительства под контролем заказчика в журнале учета выполненных работ (форма № КС-6а) в одном экземпляре. При сдаче заказчику выполненные подрядчиком строительно-монтажные работы (СМР) на основании журнала № КС-6а оформляются актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Формы № КС-2, № КС-З и др. утверждены постановлением Госкомстата России от 11.11. 1999 г. № 100.
Формы № КС-2 и КС-3 оформляются не менее чем в двух экземплярах: первый для подрядчика, второй – для заказчика и составляются по мере сдачи работ в сроки, установленные договором подряда. Стоимость выполненных работ отражается в справке по договорной стоимости нарастающим итогом с начала выполнения работ (в графе 4), с начала года (в графе 5) и в том числе за отчетный период (в графе 6) в целом по стройке и по каждому входящему в ее состав объекту. Принятые от подрядчика работы заказчик отражает в бухгалтерском учете на основании акта формы № КС-2 по стоимости отчетного периода, указанной в форме № КС-3 по дебету счета 08.3 записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах, учитываются по дебету счета 08.3 по их видам в размере фактических затрат по мере их производства или по договорной стоимости записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС по работам, выполненным подрядчиком и другими организациями, принимается заказчиком к учету на основании их счетов-фактур.
В соответствии с порядком, установленным НК РФ, НДС, уплаченный подрядчикам и другим организациям в связи со строительством объекта основных средств, подлежит вычету на основании счетов-фактур подрядчиков и других организаций и соответствующих записей в книге покупок.
За последние годы порядок зачета НДС по объектам капитального строительства неоднократно изменялся. До января 2001 г. НДС по строящимся объектам не подлежал зачету и включался в первоначальную стоимость объекта. С 2001 по 2006 г. сумма НДС подлежала зачету после оплаты счетов подрядчиков и других организаций и ввода объекта в эксплуатацию. С 2006 г. в соответствии с п. 5 ст. 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предъявленные заказчику-застройщику, производятся в общем порядке. Следовательно, для применения вычетов необходимо наличие:
- документа сдачи-приемки очередного этапа работ по строительству объекта (или всего объекта);
- счета-фактуры.
При этом объект капитального строительства должен использоваться в будущем для осуществления операций, облагаемых НДС. На сумму предъявленного бюджету к вычету НДС по выполненным подрядчиком и другими организациями работам делается запись:
Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств».
Пример. Организация-застройщик заключила с подрядчиком договор на строительство объекта производственного назначения. Затраты организации застройщика на строительство составили: стоимость работ по составлению сметы – 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.; стоимость строительных работ по предъявленным счетам подрядчика – 1 180 000 руб., в том числе НДС – 180 000 руб.;
Затраты по строительству объекта в бухгалтерском учете застройщика отражаются следующими записями:
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
Отражена стоимость услуг сторонней организации по составлению сметы | 08/3 19/1 | 100 000 18 000 | ||
Отражена стоимость строительных работ согласно Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), предъявленной подрядчиком | 08/3 19/1 | 1 000 000 180 000 | ||
Предъявлен бюджету к вычету НДС по работам, выполненным сторонней организацией и подрядчиком | 19/1 | 198 000 |
Пример. Организация ведет капитальное строительство цеха подрядным способом. В апреле текущего года подрядчик выполнил очередной этап строительных работ, о чем составлены документы по форме № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» на сумму 591 143 руб., в том числе НДС – 90 174,36 руб., а также представлен счет-фактура. В учете должны быть сделаны следующие записи:
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
Отражена стоимость выполненного подрядчиком и принятого этапа работ | 08/3 19/1 | 500 969 90 174 | ||
Предъявлен бюджету к вычету НДС по выполненному подрядчиком и принятому этапу работ | 19/1 | 90 174 |
2. Учет при хозяйственном способе строительства.К строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами застройщика без привлечения подрядных строительно-монтажных организаций.
В соответствии с типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденными Минстроем России 4.12.1995 г. № БЕ-11-260/7 организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям (документ действует в части не противоречащей последующим нормативны актам):
- строительные материалы;
- заработная плата строительных рабочих;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных средств;
- расходы по обслуживанию строительных машин и механизмов (включая амортизацию основных средств);
- накладные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы.
Строительная организация может самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство строительных работ.
При хозяйственном способе строительные работы могут выполняться как ремонтно-строительными цехами, так и отделами капитального строительства (ОКС). В первом случае все затраты предварительно учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтно-строительный цех».
При этом по мере осуществления затрат делают записи:
Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтно-строительный цех»
Кредит сч. 10 «Материалы» – на стоимость использованных в строительстве материалов;
Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтно- строительный цех»
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве;
Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтно- строительный цех»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму отчислений на социальные нужды;
Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтно-строительный цех»
Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств» – на сумму амортизации основных средств, использованных при строительстве;
Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтно- строительный цех»
Кредит сч.25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы» – на сумму накладных расходов.
До окончания работ на строительном объекте все затраты на строительно-монтажные работы, учтенные по дебету счета 23, являются незавершенным производством. По окончании работ на строительном объекте все затраты по его возведению списываются с кредита счета 23 записью:
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».
Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтно-строительный цех».
При осуществлении строительства специальным отделом капитального строительства затраты по строительству отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».
При этом по мере осуществления затрат делают записи:
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит сч. 10 «Материалы» – на стоимость использованных в строительстве материалов;
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве;
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму отчислений на социальные нужды;
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств» – на сумму амортизации основных средств, использованных при строительстве;
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит сч. 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы» – на сумму накладных расходов.
В соответствии с налоговым законодательством строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом, рассматриваются как строительно-монтажные работы, выполненные для собственного потребления.
С 1 января 2001 г. согласно ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом обложения НДС. При этом налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
Порядок исчисления НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления за последние 5 лет неоднократно менялся. До 1 января 2006 года организации должны были начислять НДС только в отношении полностью завершенных работ, т. е. по факту создания объекта, и соответственно НДС также мог быть предъявлен к вычету только по факту постановки объекта на учет. Данный порядок сохраняется и в настоящее время в отношении тех работ, которые были закончены до 01.01.2006, но НДС в отношении которых не предъявлен к вычету до настоящего времени.
С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 119-ФЗ исчисление НДС со стоимости СМР осуществлялось по итогам каждого налогового периода (месяца или квартала, а начиная с 2008 года - только квартала) исходя из объемов выполненных работ (п. 10 ст. 167 НК РФ). Предъявление НДС к вычету производилось только по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении СМР для собственного потребления в соответствии со статьей 173 НК РФ (п. 5 ст. 172 НК РФ).
Начиная с 1 января 2009 г. организации (индивидуальные предприниматели) в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ в п. 5 ст. 172 НК РФ вправе производить вычеты по НДС при выполнении СМР для собственного потребления в момент определения налоговой базы по НДС, т. е. момент определения налоговой базы и вычета совпадают.
Указанный порядок распространяется на СМР, законченные после 01.01.2009 г. Суммы налога, исчисленные ранее и не принятые к вычету до указанной даты, подлежат вычету в порядке, действовавшем ранее, т. е. после перечисления сумм НДС, исчисленных со стоимости СМР, в бюджет (п. 13 ст. 11 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ).
Пример.Организация осуществляет хозяйственным способом строительство объекта основных средств, предназначенного для производства продукции, реализация которой облагается НДС. Затраты по строительству составили:
- стоимость материалов - 212 400 руб., в том числе НДС – 32 400руб.;
- заработная плата работников строительного подразделения – 500 000руб.;
- сумма отчислений на социальные нужды – 150 000руб.;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 15 000руб.;
- амортизация основных средств, использованных при строительстве, – 200 000 руб.;
- стоимость услуг сторонних организаций по строительству объекта - 118 000руб., в том числе НДС – 18 000 руб.
Операции по строительству объекта основных средств хозяйственным способом в бухгалтерском учете организации отражаются следующими записями:
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
Оприходованы на склад поступившие материалы | 19/3 | 180 000 32 400 | ||
Переданы материалы строительному подразделению | 08/3 | 180 000 | ||
Включена в затраты на строительство стоимость услуг сторонних организаций по строительству объекта | 08/3 19/1 | 100 000 18 000 | ||
Оплачена задолженность перед поставщиками | 330 400 | |||
Начислена заработная плата работникам строительного подразделения | 08/3 | 500 000 | ||
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях | 08/3 | 165 000 | ||
Начислена амортизация основных средств, использованных при строительстве | 08/3 | 200 000 | ||
Начислен НДС на строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом | 19/1 | 202 570 | ||
Перечислен в бюджет НДС | 20 250 | |||
Предъявлен бюджету к вычету НДС по выполненному хозяйственным способом строительству | 19/1 19/3 | 220 500 |
3. Учет оборудования, требующего монтажа.Оборудование, требующее монтажа, для строящегося объекта может приобретать как заказчик, так и подрядчик.
В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ подрядным способом, а также при строительстве хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования с целью его установки в строящихся объектах осуществляет застройщик (заказчик).
Для учета оборудования, требующего монтажа, используется счет 07 «Оборудование к установке».
Аналитический учет по счету 07 «Оборудование к установке» ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям.
Этот счет ведется организациями-застройщиками для отражения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, включая оборудование для мастерских, опытных установок, лабораторий, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся и реконструируемых объектах. К такому оборудованию относится также оборудование, которое вводится в эксплуатацию только после сборки и прикрепления к фундаменту или опорам, междуэтажным перекрытиям и другим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей этого оборудования, контрольно-измерительная аппаратура и иные приборы, предназначенные для монтажа.
Оборудование, не требующее монтажа (транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инвентарь, производственный инструмент, измерительные и другие приборы) на счете 07 «Оборудование к установке» не учитывается.
Первичный учет движения оборудования ведут в порядке, установленном для учета материалов, но с использованием первичных документов, предназначенных специально для учета оборудования.
Для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего его использования в качестве объекта основных средств используется акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14).
Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией, назначаемой приказом руководителя организации для осмотра и приемки оборудования.
В акте комиссия указывает свои выводы о состоянии оборудования и возможности его принятия к бухгалтерскому учету. К акту прилагаются сопроводительные документы (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, транспортная накладная и др.). Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.
В случае невозможности проведения качественной приемки оборудования при его поступлении на склад акт формы № ОС-14 является предварительным и составляется на основании наружного осмотра оборудования.
При проведении монтажных работ подрядным способом в состав комиссии по приемке оборудования может входить представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте о приеме (поступлении) оборудования формы № ОС-14, и ему передается второй экземпляр акта.
В других случаях передача оборудования в монтаж оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15).
Данный акт составляется в случае, когда оборудование для монтажа передается монтажной организации и ранее, при приемке оборудования по акту формы № ОС-14, представитель монтажной организации не участвовал. Акт составляется в двух экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию. Второй экземпляр акта передается монтажной организации вместе с указанным в акте оборудованием.
При выявлении дефектов оборудования в процессе его монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
В акте отмечаются выявленные дефекты и подробно указываются мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов, а также исполнители и сроки исполнения. Акт составляется в количестве не менее трех экземпляров и подписывается представителями организации-заказчика, монтажной организации и организации-изготовителя. Каждая из подписавших организаций получает свой экземпляр акта о выявленных дефектах оборудования
Оборудование, требующее монтажа, принимается к бухгалтерскому учету и отражается на счете 07 «Оборудование к установке» по фактической себестоимости приобретения, которая слагается из суммы всех затрат, связанных с его приобретением и вводом в эксплуатацию.
Расходы, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию оборудования для строящегося объекта, включают его стоимость по счетам поставщиков, транспортные расходы по доставке оборудования на объект, а также заготовительно-складские расходы, включая суммы комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим и внешнеэкономическим организациям; стоимость услуг товарных бирж; суммы таможенных пошлин и др.
НДС по поступившему оборудованию в состав затрат на его приобретение не включается, на счете 07 не отражается. Для учета НДС, уплаченного при приобретении оборудования для строящихся объектов, используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»
Приобретение оборудования к установке за плату у других организаций и лиц отражается в учете застройщика записью:
Дебет сч. 07 «Оборудование к установке»
Дебет сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При получении оборудования от учредителей в счет вклада в уставный капитал организации делают запись:
Дебет сч. 07 «Оборудование к установке»
Кредит сч. 75 «Расчеты с учредителями».
Расходы по доставке оборудования, требующего монтажа, до приобъектного склада и заготовительно-складские расходы так же учитываются предварительно на счете 07 «Оборудование к установке» записью:
Дебет сч. 07 «Оборудование к установке»
Дебет сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с кредита счета 07 «Оборудование к установке» только после начала работ по установке на постоянном месте для эксплуатации. При этом делают запись:
Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит сч. 07 «Оборудование к установке».
При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07 «Оборудование к установке», а у строительной организации оно принимается на забалансовый счет 005 «О<