Учет движения основных средств.
Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
При принятии к бухгалтерскому учету в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
· Использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управления нужд организации
· Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он больше 12 месяцев.
· Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
· Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход.
Классификация основных средств единая для всех организаций, в соответствии с которой ОС группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.
По отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) группировка ОС позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению ОС разделяются на производственные ОС основной деятельности, производственные ОС других отраслей, непроизводственные ОС.
По видам: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование и т.д. Составляет основу для аналитического учета ОС.
По степени использования основные средства разделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), стадии достройки, дооборудования, реконструкции, консервации.
В зависимости от принадлежности: на правах собственности (в т.ч. сданные в аренду); находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; полученные организацией в аренду.
Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе и на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанным с движением основных средств.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через 5 лет после выбытия.
Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации.
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителями организации. Для оформления приемки комиссия составляется в одном экземпляре акт (накладную) приемки передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость о приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объектов и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт приемки-передачи ОС передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.д.).
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другие отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах.
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии.
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменения в технической характеристике первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией, и стоимость выполненных работ (по договору и фактическую).
Внутренние перемещения ОС из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи ОС.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание транспорта – актом на списание автотранспортных средств. В актах указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.
Синтетический учет ОС ведется по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При приобретении ОС счет 08 дебетуется в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а если ОС создаются на самом предприятии, то будут кредитоваться счета приобретения материалов, заработной платы и т.д.
В плане счетов счет 01 ведает состоянием принятых в эксплуатацию основных средств, причем для четкости учета средства разделены по видам и принадлежности (здания, сооружения и т.п.)
Счет 01 – активный, поэтому увеличение на нем суммы стоимости основных средств должно пойти по дебету – мы прибавляем на этот счет стоимость основных средств.
На учет по счету 01 «Основные средства» принимаются объекты после приобретения, доставки и установки их на рабочем месте. Все затраты, связанные с перечисленными операциями, собираются на счете 08 «Капитальные вложения». Инвентарная стоимость объекта основных средств будет равняться всей сумме затрат. Перенос стоимости со счета 08 «Капитальные вложения» на счет 01 осуществляется на основании акта приемки-передачи в эксплуатацию.
Следует отличать приобретение готовых объектов основных средств от оборудования, предназначенного для установки на действующих или строящихся объектах. Готовые объекты основных средств и оборудование, не требующее монтажа, зачисляется на счет 08 субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств», а оборудование, требующее монтажа, - первоначально относится на счет 07 «Оборудование к установке» и только после оформления акта, подтверждающего его монтаж, списывается в состав основных средств или незавершенного строительства.