Ведение бухгалтерского учета в организации возложено на главного бухгалтера.

З А Д А Н И Е

на курсовую работу студента

Максиной Ирины Николаевна

Группа ЗЭУ-138

1 Тема работы - «Анализ ФЗ №402 «О бухгалтерском учете». Анализ ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Конструктор учетной политики»

2 Срок сдачи студентом законченной работы « » г.

3 Перечень вопросов, подлежащих разработке: анализ ФЗ-402 «О бухгалтерском учете»; анализ ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации; ознакомиться с работой конструктора учетной политики в справочной правовой системе «Консультант Плюс».

4 Дата выдачи задания «23» ноября 2016 г.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Наименование этапов курсовой работы Сроки выполнения этапов работы Отметка руководителя о выполнении  
1 Глава 08.12.2016  
2 Глава 10.12.2016  
3 Глава 15.01.2016  
Оформление работы 01.02.2017  
Защита работы    

Руководитель ___________________________________/____________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

Задание принял к исполнению

___________________________________/____________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

аннотация

Максина И.Н. Анализ ФЗ №402 «О бухгалтерском учете». Анализ ПБУ 1\2008 «Учетная политика организации». Конструктор учетной политики. – Челябинск: ЮУрГУ, ВШЭУ, 2017, 85 с., 1 рис., библиогр. список - 4 наим.

Целью работы является – анализ нормативных документов Федерального закона: «О бухгалтерском учете» 402-ФЗ и Положения по бухгалтерскому учету 1/2008 « Учетная политика организации». А также, знакомство и изучение работы конструктора учетной политики в справочной правовой системе «Консультант Плюс». В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: анализ Федерального закона «О бухгалтерском учете» с использованием комментариев к его изменениям, анализ ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и рассмотрение порядка формирования и особенности построения учетной политики в конструкторе.

Оглавление

1 Анализ федерального закона 402-фз «о бухгалтерском учете»........................................................................................................... 6

1.1 Основные положения............................................................ 6

1.2 Изменение основных понятий............................................. 8

1.3 Организация ведения бухгалтерского учета...................... 9

1.4 Требования к квалификации главных бухгалтеров публичных компаний. ..................................................................................................... 10

1.5 Разногласия между руководителем и главным бухгалтером. 11

1.6 Первичные учетные документы.......................................... 11

1.6 Регистры бухгалтерского учета........................................... 13

1.7 Инвентаризация активов и обязательств............................. 13

1.8 Бухгалтерская отчетность.................................................... 14

1.9 Особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 15

1.10 Внутренний контроль......................................................... 16

1.11 Система регулирования бухгалтерского учета................. 17

2 Анализ ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» 20

2.1 Общие положения................................................................. 20

2.2 Формирование учетной политики....................................... 20

2.3 Изменение и дополнение учетной политики........................ 22

3 Конструктор учетной политики.................................. 25

Библиографический список.............................................. 28

Приложение................................................................................ 29

1 Анализ федерального закона 402-фз «о бухгалтерском учете»

1.1 Основные положения

С 1 января 2013 г. бухгалтерский учет в России будет регулироваться Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

По сравнению ранее действующим законом 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ныне действующем законе расширен перечень лиц, на которых он распространяется.

Новый закон обязаны применять государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и прочие лица, занимающиеся частной практикой. Применение требований Закона № 402-ФЗ обязательно при ведении:

- бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности;

- доверительным управляющим бухгалтерского учета имущества, переданного ему в доверительное управление;

- бухгалтерского учета общего имущества товарищей, который возлагается на одного из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц;

- бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.95 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций, находящихся на территории России, то они обязаны применять Закон № 402-ФЗ, Если иное не предусмотрено международными договорами России.

В силу п.3 ст.4 ранее действующего закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ компании, применяющие УСН, могли не вести бухгалтерский учет. Исключение предусматривалось только для учета основных средств и нематериальных активов. Правда, в некоторых случаях такие компании все же обязаны были вести учет, например: при выплате дивидендов из чистой прибыли, определяемой по данным бухгалтерского учета; совмещении УСН и ЕНВД, получении кредитов в банке; в связи с утратой права на применение УСН и т.д.

В законе № 402-ФЗ аналогичная норма отсутствует. Поэтому компаниям, применяющим УСН с 2013 г., придется вести бухгалтерский учет в полном объеме.

В п.п. 1 п.2 ст.6 Закона № 402-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, могут не вести бухгалтерский учет, если они учитывают доходы и расходы в порядке, установленным налоговым законодательством (УСН, ЕСХН). Отметим, что предприниматели, перешедшие на ЕНВД, учета доходов и расходов по правилам налогового законодательства не ведут, ведь величина единого налога не зависит от выручки. Закон не обязывает налогоплательщиков, применяющих данный специальный режим, учитывать доходы и расходы.

Право не вести бухгалтерский учет Закон № 402-ФЗ дает находящимся в России филиалам, представительствам и иным структурным подразделениям иностранных организаций в случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленным Налоговым кодексом РФ.

Отметим, что организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.10 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

1.2 Изменение основных понятий

Законом № 402-ФЗ изменены основные понятия, терминология бухгалтерского учета, переработаны многие нормы действующего закона и введены новые. В п.2 ст.1 Закона № 402-ФЗ определено, что бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В ст.5 Закона № 402-ФЗ установлено, что теперь это: факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции), активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы, иные объекты (в случае если это установлено федеральными стандартами). До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, о которых идет речь в законе, следует применять правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 01.01.13 (п.1 ст.30 № 402-AP)/ скорее всего, речь идет о ПБУ.

В ст.3 Закона № 402-ФЗ приведены некоторые определения понятий, используемых в законе. В частности, приведены определения терминов: бухгалтерская (финансовая) отчетность; уполномоченный федеральный орган; стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; план счетов бухгалтерского учета; отчетный период; руководитель экономического субъекта; факт хозяйственной жизни; организации государственного сектора.

Вместо слова организация используется выражение экономический субъект.

Факт хозяйственной жизни заменил ранее используемый термин хозяйственная операция. Под фактом понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Введено понятие международные стандарты, под которыми понимаются стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте, независимо от конкретного наименования такого стандарта. Речь идет о МСФО и GAAP.

Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

В п.4 ст.13 Закона № 129-ФЗ указано, что в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В Законе № 402-ФЗ о возможности неприменения бухгалтерского учета ничего не сказано.

1.3 Организация ведения бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем. Но если в п.2 ст.6 Закона № 129-ФЗ и были предусмотрены различные варианты организации бухгалтерского учета, то они не были детализированы по видам организаций.

Закон № 402-ФЗ оставляет право вести бухгалтерский учет лично только руководителям субъектов малого и среднего предпринимательства. В кредитной организации ведение бухгалтерского учета возлагается на главного бухгалтера. В остальных организациях руководитель организации обязан возложить ведение учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В п.2 ст.7 Закона № 402-ФЗ установлено: если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные законом для руководителя экономического субъекта.

1.4 Требования к квалификации главных бухгалтеров публичных компаний.

Из существенных изменений, внесенных Законом № 402-ФЗ следует установление квалификационных требований, предъявляемых к главным бухгалтерам публичных экономических субъектов – ОАО (за исключением кредитных организаций), страховых организаций, НПФ, акционерных инвестиционных фондов и прочих компаний, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Они должны отвечать следующим требованиям: иметь высшее профессиональное образование; иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет; не иметь не снятой или не погашенной судимости за преступления в сфере экономики. Приведенные критерии распространяются и на физических лиц, оказывающие бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров. Если же договор заключен с аутсорсинговой организацией, то в ее штате должен быть как минимум один работник, отвечающий приведенным выше требованиям.

Отметим, что приказом от 30.11.11 № 440 был утвержден План Министерства финансов РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО планируется, что к 2015 г. отчитываться по МСФО будут профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, НПФ, управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ, клиринговые организации, товарные биржи, биржевые посредники, биржевые брокеры, общественно значимые государственные унитарные предприятия и др. Минфин России планирует в 2014 г. выйти с предложением о развитии системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе МСФО. Кроме того, в 2012-2013 гг. углубленное изучение МСФО будет введено в программы высшего профессионального образования по экономическим направлениям.

1.5 Разногласия между руководителем и главным бухгалтером.

В новом Законе № 402-ФЗ более подробно прописаны действия главного бухгалтера в случае возникновения разногласий между руководителем и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Главный бухгалтер выполняет требования руководителя только по его письменному распоряжению, именно в этом случае руководитель несет ответственность единолично. Отсутствие письменного распоряжения руководителя не освобождает бухгалтера от ответственности. ранее требовалось наличие письменного распоряжения руководителя организации, который должен был нести всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Теперь же подчеркивается, что при его наличии ответственность ложиться исключительно на руководителя.

1.6 Первичные учетные документы.

Одно из важных нововведений Закона № 402-ФЗ – организации смогут самостоятельно разрабатывать любые формы первичных учетных документов. Их сможет утверждать руководитель организации по представлению главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом необходимо, чтобы первичный документ содержал перечень обязательных реквизитов, они, по сути, остались прежними.

У организаций государственного сектора соответствующие формы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. Нововведение отразиться не только на бухгалтерском, но и налоговом учете. С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ налоговые инспекторы уже не смогут «не принять «расходы по причине «неправильного» бланка первичного документа, если в нем будут иметься все необходимые реквизиты.

В новом Законе № 402-ФЗ отсутствует прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, однако есть условие допустимости исправлений. Если иное не предусмотрено действующим законодательством, исправление должно содержать дату, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий, инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В п.5 ст.9 Закона № 402-ФЗ определено, что первичные учетные документы могут составляться на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП. Если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию этих лиц за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного электронного учетного документа.

Федеральная налоговая служба России в письме от 05.10.11 № ЕД-4-3/16368 разъяснила: легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электроном виде с использованием ЭЦП являются равнозначными, т.е имеют одинаковую юридическую силу. При этом первичные учетные документы в электронном виде могут быть использованы налогоплательщиками как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

1.6 Регистры бухгалтерского учета.

Формы бухгалтерских регистров (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) утверждает руководитель по представлению лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета (п.5 ст.10 Закона № 402-ФЗ).

Впервые в регистрах предусмотрены обязательные реквизиты: наименование регистра; наименование экономического субъекта, составившего регистр; дата начала и окончания ведения регистра и период, за который составлен регистр; хронологическая и систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра; подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Иными словами, регистры бухгалтерского учета будут похожи на регистры налогового учета, и станут таковыми только в случае подписания их ответственными лицами.

1.7 Инвентаризация активов и обязательств.

Согласно новым положениям Закона № 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень инвентаризируемых активов и обязательств определяются самим экономическим субъектом. Исключение – случаи обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются российским законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами. Отметим, что порядок регистрации выявленных отклонений в новом Законе № 402-ФЗ не установлен. Сказано лишь, что расхождения фиксируются в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

1.8 Бухгалтерская отчетность.

Общие требования к бухгалтерской отчетности, указанные в ст.13 Закона № 402-ФЗ, перекликаются с ПБУ 4/99 и, на наш взгляд, не содержат принципиально новых моментов.

Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации, как и ранее, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к указанным документам. Некоммерческая организация составляет баланс и отчет о целевом использовании средств, а также приложения к ним. Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п.8 ст.13 Закона № 402-ФЗ).

При опубликовании бухгалтерской (финансовой) отчетности она должна публиковаться вместе с аудиторским заключением. Отдельно подчеркивается, что в отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

В Законе № 402-ФЗ появилось новое понятие обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы и ЦБ РФ, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчетности только органу государственной статистики по месту государственной регистрации. И эти экземпляры будут формировать государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам (например, действующим или потенциальным контрагентам экономического субъекта, который хотел бы узнать о финансовом состоянии организации) обеспечивается доступ на этот ресурс. Исключение – случаи, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование) этим государственным информационным ресурсом утверждаются Росстатом.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, то она составляется в случаях, установленных законодательством, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Промежуточная отчетность составляется за отчетный период меньше отчетного года. Отчетным периодом для нее является период с 1 января по отчетную дату периода, за который она составляется.

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается национальными стандартами.

Особенности составления отчетности при реорганизации или ликвидации юридического лица.

1.9 Особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

При реорганизации или ликвидации юридического лица определены в ст.16 и 17 Закона № 402-ФЗ. При реорганизации последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации. На предшествующую этой дату реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Если реорганизация проведена в форме присоединения, то последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

Последняя бухгалтерская отчетность реорганизуемой компании должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

На основании последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и утвержденного передаточного акта составляется первая бухгалтерская отчетность возникшей организации. Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами.

Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Ликвидации организации, то отчетным годом для ликвидируемого юридического лица, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации, до даты внесения такой записи. Последняя бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица должна составляться ликвидационной комиссией либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. Кроме того, последняя бухгалтерская отчетность должна составляться на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

1.10 Внутренний контроль.

К одной из новаций Закона № 402-ФЗ можно также отнести ст.19, которая говорит об обязательной системе внутреннего контроля. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Если бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту, он обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исключения составляют только случаи, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. Иными словами, законодатель установил, что система внутреннего контроля должна обеспечивать надежность и достоверность бухгалтерской отчетности. Как организовать эту систему – дело организации. Будет ли это отдел внутреннего аудита, ревизионный отдел или нанятая сторонняя организация – решает руководитель. Ведь именно он несет ответственность за ведение учета, достоверность бухгалтерской отчетности и подписывает ее. Закон должен подтолкнуть руководителя к созданию системы внутреннего контроля, которая даст уверенность в том, что он подписывается под достоверной информацией.

1.11 Система регулирования бухгалтерского учета.

Если в Законе № 129-ФЗ вопросам регулирования бухгалтерского учета посвящена единственная ст.5, то в Законе № 402-ФЗ ей отведена целая глава 3 (ст.20-28).

В ст.20 Закона № 402-ФЗ установлены принципы регулирования бухгалтерского учета:

- соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- единство системы требований к бухгалтерскому учету;

- упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

- применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

- обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

- недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Документами, регулирующими бухгалтерский учет, будут федеральные и отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета; стандарты экономического субъекта. При этом нижестоящие стандарты не могут противоречить вышестоящим. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности установят единые для всех отраслей правила, например, план счетов, состав последней и первой отчетности при реорганизации, упрощенные способы бухучета и прочие основополагающие для учета положения. Но они могут устанавливать и специальные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты адаптируют общие правила к особенностям отдельных сфер экономической деятельности. Отраслевые стандарты существовали и ранее в виде отраслевых методических указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности, например, на предприятиях агропромышленного комплекса, в лесозаготовительных, энергетических, научно-проектных и других отраслях. Они действительно упрощают процесс формирования бухучета на предприятиях и дают единообразную методологию учета в отрасли.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению. Они должны быть разработаны на основе международных стандартов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Они применяются на добровольной основе и не должны создавать препятствия осуществлению организацией ее деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Этот вид регламента будет дополнять все предыдущие в случаях, отражающих специфику деятельности и уникальность предприятия или частного предпринимателя. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены этих стандартов устанавливаются организацией самостоятельно. В частности, таким стандартом может быть учетная политика по бухгалтерскому учету, положение по калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), инструкция по вводу данных в автоматизированную систему и т.д.

Холдинговая компания, имеющая дочерние общества, вправе в стандартах устанавливать единые требования, обязательные к применению всеми ее отделениями и обществами в целях составления, в том числе, консолидированной отчетности.

Правовой механизм регулирования бухгалтерской отчетности основан на сочетании деятельности органов государственной власти (к которым отнесены уполномоченные федеральные органы – Минфин России и ЦБ РФ) и негосударственных организаций.

2 Анализ ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

2.1 Общие положения

Учетная политика является основой ведения учета в любой организации: как коммерческой, так и некоммерческой. В системе российских бухгалтерских стандартов требования к формированию учетной политики коммерческих организаций изложены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации, некоммерческих организаций (государственного сектора) - в утвержденной Приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

В состав ПБУ 1/2008 входят следующие разделы:

- общие положения;

- формирование учетной политики;

- изменение учетной политики;

- раскрытие учетной политики.

Общие положения, которыми открывается ПБУ 1/2008, со временем не претерпели существенных изменений. По-прежнему положение предписывает формировать учетную политику всем организациям. А компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, должны раскрывать положения учетной политики в пояснительной записке. На отдельных правилах остановимся подробнее.

2.2 Формирование учетной политики

Формированием учетной политики вправе заниматься не только главный бухгалтер. Эту обязанность можно возложить и на иное лицо, которое ведет бухучет в организации. В свою очередь руководитель организации своим приказом должен утвердить подготовленный документ и ввести его в действие.

В учетной политике необходимо утвердить:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов;

- формы регистров бухгалтерского учета;

- формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- иные решения по организации бухгалтерского учета.

Одним из важных пунктов в ПБУ 1/2008 является требование утвердить в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено в ранее, действующем положении. При этом по-прежнему все первичные учетные документы организации должны создаваться по унифицированным формам, приведенным в соответствующих альбомах. А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом «О бухгалтерском учете» (наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, личные подписи и т. д.).

Существует требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. К таковым можно отнести журнал регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, мемориальные ордера, Главную книгу, оборотную ведомость и т. д. Важный нюанс: если по конкретному вопросу в российском законодательстве не установлены способы ведения бухучета, при формировании учетной политики организация может исходить из принципов МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008). При этом, если правила бухучета допускают несколько вариантов учета, организация должна выбрать один, наиболее оптимальный с ее точки зрения. Если же в учете тех или иных операций никакой вариантности нет, дублировать в учетной политике положения нормативных актов не следует.

Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. На это следует обратить особое внимание, так как зачастую приказ об утверждении учетной политики на текущий год регистрируют началом года (например, 10 января). Очевидно, что юридически утвержденная таким приказом учетная политика начнет действовать только с 1 января следующего года. Вновь созданные организации должны разработать и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008). И применять ее с момента регистрации.

Учетную политику должны применять все филиалы, представительства и обособленные подразделения организации независимо от их местонахождения. Разработка для них отдельной учетной политики не допускается.

2.3 Изменение и дополнение учетной политики

Изменить свою учетную политику, согласно пункту 10 ПБУ 1/2008, компания может:

- если внесены поправки в законодательство России или нормативные акты по бухгалтерскому учету;

- если организация разработала новые способы бухгалтерского учета;

- в случае существенного изменения условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, переход к новым видам деятельности и т. п.

Ранее в данный список входила также смена собственника организации. Однако теперь это основание исключено. Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего отчетного года, «если иное не обусловливается причиной такого изменения» (п. 12 ПБУ 1/2008). То есть новое ПБУ разрешает это сделать и в текущем году. Такая оговорка весьма логична, учитывая, что смена деятельности или реорганизация может произойти в начале или середине текущего года. По-прежнему допускается без ограничения вносить дополнения в учетную политику. Это актуально, например, в случае, если организация в отчетном году впервые возьмет кредит у банка. Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации. При существенном характере такого влияния организация обязана будет скорректировать бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период. Такой метод получил название «ретроспективный». При этом впервые введен алгоритм действий при ретроспективном методе. Предлагается корректировать входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в отчетности период, а также значения связанных с этой статьей показателей бухгалтерской отчетности. При этом нужно исходить из предположения, что вносимые изменения применялись с самого начала. То есть с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Нередко изменения в учетной политике трудно, а то и просто невозможно оценить. В этом случае предлагается применять новый способ бухгалтерского учета только в отношении тех хозяйственных операций, которые совершены уже после нововведений, то есть «перспективно». Очевидно, что в связи с существенной трудоемкостью корректировки показателей бухгалтерской отчетности при ретроспективном методе большинство малых и средних организаций будут использовать именно перспективный метод.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности для организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность, ПБУ 1/2008 содержит требование раскрывать в пояснительной записке существенные способы ведения бухгалтерского учета. Состав и содержание информации, которую надо раскрыть, конкретизируются в отдельных положениях по бухгалтерскому учету, например, в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» или в ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Кроме того, для случая, когда изменения в учетную политику внесены после того, как составлена годовая бухгалтерская отчетность, их следует раскрыть в промежуточной бухгалтерской отчетности. К обязательной информации об учетной политике, раскрываемой в пояснительной записке, относятся:

- способы амортизации основных средств, нематериальных и других

Наши рекомендации