Цель, задачи, информационная база аудита расчетов покупателями и заказчиками

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности. Аудит направлен на проведение разного рода проверок, консультирование клиентов по вопросам в сфере бухгалтерского и налогового учёта, управления организацией и другим вопросам. Аудиторская проверка ограничена по времени и ресурсам, поэтому её подготовкой должен заниматься подготовленный и специализированный специалист, которым является аудитор, частный, или в составе аудиторской группы от организации.

В ходе подготовки должны быть определены основные цели, задачи, выбраны основные методы, с помощью которых будет проводиться проверка. Также наиболее важным моментом является определение объема аудита, того количества и качества информации, которая необходима аудитору для того что бы выразить мнение о достоверности отчётности организации. В ходе проведения аудита, аудитору необходимо собрать аудиторские доказательства, которые послужат основой для формирования его профессионального мнения.

По окончании проверки, аудитор, руководствуясь собранными доказательствами и профессиональным суждением, выражает мнение о достоверности отчётности, либо отказывается от выражения мнения. Прочной отказа может послужить множество причин, такие как ограничение объёма аудита либо невозможность определить достоверность предоставленной документации.

Основной целью аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской и кредиторской задолженности.

Для выполнения данной цели, необходима реализация целого ряда задач:

- установить насколько правильно исчислены и отражены в учете расчеты с покупателями, заказчиками;

- проверить, соответствуют ли нормам законодательства, договоры на реализацию продукции, товаров и услуг, в части обоснованности и своевременности заключения;

- определить правильность и размер отражения оплат от покупателей за реализованную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, а также сопоставить данные расчётом с суммами дебиторской задолженности;

- установить соответствует ли размеры авансовых платежей условиям договора с покупателями;

- определить порядок уплаты налогов и сопоставить данным с соответствующими налоговых начислений

- установить соответствуют ли методы учёта расчётов с покупателями и заказчиками методам, закрепленным в учётной политике организации;

- установить правильность расчётов с бюджетом по уплате НДС сопоставить с расчётными данными организации;

- произвести проверку правильности исчисления и уплаты налога на прибыль на предмет искажения данных с целью занижения налогооблагаемой базы.

Выполнив данный перечень задач, аудитор будет обладать информацией, которая является фундаментальной основой для выражения мнения о достоверности показателей расчётов с покупателями и заказчиками в отчётности организации.

На подготовительном этапе аудиторской проверки расчётов с покупателями и заказчиками, аудитору обратить внимание на то, что при аудите данного сегмента учёта, большое значение имеет юридическая обоснованность действий организации. Аудитор должен установить насколько правильно и законно оформлены договоры на поставку, насколько обоснованы суммы НДС, представленные к вычету и т.д. В связи с этим, аудитор должен учитывать данный факт при определении объёма аудита.

В случае проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками информационной базой проведения проверки служат такие документы как:

- учетная политика организации, утверждённая приказом;

- главная книга организации;

- бухгалтерский финансовая отчётность с приложениями и расшифровками;

- кассовая книга организации;

- журнал-ордер №11;

- книга продаж;

- выписка по расчётному счёту в уполномоченном банке, реестр платежей;

- кассовые документы: приходные и расходные кассовые ордера;

- договора с покупателями и заказчиками на поставку товаров, оказание

услуг, выполнение работ;

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 50, 51, 62, 68, 90 и субсчетам, открытым к ним;

- первичная учётная документация (ТОРГ-12, счета-фактуры, УПД, акты выполненных работ, оказанных услуг и прочее)

- акты о проведении прошлых проверок, инвентаризаций расчётов, при наличии акты проверок систем внутреннего контроля (внутренний аудит).

На основании утвержденной учётной политики аудитор получает информацию о следующем:

- рабочий планом счетов, используемый организацией при ведении учёта;

- формы первичной документации и регистров бухгалтерского учёта, используемые при ведении учёта;

- график документооборота, в части учета расчетов с покупателями и заказчиками;

- перечень лиц, уполномоченных для подписи документации;

- организация, форма, методы и сроки проведения инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками.

По данным бухгалтерского баланса аудитор получает информации о состоянии стоимостной оценки таких статей баланса как «Дебиторская задолженность» и «Кредиторская задолженность», «Денежные средства и их эквиваленты».

На основании первичной документации по оформлению и отражению в учете расчётов с покупателями и заказчиками (договоры, ТОРГ-12, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, отгрузочные документы, выписки банка, реестры чеков, расходные и приходные кассовые ордера и квитанции к ним), акты сверок расчётов с покупателями и заказчиками и прочее) аудитор сможет оценить реальность, объёмы и сроки расчётов, их обоснованность и соответствие нормам законодательства.
Организации, применяющие в ходе учёта журналы-ордера, используют журнал-ордера № 11. Данный журнал ордер является учетным регистром для учета отгруженной и готовой продукции.

На основе регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

- количество сделок по реализации;

- какой формой расчётов пользовались организации при выполнении оплат;

- каким образов ведется аналитический учёт покупателей, заказчиков, реализованной продукции, отгруженной продукции, поступивших денежных средств;

- нетипичные для организации бухгалтерские проводки при учёте расчётов с покупателями и заказчиками.

Аудитор должен осознавать, что при большом числе покупателей и заказчиков, повышаются аудиторские риски, и учитывать это при определении выборки по данному участку. От того, насколько грамотно и профессионально аудитор сформирует объём аудита, зависит насколько качественно будет произведена аудиторская проверка и насколько обоснованным окажется его мнение о достоверности отчётных показателей организации, в части расчётов с покупателями и заказчиками.

Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Наши рекомендации