Состав основных форм бухгалтерской отчетности

Баланс, его структура, принципы составления и оценки статей. Баланс в системе бухгалтерской отчетности занимает центральное место. Он представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: актива и пассива. Актив баланса состоит из двух разделов.

1. Внеоборотные активы - нематериальные активы, основные средства, капитальные вложения, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

2. Оборотные активы - запасы и затраты (материалы, готовая продукция на складе и отгруженная), товары, незавершенное производство, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость, средства в расчетах, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и пр.

Пассив баланса состоит из трех разделов, как то:

1) капитал и резервы - уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, фонды специального назначения, прибыль и убыток;

2) долгосрочные обязательства - кредиты и займы;

3) краткосрочные обязательства - кредиты и займы, средства в расчетах, резервы, задолженность учредителям, доходы будущих периодов.

Основой всех правил оценки является отражение всех фактических затрат на их приобретение.

1. Основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости.

2. Сырье, материалы отражаются по фактической себестоимости.

3. Готовая и отгруженная продукция отражается в зависимости от списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 "Выпуск продукции (работ)" - по полной или неполной фактической или нормативной себестоимости продукции.

4. Незавершенное производство может отражаться по фактической себестоимости, по нормативной себестоимости и в сумме прямых затрат.

5. Товары отражаются по продажной или покупной цене, разница отражается отдельной суммой (для предприятий торговли и сбыта).

6. Остатки средств по денежным счетам отражают в валюте РФ, валютные средства пересчитываются по курсу ЦБ, действующему на последнее число отчетного периода.

7. Расчеты с дебиторами и кредиторами (кроме бюджета) каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых правильными.

При возникновении разногласий материалы передаются в арбитраж. При истечении срока исковой давности списывается стоимость на финансовый результат или резерв. Списание долгов в убыток не является их аннулированием. В течение 5 лет дебиторская задолженность отражается за балансом для наблюдения за возможностью взыскания с должника.

8. Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с налоговыми и финансовыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Отражение в балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Типовая форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках". В этой форме представлены основные данные, формирующие финансовый результат, - выручка от реализации (объем продажи), затраты на производство и реализацию, доходы и расходы от внереализационных и прочих операций, чрезвычайные доходы и расходы, валовая прибыль, нераспределенная прибыль (убыток). В справке (на обороте) приводятся данные о платежах из прибыли.

Типовая форма N 3 "Отчет об изменении капитала". Содержит данные о размерах и изменении уставного, добавочного капитала, резервного фонда, фондах специального назначения, целевом финансировании, резервах, т.е. уточняет данные раздела 3 пассива баланса.

Кроме этого, в справке содержатся сведения о размерах чистых активов и о размерах средств, полученных на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, социального развития и других целей, источники изменений капитала (переоценка, дополнительный выпуск акций, реорганизация и др.).

Типовая форма N 4 "Отчет о движении денежных средств". Содержит сведения, поясняющие источники поступления денежных средств (как то выручка, авансы, бюджетные ассигнования, кредиты и займы, дивиденды и проценты), и направления расходования денежных средств - на оплату товаров, материалов, на оплату труда, на отчисления социального налога, на выдачу подотчет, на авансы, на долевое участие в строительстве, на приобретение объектов основных средств, на финансовые вложения, на выплату дивидендов, на расчеты с бюджетом, на оплату процента.

Типовая форма N 5 "Приложение к балансу". Служит целям углубления и расшифровки отдельных статей баланса. Она состоит из следующих разделов:

1) движение собственного капитала и фондов;

2) движение заемных средств;

3) состав нематериальных активов;

4) наличие и движение основных средств;

5) дебиторская и кредиторская задолженности;

6) финансовые вложения;

7) движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений;

8) социальные показатели деятельности;

9) затраты, произведенные организацией;

10) справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Назначение и содержание пояснительной записки. Пояснительная записка к годовой отчетности должна содержать:

1) существенную информацию об организации, ее финансовом положении, методах оценки и существенных статьях отчетности, сопоставимости данных за отчетный и предшествующие годы, основных видах деятельности;

2) сведения о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности с соответствующим обоснованием;

3) сведения об изменении своей учетной политики на следующий год, если таковые имеются.

Кроме этого, в пояснительной записке необходимо указывать сведения о:

1) чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности;

2) прекращенных операциях (принцип непрерывности);

3) государственной помощи;

4) прибыли, приходящейся на одну акцию;

5) среднегодовой численности работающих и численности на отчетную дату;

6) составе членов исполнительных и контрольных органов управления.

Наши рекомендации