Амортизация основных средств, для целей бухгалтерского учета

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Амортизация - это экономический механизм переноса стоимости объекта на созданную при его участии продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) и создания источника для простого воспроизводства. Амортизация начисляется по объектам основных средств, находящимся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. По отдельным видам основных средств амортизация не начисляется.

Основные средства, не подлежащие амортизации

Состав основных средств, не подлежащих амортизации, определен в пунктах 17 и 18 ПБУ 6/01. Их можно объединить в три группы:

Основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. Это земельные участки и объекты природопользования.

Основные средства стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания. Такие объекты разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Организации могут устанавливать иной лимит стоимости основных средств, подлежащих единовременному списанию на затраты, как превышающий 10 000 руб., так и ниже 10 000 руб. При этом учитываются технологические особенности конкретного производства. Установленный организацией лимит фиксируется в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п.18 ПБУ 6/01 в редакции приказа Минфина России от 18 мая 2002 г. № 45н).

Списание стоимости указанных объектов производится только после принятия их к бухгалтерскому учету в составе основных средств, то есть после ввода в эксплуатацию, оформленного в установленном порядке (форма № ОС-1 - Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); форма №0С-1а - Акт о приеме-передаче здания (сооружения); форма № ОС-1б - Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)). В учете при этом составляются следующие записи:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

принят к учету объект основных средств по первоначальной стоимости;

ДЕБЕТ 20, 25, 26, 44 КРЕДИТ 01

Списана стоимость объекта, переданного в эксплуатацию.

Для обеспечения сохранности таких основных средств должен быть организован контроль их движения.

ü Основные средства, по которым начисляется износ. К таким основным средствам относятся:

ü объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);

ü объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоход, ной обстановки и т.п.);

ü продуктивный скот, буйволы, волы и олени;

ü многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

ü основные средства некоммерческих организаций.

По указанным объектам основных средств в конце отчетного года производится начисление износа по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по всем поименованным объектам учитывается на забалансовом счете 010 "Износ основных средств". При этом в учете составляются такие записи:

ДЕБЕТ 010 "Износ основных средств"

отражена сумма начисленного за отчетный год износа (в декабре);

КРЕДИТ 010 "Износ основных средств"

Списан износ по выбывшим объектам основных средств (на дату выбытия).

Аналитический учет износа ведется по каждому отдельному объекту.

Следует учитывать, что по объектам жилищного фонда, которые используются организациями для извлечения дохода и учитываются на счете учета доходных вложений в имущество, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Это следует из пункта 7 письма Минфина России от 29 октября 1993 г. № 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее - Письмо Минфина № 118).

Если приобретенная организацией квартира переведена по решению соответствующих органов в разряд нежилых помещений в порядке, определяемом жилищным законодательством, и организация использует указанную квартиру по назначению для осуществления предпринимательской деятельности, то стоимость квартиры должна погашаться путем начисления амортизации в общеустановленном порядке (п.4 Письма Минфина № 118).

Не начисляется амортизация по незавершенным капитальным вложениям, учитываемым в установленном порядке на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". В частности, это касается и объектов недвижимости до момента их государственной регистрации.

Вместе с тем Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным письмом Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР, Госкомцен СССР, Госкомстата СССР и Госстроя СССР от 29 декабря 1990 г, предусмотрено начисление амортизации по объектам незавершенного строительства при условии, что они фактически уже эксплуатируются.

Сказанное подтверждает и более "свежий" документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. В пункте 52 написано, что по фактически эксплуатируемым, но не зарегистрированным объектам недвижимости амортизацию начисляют в общем порядке. Начало амортизационных отчислений - с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию.

Чтобы начислить амортизацию, необходимо оформить первичные документы приемке-передаче объекта и передать документы на государственную регистрацию. После государственной регистрации начисленную сумму амортизации уточняют, так как первоначальная стоимость объекта увеличивается на сумму регистрационных платежей.

Наши рекомендации