Корреспонденция счетов при списании основных средств, вследствие полного или частичного износа

Документ   Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов ж/о
Дебет Кредит
Акт о списании имущества Списан с баланса объект основных средств: на сумму амортизации; по остаточной стоимости            
Наряд на сдельные работы Начислена заработная плата рабочим за демонтаж объекта основных средств 10/1
Расчет отчислений в ФСЗН Начислена задолженность ФСЗН в установленном размере (в %) от ЗП рабочих, занятых разборкой объекта основных средств 10/1
Расчет отчислений Белгосстраху Начислена задолженность Белгосстраху в установленном размере (в %) от ЗП рабочих, занятых разборкой объекта основных средств
Требование-накладная Поступили на склад материалы от списанного объекта основных средств
Справка-расчет бухгалтерии Отражен финансовый результат от списания объекта основных средств: прибыль убыток            

Корреспонденция счетов при безвозмездной передаче основных средств:

Документ   Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов ж/о
Дебет Кредит
Акт о приеме-передаче основных средств Списан с баланса переданный безвозмездно объект основных средств на сумму амортизации; по остаточной стоимости      
Справка-расчет бухгалтерии Списан результат от безвозмездной передачи объекта основных средств      

ВОПРОС 13 Инвентаризация основных средств

Одной из форм контроля обеспечения сохранности основных средств являются периодически проводимые их инвентаризации.

Инвентаризация основных средств— это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учет­ных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете иотчетности»объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации оп­ределяются руководителем организации или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Этим же законом определены случаи, при которых проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем организации.

Во время инвентаризации комиссия уточняет данные бухгалтерского чета основных средств, проверяет их хранение и эксплуатацию, выявляет излишки или недостачи.

Результаты инвентаризации оформляются Инвентаризационными описями основных средств формы № инв-1. Они подписываются всеми членами рабочей инвентаризацион­ной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описей мате­риально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку ко­миссией ценностей в их присутствии, об отсутствии каких-либо претензий к членам комиссии и принятии перечисленных в описи ценностей на ответ­ственное хранение.

При инвентаризации могут быть выявлены излишки или недостачи объектов основных средств.

Объекты, не числящиеся в учете, оцениваются комиссией по восстанови­тельной стоимости. Величину их износа комиссия определяет по действую­щему техническому состоянию объектов.

По данным инвентаризационных описей по выявленным расхождениям (излишкам или недостачам) составляются сличительные ведомости. К ним прилагаются объяснения материально ответственных лиц.

На основании этих объяснений комиссией принимается решение о поряд­ке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

По результатам инвентаризации основных средств в бухгалтерском учете составляется корреспонденция счетов:

Документ   Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов ж/о
Дебет Кредит
Акт о списании имущества В результате инвентаризации выявлена недостача основных средств: на сумму амортизации; по остаточной стоимости            
Протокол инвентаризационной комиссии Недостача отнесена на виновное лицо 73/2 10/1
Приказ руководителя Удержана из оплаты труда сумма недостачи 73/2
Акт о приеме-передаче основных средств Приняты к учету выявленные в результате инвентаризации излишки основных средств

ВОПРОС 14 Переоценка основных средств

В соответствии с решениями правительства периодически проводятся пе­реоценки основных средств, в результате которых могут быть выявлены до­оценка или уценка.

В соответствии с установленным порядком переоценки производятся по состоянию на 1 января двумя способами:

путем индексации первоначальной стоимости с использованием коэффициентов пересчета, публикуемых Комитетом по статистике и анализу РБ по состоянию на 1 января;

путем прямого расчета первоначальной стоимости в цены, складывающиеся на 1 января на соответствующие виды основных аналогичных средств.

При прямом пересче­те должны быть документы и материалы, подтверждающие рыночную цену (справки завода-изготовителя с прибавлением расходов по перевозке и монта­жу оборудования; справка от торговых организаций об уровне цен; сведения об уровне цен на данные виды средств, опубликованные в печатной рекламе или каталогах, а при необходимости — экспертные заключения о рыночной стоимости зданий и сооружений).

Приведенные документы о ценах и экспертных заключениях хранятся вместе с другими документами о переоценке.

По данным инвентарных карточек или описей составляется ведомость пе­реоценки, в которую заносится каждый объект основных средств. На основа­нии этой ведомости составляется акт о результатах переоценки, на основе ко­торого делаются записи по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 ян­варя.

Наши рекомендации