Понятие и состав бухгалтерской отчетности. Пользователи бухгалтерской информации

Отчетность организации классифицируют по: видам, назначению, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на статистическую, оперативную бухгалтерскую и налоговую.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах в стоимостных показателях. Составляют ее по данным бухгалтерского учета по установленным формам.

Налоговая отчетность (налоговые расчеты) содержит совокупность показателей, которые характеризуют состояние (полноту) расчетов с бюджетами разных уровней по налогам и сборам. На основании данных налоговой отчетности (деклараций) определяется и контролируется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Налоговая отчетность составляется на основании данных бухгалтерского учета с применением ставок налогов предусмотренных НК РФ.

По периодичности составления различают промежуточную (внутригодовую) и годовую отчетность.

Промежуточная (внутригодовая) отчетность включает отчеты за короткие периоды (квартал, полугодие) нарастающим итогом с начала отчетного года.

В состав промежуточной отчетности включают бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Годовая отчетность – это отчеты организации за год (с 1 января по 31 декабря включительно). В отличие от промежуточной отчетности она содержит большее количество приложений к балансу, дает более полное представление об имущественном и финансовом положении организации, позволяет более точно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные (собственная бухгалтерская отчетность) и сводные (консолидированные).

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, подготовленная по установленным формам на основе учетной информации.

Все организации, независимо от формы собственности, находящиеся как на самоокупаемости, так и на бюджетном финансировании, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” годовая бухгалтерская отчетность организаций за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

1) бухгалтерского баланса (ф. № 1);

2) отчета о прибылях и убытках (ф. № 2);

3) отчета об изменениях капитала (ф. № 3);

4) отчета о движении денежных средств;

5) приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

6) пояснительной записки, где расшифровывается учетная политика организации;

7) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”.

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”. Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организация при составлении отчетности в исключительных случаях (национализация имущества) допускается отступление от правил, установленных Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ.

Реформация баланса.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных общественных и государственных средств, обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетом.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность. Публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Бухгалтерская отчетность публикуется в тысячах рублей.

Общество должно применять для публикации формы бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому.

Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо провести реформацию баланса. Реформация баланса заключается в следующем. Бухгалтер перед составлением годовой отчетности должен закрыть счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Т.е. реформация баланса – это выявление чистой прибыли или непокрытого убытка.

Каждый месяц бухгалтер составляет обороты по счету 90, определяет финансовый результат от обычных видов деятельности. На счете 99 «Прибыли и убытки» отражают в течение года финансовый результат от обычных видов деятельности, а также сальдо прочих доходов и расходов (со сч. 91). Сальдо счета 99 равно чистой прибыли (или убытку) текущего года. Это сальдо переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (не покрытый убыток)». Эта операция носит название «реформация баланса».

Если предприятие по итогам года получило прибыль, то в учете оформляется следующей проводкой:

Дебет 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (не покрытый убыток)» - списана чистая прибыль отчетного года. Если убыток, то делается запись:

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (не покрытый убыток)»,

Кредит 99 «Прибыли и убытки» – списан убыток отчетного года.

После завершения всех указанных подготовительных работ и отражения в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств составляют баланс и другие формы бухгалтерской отчетности.

9.4. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности организации

Аудиторское заключение, являясь составной частью годовой бухгалтерской отчетности, предназначено для ее пользователей как источник информации о достоверности этой отчетности, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательной аудиторской проверке. Аудиторская проверка осуществляется не позднее первого квартала года, следующего за отчетным. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности, представляющее мнение аудиторской фирмы (аудитора) о ее достоверности, содержит оценку соответствия этой отчетности нормативным актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и отчетности РФ.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:

1) вводной;

2) аналитической;

3) итоговой.

Во вводной части приводятся общие сведения об аудиторской фирме (аудиторе) организации об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, постановки бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения организацией законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций. Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности по результатам проведенного аудита аудиторская фирма (аудитор) выражает в форме: безусловно положительного, условно положительного и отрицательного аудиторского заключения, либо может отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении.

В аудиторском заключении, кроме, безусловно положительного, должно быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторского заключения, отличного от, безусловно положительного. По возможности оно должно содержать оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность организации. Исправлений в аудиторском заключении не допускается.

Наши рекомендации