Подготовительная работа перед составлением упрощенной бухгалтерской отчетности

Формирование и предоставление финансовой отчётности – значительный этап деятельности предприятия. Отчетность должна своевременно направляться в соответствующие органы и содержать в себе только достоверную информацию. Все данные в отчетных формах необходимо сначала сопоставить и сравнить с аналогичными показателями прошлого периода. Объем бухгалтерской отчётности зависит только от типа организации. Обязательными реквизитами на всех формах финансовой отчётности являются реквизиты предприятия и его печати, в отчётности не допускается наличие ошибок и исправлений.

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Квалификация» (АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация») формирует бухгалтерскую отчетность, исходя из следующих условий:

· Отчетность может предоставляться в бумажном варианте и на электронных носителях (предприятие отправляет документы в электронном формате).

· Показатели арифметически и логически связаны между собой.

· В отчётности раскрыта достоверная информация об имуществе организации и её финансовом состоянии.

· Отчётность составляется на русском языке в рублёвой валюте.

· В ней не допускается наличие исправлений и ошибок. Если необходимо исправить ошибку – вноситься соответствующее изменение, которое подтверждает своей подписью и инициалами ответственное лицо.

· Все хозяйственные операции отражены с учётом принятой учётной политики и выбранной методики отражения.

· Данные максимально полные и достоверные.

· Каждая статья выверена согласно данным инвентаризации.

Перед составлением бухгалтерской отчётности в АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация» проводится подготовительная работа:

· Проверяются данные первичных учётных документов.

· Проводится инвентаризация имущества и денежных обязательств организации.

· Уточняется оценка имущественных статей бухгалтерского баланса.

· Проверяются записи на всех счетах.

· Счета закрываются, затем необходимо проводится реформацию баланса.

· Затем составляется оборотная ведомость, в которой по необходимости указывают все откорректированные данные и дополнительные записи.

Все обработанные документы соответствуют установленным законодательством формам. Формы первичных учетных документов, применяемые организацией, закреплены в приложении 2 учетной политики АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация» (приложение 6).

Отчётность составляется за отчётный год, им считается период с 1 января по 31 декабря календарного года. Последний день года при этом будет считаться отчётной датой. На протяжении всего года организация может составлять промежуточную отчётность. Она необходима руководителю для отслеживания результатов финансово-хозяйственной деятельности. Сроки подачи отчётности утверждены специальными нормами и законом «О бухгалтерском учёте». Годовая отчётность подаётся не позднее 90 дней после конца отчетного года.

Формированию годового бухгалтерского баланса АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация» обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:

1) уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчётными периодами;

2) проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учётной политике организации или действующим законодательством;

3) выявляется окончательный финансовый результат путём суммирования всех частных результатов; закрывается счёт 99 «Прибыли и убытки»;

4) составляется оборотная ведомость по счетам главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;

5) проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.

Под инвентаризацией понимается проверка на определённую дату или за определённый период соответствия наличия имущества, обязательств и расчётов данным бухгалтерского учёта. Порядок и сроки проведения инвентаризации, в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте», определяются руководителем предприятия, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации.

АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация» не является исключением. Сроки утверждены и закреплены в учётной политике, пункт 1.6.2. (см.приложение 6). Инвентаризация активов и обязательств проводится по распоряжению руководителя организации в случаях, когда проведение инвентаризации обязательно, и в порядке, определенном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учёта.

Для того чтобы бухгалтерская отчётность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, соблюдаются следующие условия:

-отражение хозяйственных операций в учёте только на основании надлежаще оформленных первичных документов;

-отражение за отчётный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;

-совпадение данных синтетического и аналитического учёта.

Организация, являясь субъектом малого предпринимательства, исправляет существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета сравнительных показателей отчетности с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

Для сверки данных аналитического и синтетического учёта, а также для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам в АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация» составляются оборотно-сальдовые ведомости. Рассмотрим на примере оборотно-сальдовую ведомость исследуемого предприятия за 2014г. (таблица 3.1).

Таблица 3.1.

Оборотно-сальдовая ведомость АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация» за 2014г.

Счет Сальдо на начало периода,руб. Оборот за период, руб. Сальдо на конец периода, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
497,13   214 297,75 32 590,16 182 204,72  
    259 422,60 259 422,60    
    1 511 059,98 1 511 059,98    
    368 282,82 368 262,82    
    671 540,00 671 540,00    
    15 000,00 14 900,00 100,00  
    423 461,48 561 936,24   138 474,76
    1 062 480,00 1 062 480,00    
    168 655,47 188 282,60   19 627,13
  248,00 277 284,91 384 745,91   87 709,00
  576,54 131 092,03 278 979,97   148 464,48
  1 661,09 456 691,73 1 013 425,43   558 394,79
    34 852,00 34 852,00    
    41 484,71   41 484,71  
1 491,37   726 892,83   728 384,20  
    138 606,00 138 606,00    
    3 809 027,72 3 809 027,72    
    41 136,00 41 136,00    
497,13       497,13  
    1 351 890,25 1 351 890,25    
Забалансовый учет          
    5 400,00   5 400,00  
               

Проверка записей на счетах бухгалтерского учёта, один из этапов подготовительных работ перед составлением бухгалтерской отчётности, включает в себя:

а) расчёт, в конце отчётного периода, по всем счетам Главной книги дебетовых и кредитовых оборотов, конечных сальдо.

Анализ таблицы 3.1 показывает, что конечные сальдо по бухгалтерским счетам подсчитаны верно.

Подготовительная работа перед составлением упрощенной бухгалтерской отчетности - student2.ru Для активных счетов:

Подготовительная работа перед составлением упрощенной бухгалтерской отчетности - student2.ru Например, по счету 09 «Отложенные налоговые активы» :

Подготовительная работа перед составлением упрощенной бухгалтерской отчетности - student2.ru Для пассивных счетов:

Например, по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»: Подготовительная работа перед составлением упрощенной бухгалтерской отчетности - student2.ru

Крупная сумма задолженности на конец года связана с начислением годовой премии по итогам работы предприятия за год, оплата которой намечена на январь 2015г.

Аналогично рассчитываются остатки по другим счетам таблицы 3.1.

По некоторым активно-пассивным счетам, например 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», исчисляют развёрнутое сальдо, так как взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свёртывание сальдо) приводит к фальсификации баланса (таблица 3.2.)

Таблица 3.2

Развернутое сальдо по счетам бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация», руб.

Счет Наименование счета согласно Плану счетов Сальдо на 31.12.2014г.
Дебет Кредит
Расчеты с поставщиками и подрядчиками   138 474,76
60.01 Расчеты с поставщиками и подрядчиками по исполненным ими договорам   138 474,76
60.02 Расчеты по авансам и предоплатам выданным   0,00
Расчеты по налогам и сборам   87 709,00
68.01 Прочее   98 876,00
68.04 Расчеты по налогу на прибыль 11 167,00  
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению   148 464,48
69.01 Расчеты по социальному страхованию   12 748,55
69.02 Расчеты по пенсионному обеспечению   115 110,61
69.03 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию   19 241,14
69.11 Прочее   1 364,18
Расчеты с персоналом по оплате труда   558 394,79
Расчеты с подотчетными лицами   -
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 41 484,71  

Как видно из таблицы 3.2., для правильного отражения результатов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности предприятия требует развернутого отражения кредитовое сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в сумме 87 709 руб. (дебетовая составляющая –
11 167 руб., кредитовая составляющая – 98 876 руб.)

Такие счёта, как 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются. Как видно из таблицы 3.1, сальдо по ним отсутствует.

б) сличают обороты по каждому синтетическому счёту с итогами документов, послуживших основанием для записей.

Например, рассмотрим оборот по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (таблица 3.3).

Таблица 3.3

Оборот по синтетическому счету 60

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за 2014г., руб.

Счет Сальдо на начало периода Оборот за период Сальдо на конец периода
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
    423 461,48 561 936,24   138 474,76
60.01     258 840,48 397 315,24   138 474,76
60.02     164 621,00 164 621,00    

Рассмотрим правильность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете предприятия на примере оказания услуг. Согласно акту выполненных работ (Приложение 8), компания оказала строительные услуги для АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация» на сумму 19840,00 руб. с НДС. Работы проводились по предоплате согласно выставленному счету №1-0404-1 от 04.04.2014г. на аналогичную сумму.

Составим журнал хозяйственных операций по данному факту хозяйственной деятельности предприятия с их отражением на счетах бухгалтерского учета (таблица 3.4).

Таблица 3.4.

Отражение в бухгалтерском учете АНО ДПО «Учебный центр «Квалификация» операции по оказанию услуг сторонней организацией

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Выплачен аванс подрядчику на оказание услуг 19840,00 60.02
Отражены в качестве общехозяйственных затрат проведенные работы подрядчика (сумма по акту выполненных работ без НДС) 16813,56 60.01
Отражен НДС по полученным услугам 3026,44 60.01
Зачитывается произведенный ранее аванс в счет полученных услуг 19840,00 60.01 60.02

Таким образом, как видно из таблицы 3.4, данная операция не привела к образованию задолженности в бухгалтерской отчетности. При этом затронуты обороты нескольких бухгалтерских счетов.

д) сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счёту с соответствующими показателями аналитического учёта.

Из таблицы 3.3 можно сделать вывод, что итоги по синтетическому счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» складываются из остатков и оборотов по аналитическим счетам 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по исполненным ими договорам» и 60.02 «Расчеты по авансам и предоплатам выданным». Данные приведены верно.

е) проведение инвентаризации остатков бухгалтерских счетов, сверка полученных результатов с Главной книгой и оборотно-сальдовой ведомостью.

В качестве примера рассмотрим ведомость инвентаризации расчетов по налогам и сборам (счет 68, субсчет 68.02 «Расчеты по налогу на прибыль»). Инвентаризация проводится путём проверки сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учёта на конец года, а также выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

В ходе инвентаризации расчётов с бюджетом сверяются данные бухгалтерского учёта по счету 68 «Расчёты по налогам и сборам» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.

Таблица 3.5

Кредиторская задолженность по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», руб.

Счет Наименование счета согласно Плану счетов Сальдо на 31.12.2014г.
Дебет Кредит
Расчеты по налогам и сборам   87 709,00
68.01 Прочее   98 876,00
68.04 Расчеты по налогу на прибыль 11 167,00  

Проанализировав декларацию по налогу на прибыль, подтверждаем переплату по налогу в сумме 11 167,00 (Приложение 9, стр.002).

Согласно декларации, сумма налога к уменьшению в рублях:

· В федеральный бюджет – 1117 руб.

· В бюджет субъекта РФ – 10050 руб.

Итоговая переплата на 31.12.2014г. составляет 11167 руб., что подтверждают данные бухгалтерского учета.

Составлению промежуточной и годовой бухгалтерской отчётности предшествует процедура закрытия счетов.

Другим важным элементом перед составлением бухгалтерской отчётности является правильность оценки статей бухгалтерской отчётности:

-данные бухгалтерского баланса должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчётному периоду;

-в бухгалтерской отчётности не допускается зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибыли и убытков:

-все статьи баланса должны быть в оценке нетто (например, счёт 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы» отражаются за минусом амортизации, то есть по остаточной стоимости);

-статьи бухгалтерской отчётности, составляемой за отчётный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств;

-расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры;

-дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают по решению руководителя предприятия за счет резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации и увеличение расходов у некоммерческой организации;

-списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности;

-суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списывают на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

-отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе не отрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному периоду. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.


Наши рекомендации