Методические аспекты формирования информации для целей бухгалтерского и налогового учета по операциям списания баланса организации объектов основных средств
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
Нормативно-правовая регламентация документального оформления учета и налогообложения операций выбытия основных средств.
1. Федеральный закон от 28.11.11 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая—четвертая).
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н,)
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99
8. Приказ от 2 июля 2010 г. N 66н О формах бухгалтерской отчетности организаций
9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).
10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
11. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91 н, в редакции приказа Минфина России от 27.11.2006 № 156н).
12. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве (утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71 а).
13. Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Методические аспекты формирования информации для целей бухгалтерского и налогового учета по операциям списания баланса организации объектов основных средств.
Объекты основных средств выбывают из организации в результате:
— продажи другому юридическому или физическому лицу;
— списания в случае морального и физического износа, исключающего технически безопасную возможность продолжения эксплуатации актива;;
— передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
— ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
— передачи по договорам мены, дарения и т. п.
Для определения целесообразности или непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на списание объектов в организации приказом ее руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия.
Выбытие О.С. в результате их продажи и передачи сторонним орг-ям, при безвозмездной передаче, по договору мены оформляется след.документами:
ОС -1-Акт о приеме-передачи О.С.(кроме зданий, сооружений) ОС-1а- Акт о приеме-передачи здания,, сооруженияОС-1б- Акт о приеме-передачи групп объектов О.С.(кроме зданий, сооружений)На основании которых делаются соответствующие записи в инвентарной карточке:ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта О.С.(используются для аналитического учета всех видов О.С. В карточке отражается весь жизненный цикл О.С.: поступление, перемещение, реконструкция, ремонт, амортизация, списание) ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов О.С.ОС-6б Инвентарная книга учета объектов О.С.
Для оформления списания основных средств комиссия использует следующие документы:
— акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4) — для объекта основных средств;
— акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) — для автотранспортных средств;
— акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б).
Данные акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, утверждаются руководителем. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
В случае списания автотранспортных средств в бухгалтерию вместе с актом по форме № ОС-4а передается акт об аварии с указанием причин, вызвавших аварию, а также документ, подтверждающий снятие его с учета в ГИБДД.
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета основных средств (формы № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Дох. и расх. от списания О.С. отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на сч. 91 «Прочих дох. и расх.», а затем на сч.99 «Прибыли и убытки» Учет операций, связанных с выбытием О.С. может отражаться одним из 2-х способов:
1)С использованием спец. Субсчета к сч.01.2 «Выбытие О.С.»
2)И без него.
1 способ:
1)Д01.2 К01-списана П.С. О.С.
2)Д02 К01.2-списана А
3)Д91.2 К01.2-списана остаточная стоимость О.С.
4)Д91.2 К23,60-списаны расходы, связ. С демонтажом и разборкой О.С.
5)Д10 К91.1-отражаются доходы (материалы) от разборки и демонтажа О.С.
Данный метод используется, когда затягивается процесс выбытии О.С.
2 способ: Д91.2 К01, Д02 К91.2 -А, -пс, затем 4,5проводки.
Все дох. и расх. связанные с выбытие О.С. учитываются при налогообложении, при этом ст-ть материалов, полученных при демонтаже должна учитываться по рыночной цене. При налогообложении учитываются все расходы на ликвидацию, выводимых из эксплуатации О.С., ликвидация не облагается НДС.
Продажа О.С.
Д62 К91.1—размер выручки от продажи О.С. определяется суммой, установленной договором
1)Д01.2 К01-списана П.С. О.С.
3)Д91.2 К01.2-списана остаточная стоимость О.С.
2)Д02 К01.20-списани А
Д91.2 К68-Начислен НДС с оборотов по продаже
Д91.9 К99-прибыль, Д99 К91.9-убыток
Д51 К62 –получена оплата
О.С. продается как правило по рыночной цене, и она должна включать в себя сумму НДС, т.к. реализация облагается НДС.В состав расходов включается также остаточная стоимость О.С., если остаточная ст-ть превышает выручку от продажи, то разница признается убытком, учитываемом в целях налогообложения прибыли. В б/у данный убыток списывается единовременно, а в налоговом его сумма включается в состав прочих расходов в течении срока, определяемого как разница м/у сроком полезного использования данного имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента продажи(исходя из оставшихся месяцев срока полезного использования)