Методика учета прибыли и ее использования в бухгалтерии.
Введение
Прибыль – один из основных финансовых показателей оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Прибыль в торговле – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
Прибыль — многозначная экономическая категория. От рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования торгового предприятия, возможности которого во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. В современных условиях проблема повышения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего деятельность в сфере торговли. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению предлагаемой на рынок продукции, расширению ассортиментах.
Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа использования прибыли организации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
· Исследовать теоретико-методологические основы прибыли организации, необходимость ее учета и анализа;
· Изучить методику и структуру анализа финансовых результатов.
· Рассмотреть действующий порядок учета и анализа прибыли на примере предприятия ООО «Волгаторг» магазин Семейный.
· Исследовать анализ эффективности работы, анализ динамики и структуру финансовых результатов в ООО «Волгаторг»
· Изучить анализ использования прибыли в организации
Предметом исследования является учет и анализ прибыли организации. Объектом исследования является организация ООО «Волгаторг» магазин Семейный.
Теоретико-методологической базой для написания данной дипломной работы послужили: Чувикова В.В. Бухгалтерский учет и анализ; Бородин В.А. Бухгалтерский учет; Данилин В.Ф. Бухгалтерский учет и анализ.
Анализ динамики и структуры финансовых результатов в ООО «Волгаторг» магазин семейный.
Себестоимость реализованной продукции уменьшилась и прибыль от продажи продукции тоже снизилась.
Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов и за счет увеличения размера управленческих расходов прибыль уменьшилась на 86,1%.
Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.
Заключение
Важнейшей составной частью информации о финансовом положении организации являются данные о формировании финансовых результатов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности организаций.
В Выпускной Квалификационной Работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов организации.
Главная задача финансовой деятельности предприятия сводится к наращиванию собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Для повышения финансовых результатов необходимо увеличить объем реализации продукции, расширить рынок сбыта, учесть такие сопоставимые показатели как повышение качества продукции, цен, но при оптимальном использовании активов, изыскать резервы по снижению себестоимости продукции.
Немаловажно проводить учет и контроль за уже сложившимся финансовым результатом и порядком его использования.
В первом разделе данной выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты формирования финансового результата деятельности предприятия на основе бухгалтерской отчетности.
Так как бухгалтерская отчетность является основной информационной базой анализа финансового состояния предприятия, то обозначены основные показатели и формы отчетности, в которых они отражены.
Во втором разделе
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. (в ред. Приказа МФ РФ от 07.05.2013 г.).
15. "О формах бухгалтерской отчетности" Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 г. № 66н
Литература
16. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник /Л. Н. Чечевицына. Изд.2-е, дополн, и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с. – (СПО)
17. Бабаева З.Д. и др. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации: методология, задачи, ситуации, тесты: Учеб. Пособие/ З.Д. Бабаева, В.А. Терехова, Т.Н. Шейна и др.-М.: Финансы и статистика, 2003.-544с.
18. Барсукова, И.В. Бухгалтерский учет. Отечественная система и международные стандарты. – М.: ФБК-Пресс, 2010 г. – 520 с..
19. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 464 с. – (Серия "Высшее образование")
20. Бухгалтерский учет: Учебник / А. С. Бакаев, П. С. Безруких, Н. Д. Врублевский и др.; под ред. П. С. Безруких — 4-е изд., перер. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 2012.
21. В. В. Ковалев ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: теория и практика, 2-е издание переработанное и дополненное TK Велби, Изд-во Проспект, 2007.
22. Жиляков, Д.И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания) / Д. И. Жиляков, В. Г. Зарецкая– М.: КноРус, 2012. – 368с.
23. Ивашкевич В. В., Семенова И. М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. — М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2011.
24. Любушкин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити. – ДАНА, 2010. – 471 с.
25. Палий В. Ф. Бухгалтерский учет доходов, расходов и прибыли. — М.: Бератор-Пресс, 2003.
26. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Организации и консолидированные группы. – 2-е изд., перераб. и. доп. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2004. – 344 с.
27. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. Минск: Новое знание, 2010. – 680 с.
28. Стуков Л.С. Правовые аспекты использования МСФО.// Бухгалтерский учет. – 2012. - № 7. – с. 64-66.
Интернет ресурсы
1.http://www.garant.ru/
2. http://www.consultant.ru/
3. www.nalogkodeks.ru
Приложения
Введение
Прибыль – один из основных финансовых показателей оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Прибыль в торговле – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
Прибыль — многозначная экономическая категория. От рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования торгового предприятия, возможности которого во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. В современных условиях проблема повышения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего деятельность в сфере торговли. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению предлагаемой на рынок продукции, расширению ассортиментах.
Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа использования прибыли организации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
· Исследовать теоретико-методологические основы прибыли организации, необходимость ее учета и анализа;
· Изучить методику и структуру анализа финансовых результатов.
· Рассмотреть действующий порядок учета и анализа прибыли на примере предприятия ООО «Волгаторг» магазин Семейный.
· Исследовать анализ эффективности работы, анализ динамики и структуру финансовых результатов в ООО «Волгаторг»
· Изучить анализ использования прибыли в организации
Предметом исследования является учет и анализ прибыли организации. Объектом исследования является организация ООО «Волгаторг» магазин Семейный.
Теоретико-методологической базой для написания данной дипломной работы послужили: Чувикова В.В. Бухгалтерский учет и анализ; Бородин В.А. Бухгалтерский учет; Данилин В.Ф. Бухгалтерский учет и анализ.
Методика учета прибыли и ее использования в бухгалтерии.
В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово - хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности,получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения. Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.
Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:
- характеризует финансовый результат деятельности предприятия, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько продукция удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;
- является основой экономического развития предприятия. Прибыль выступает как один из основных источников расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль – часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.
Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции (рис. 1). Она - выступает как:
- один из источников финансирования расширенного воспроизводства (воспроизводственная функция);
показатель, наиболее полно отражающий эффективность и оценивающий эффективность торгово-хозяйственной деятельности предприятия (оценочная функция);
- источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов (фискальная функция);
- показатель, оказывающий стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива (стимулирующая функция).
Функции прибыли |
воспроизводственная |
оценочная |
фискальная |
стимулирующая |
Рис. 1 - Функции прибыли
Оценочная функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество торгово-хозяйственной деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его совокупные затраты обеспечивают большую прибыль или если данная сумма прибыли получена с минимальными затратами.
Прибыли принадлежит главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов торгового предприятия. Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень его самофинансирования и финансовой устойчивости.
В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку предприятие самостоятельно определяет направления использования прибыли (отчисления в фонд накопления, резервный фонд, фонд потребления и т.д.). Капитализация части получаемой предприятием прибыли способствует увеличению капитала, вложенного в него. Чем больше получаемая предприятием масса прибыли, чем большая ее часть направляется на его производственное развитие, тем больше стоимость активов предприятия, сформированных за счет собственных средств, тем выше в целом рыночная стоимость предприятия, определяемая при его продаже.
Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материальное поощрение работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Как финансовый результат деятельности предприятия, прибыль характеризуется многоаспектной ролью и многообразием форм, в которой она выступает. Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам.
Изначально различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками. Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение. Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию)».
Таким образом, бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек.
По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятия. Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.
По видам деятельности выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная прибыль является результатом производственно–сбытовой или основной для данного предприятия деятельности. Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в прибыли от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.
По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль – это разница между выручкой – нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат предприятия. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов. Чистая прибыль – это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль, часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.
По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их эффекта. Состав прибыли, не подлежащий налогообложению, регулируется налоговым законодательством.
По характеру инфляционной очистки прибыли различают номинальную и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая прибыль.
Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы предприятия.
Показатели прибыли отражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видов прибыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространенная система показателей, это система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью.
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли:
- валовая прибыль;
- прибыль (убыток) от продаж;
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- прибыль (убыток) от обычной деятельности;
- чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.
Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
Пвал = ВР - С,
где Пвал – валовая прибыль, руб.
ВР – выручка от реализации, руб.;
С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, руб.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
Ппр = Пвал - Ру - Рк,
где Ппр – прибыль (убыток) от продаж, руб.;
Ру – расходы на управление, руб.;
Рк– расходы коммерческие, руб.
Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия).
Налогооблагаемая прибыль выступает основным объектом при взимании налога на прибыль. Поэтому важное значение приобретает управление формированием этой прибыли, исходя из изменений в валовых расходах производства и обращения и в валовых доходах предприятия.
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
Под = Пдно - Н,
где Под – прибыль (убыток) от обычной деятельности, руб.;
Н – сумма налогов, руб.
На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Это факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные.
Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.
К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия, политическая стабильность, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров и т.д.
Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.
В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.
Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.
Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов, а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.
Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.
Виды и уровень применяемых цен определяют, в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли. Таким образом, проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений.
Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.
Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.
Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.
Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.
В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:
- обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.
- улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.
изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.
- снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.
- установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.
- увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.).
Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.
Таким образом, прибыль является финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, прочих доходов и расходов