Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета
Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учёте и отчётности подлежат обязательной оценке.Оценка включает стоимостное определение состава средств, расчёт себестоимости единицы работ, обобщение данных о затратах в течение установленного периода времени.
Оценка осуществляется в денежном выражении путём суммирования фактически произведенных расходов.
В бухгалтерском учете оценка имущества осуществляется согласно правилам, определенным в соответствующих положениях по бухгалтерскому учету: “Учет основных средств” (ПБУ 6/01),“Учет нематериальных активов”, (ПБУ 14/00),“Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01).
Оценка имущества, приобретенного за плату,осуществляется путем суммирования всех фактических расходов, связанныхс его приобретением (стоимость самого имущества по договору с поставщиком, стоимость доставки, монтажа, и прочие аналогичные расходы); оценка имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал организацииосуществляется на основании оценочного акта, согласованного учредителями (собственниками) организации; оценка имущества, произведенного самой организацией осуществляется путем суммирования всех фактических затрат, связанным с изготовлением (сооружением) этого имущества.
Под стоимостью изготовления (сооружения) признаются фактически произведенные затраты: материалы, топливо, энергия, трудовые ресурсы, амортизация основных средств, принимающих участие в изготовлении имущества, стоимость участия сторонних организаций и другие аналогичные расходы.
Оценка имущества, полученного организацией безвозмездно, осуществляется по текущей рыночной стоимости, на дату принятия имущества к учету в качестве внеоборотных активов. Текущая рыночная стоимость должна быть документально подтверждена.
Калькуляция – определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или групп единиц изделий или на отдельные виды производств.
Калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ.
Калькуляция служит основой для подсчета и определения себестоимости единицы работ, а также для определения средних издержек производства.
С помощью калькуляции можно исчислить плановую, прогнозную, нормативную или фактическую себестоимость работ.
Плановые калькуляции составляются на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства. Разновидность плановой калькуляции – сметная калькуляция. Она составляется на разовое изделие или работу для определения цены при расчетах с заказчиком. То есть плановая калькуляция может служить основой для определения договорных цен.
Нормативная калькуляция – в их основе лежат текущие, действующие нормы (текущиенормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе работ). Нормативные калькуляции применяются при нормативном методе учета затрат.
Бухгалтерские СЧЕТА
Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в составе имущества и источников его формирования осуществляются с помощью системы счетов бухгалтерского учета.
Система счетов – это способ экономической группировки и текущего контроля за хозяйственными средствами и источниками их образования.
Счета открываются на каждый экономически однородный вид имущества, источники его формирования и хозяйственные операции в соответствии с классификацией объектов учета (счета «Касса», «Расчетные счета», «Основные средства», «Уставный капитал» и др.). Счет имеет форму двусторонней таблицы с графами «Дебет» и «Кредит».
Счет
Дебет Кредит
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
Активныминазываются счета, предназначенные для учета имущества организации (счета «Касса», «Расчетные счета», «Основные средства» и др.).
Пассивные — это счета для учета обязательств организации (источников формирования имущества организации) (счета «Уставный капитал», «Добавочный капитал» и др.).
Запись на счетах начинают с указания начального остатка (начального сальдо) имущества или источников его формирования. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных — по кредиту.
Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, — на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение — по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение — по кредиту счета, уменьшение — по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счета - кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток во внимание не принимается.
Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той стороне, где начальный остаток. Следовательно, для установления конечного сальдо в активных счетах к начальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новый остаток записывают по дебету счета; возможно, что его не будет.
В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. Новый остаток отражают по кредиту счета; возможно, что его не будет. Если первоначального остатка не было, то сальдо на конец отчетного периода находят вычитанием из большего оборота меньшего. Записывают его на той стороне счета, на которой была отражена сумма большего оборота. Схема строения активных и пассивных счетов приведена далее.