Учет расчетов с покупателями и заказчиками

В расчетах с покупателями и заказчиками может применяться как наличная, так и безналичная форма расчетов. В безналичном порядке расчеты должны проводиться только через банки и другие кредитные учреждения, в которых предприятие открыло соответствующие счета.

Расчеты с покупателями и заказчиками проводятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарно-обменных операций (бартерные операции), в порядке договора мены, инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками.

Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции. Существует два метода:

1. Когда за момент реализации продукции принимается момент оплаты;

2. Когда за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки (в основном все сельскохозяйственные предприятия используют этот метод). При этом методе дебиторская задолженность, которая отражается по цене реализации, будет учитываться на активно-пассивном счете 62, к этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

62.1 «Расчеты по государственным контрактам»;

62.2 «Расчеты в порядке инкассо»;

62.3 «Расчеты плановыми платежами»;

62.4 «Векселя полученные»;

62.5 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

На 62.1 учитываются расчеты с заготовительными организациями (хлебоприемные пункты, элеваторы, молокозаводы, мясокомбинаты и др.) в порядке выполнения государственных контрактов на поставку продукции.

На 62.2 учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятыми банком к оплате расчетные документы за определенную продукцию (выполненные работы).

На 62.3 учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

На 62.4 учитываются расчеты обеспеченными полученными векселями, а 62.5 – расчеты с разными предприятиями за проданную сельскохозяйственную продукцию, расчеты с населением, расчеты за проданную продукцию работникам.

По Дт 62 счета отражают начисление долга с покупателей и заказчиков за проданную продукцию (работы, услуги), а по Кт 62 счета отражается оплата покупателей за проданную им продукцию.

Хозяйственные операции:

1. На сумму начисленного долга за отгруженную продукцию (работы, услуги), когда предприятие предъявило расчетные документы покупателю (заказчику):

Дт 62 Кт 90.1;

2. Т.к. отгруженная продукция считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС:

Дт 90.3 Кт 68;

3. Поступила оплата от покупателей и заказчиков в погашении задолженности:

Дт 51, 52, 55 Кт 62;

4. Если за отгруженную продукцию покупатель выставляет предоплату, то расчеты по авансам полученным ведутся на отдельном аналитическом счете к счету 62 «Авансы полученные».

Сумма полученных предприятием авансов (предварительной оплаты), отражается обособленно в виде кредиторской задолженности:

Дт 51 Кт 62 аналитический счет «Авансы полученные»;

5. На сумму полученного аванса начисляется НДС:

Дт 62 аналитический счет «Авансы полученные» Кт 68;

6. После отгрузки продукции (выполнении робот, услуг) сумма начисленного НДС по авансу сторнируется, а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции через 90 счет:

Дт 62 аналитический счет «Авансы полученные» Кт 68;

7. Производится зачет полученного аванса внутренней записью:

Дт 62 аналитический счет «Авансы полученные» Кт 62;

8. Если за отгруженную продукцию покупатель выдает вексель, то в учете векселедержателя (поставщика) полученные от покупателя векселя на сумму задолженности будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

а) Дт 62.4 Кт 62.5;

б) Дт 62.4 Кт 91.1 – на сумму %;

в) Дт 51 Кт 62.4 – вексель оплачен вместе с %;

г) Неоплаченные в срок векселя считаются отказными и номинальную стоимость отказного векселя списывают на расчеты по претензиям:

Дт 76.2 Кт 62.4.

Наши рекомендации