Ведение бухгалтерского учета в организации. Компетенция главного бухгалтера
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст. 6 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации») руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Он должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:
• создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
• ввести в штат должность бухгалтера;
• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по его ведению, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
• вести учет лично в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.
На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.
Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.
В компетенцию главного бухгалтера организации входит:
• постановка и ведение бухгалтерского учета;
• формирование учетной политики;
• составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. Он обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств.
В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.
Организация работы штатного персонала бухгалтерской службы может осуществляться двумя вариантами:
• централизованно, т.е. весь цикл учетных работ осуществляется в бухгалтерии организации;
• децентрализованно, т.е. определенная часть учетных работ осуществляется в структурных подразделениях организации.
10.3. Учетная политика организации, ее содержание и принципы формирования
Бухгалтерский учет в организациях должен осуществляться по определенным правилам в рамках общих принципов, утвержденных законодательными актами. Выбранные правила и принципы ведения бухгалтерского учета организации должны быть закреплены документально, т.е. посредством оформления учетной политики.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятых в организациях.
Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя организации. Однако в нормативных документах не всегда содержится полное описание способов ведения учета различных активов, обязательств и хозяйственных операций, поэтому приказ об учетной политике должен содержать точную и обоснованную информацию по следующим группам вопросов:
– выбор методов ведения учета, предусмотренных в различных вариантах в нормативных документах по бухгалтерскому учету;
– описание методов ведения учета, не предусмотренных в нормативных документах по бухгалтерскому учету;
– методы ведения учета, обусловленные структурой организации, численностью персонала и отраслевой принадлежностью.
Методы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при составлении учетной политики, применяются последовательно от одного периода к другому, начиная с 1 января.
Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя.
Вносить изменения в учетную политику возможно в случаях реорганизации (слияния, присоединения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности.
В учетной политике должны быть раскрыты организационно- технический и методический аспекты бухгалтерского учета.
Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002г. № 62 (в ред. от 26.05.2008г. № 85) требуют, чтобы в учетной политике было отражено:
– описание принятых способов ведения учета;
– план счетов бухгалтерского учета организации;
– применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;
– движение первичных документов и выбор регистров бухгалтерского учета организации (график документооборота).
Таким образом, учетная политика организации представляет собой объемный документ, состоящий из распорядительной и констатирующей части, где определены практически все элементы учетного процесса. К приказу об учетной политике оформляется ряд приложений, в состав которых могут быть включены:
структура и состав организации, юридический статус и подчиненность ее структурных подразделений;
организационная структура бухгалтерии, а также основные функции, выполненные этим подразделением;
разработанные в организации формы первичной учетной документации;
график документооборота;
рабочий план счетов с указанием субсчетов и используемых уровней аналитического учета;
порядок контроля хозяйственной деятельности, в том числе сроки и организация инвентаризации имущества и финансовых обязательств.