Организация применения МСФО

Содержание

Введение
   
МСФО – основа реформирования национальных систем бухгалтерского учета и отчетности
   
Организация применения МСФО
Составление финансовой отчетности по МСФО
Введение МСФО в национальные правовые системы
Контроль (надзор) качества отчетности по МСФО
Подготовка специалистов по МСФО
   
Проблемы применения МСФО
Институциональные проблемы
Организационно-правовые проблемы
Финансовые проблемы
Кадровые проблемы
Методические проблемы
   
Таблица 1. Организация внедрения МСФО
Таблица 2. Обобщение и распространение опыта применения МСФО
Таблица 3. Национальные стандарты бухгалтерского учета и МСФО
Таблица 4. Организации, обязанные составлять отчетность по МСФО
Таблица 5. Контроль качества бухгалтерской отчетности, составленной по МСФО
Таблица 6. Обучение МСФО и аттестация специалистов
Таблица 7. Проблемы внедрения МСФО
Таблица 8. Перевод МСФО на государственный язык (языки)
Таблица 9. Сотрудничество с международными организациями в области бухгалтерского учета и отчетности

Введение

В соответствии с Положением о Координационном совете по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств (далее – Координационный совет), утвержденным решением Экономического совета Содружества Независимых Государств от 25 мая 2000 года, Координационный совет создан в целях осуществления координации действий государств – участников СНГ по вопросам бухгалтерского учета, выработки исходных требований к регламенту организации и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, организации аудиторской деятельности, а также сближения и гармонизации национальных систем учета и аудита с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и Международными стандартами аудита (МСА).

Исходя из этого Координационной совет систематически анализирует опыт применения МСФО в государствах – участниках СНГ и вырабатывает соответствующие рекомендации.

На 5-м заседании Координационного совета (2 декабря 2008 года) подтверждена необходимость:

дальнейшего постоянного взаимодействия уполномоченных органов государств – участников СНГ, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, для обеспечения последовательного применения и обеспечения соблюдения МСФО и МСА, в частности, для обмена информацией о практическом опыте регулирования бухгалтерского учета и аудита, а также о возникающих при этом вопросах и возможностях их решения;

обсуждения в рамках Координационного совета вопросов координации действий уполномоченных органов государств – участников СНГ, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, при осуществлении взаимодействия указанных органов с Правлением Комитета по МСФО в рамках Меморандума о понимании роли органов, устанавливающих стандарты бухгалтерского учета;

обеспечения раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций полной и качественной информации о финансовом положении, финансовом результате деятельности и движении денежных средств, а также введения более жестких требований в отношении раскрытия информации о сложных финансовых инструментах.

На 6-м заседании Координационного совета (17 сентября 2009 года) решено продолжить обмен опытом развития национальных систем бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, в том числе опытом применения МСФО и МСА хозяйствующими субъектами. Поддержаны меры, предпринимаемые Правлением Комитета по МСФО в ответ на решения «Группы Двадцати». Вместе с тем, по оценке Координационного совета, система МСФО требует дальнейшего совершенствования, в первую очередь упрощения подходов к формированию и раскрытию информации о финансовых инструментах.

Координационный совет отметил, что кризисные явления в экономике в 2008–2009 годах привлекли внимание к ряду вопросов развития бухгалтерской и аудиторской профессии, которые требуют неотложных действий. Такие действия, среди прочего, должны включать совершенствование стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторской деятельности, укрепление связей Правления Комитета по МСФО с национальными регуляторами бухгалтерского учета и надзорными органами, усиление общественного контроля за аудиторской профессией.

В соответствии с решением, принятым на 5-м заседании Координационного совета, в 2009 году была проведена работа по обобщению опыта применения МСФО в государствах – участниках СНГ и подготовлена первая Информация об опыте применения Международных стандартов финансовой отчетности в государствах – участниках СНГ. Результаты этой работы рассмотрены на 6-м заседании Координационного совета; признано целесообразным продолжить данную работу.

Настоящая Информация об опыте применения Международных стандартов финансовой отчетности в государствах – участниках СНГ подготовлена на основе информации о ходе совершенствования национальных систем регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а также внедрения МСФО в государствах – участниках СНГ по состоянию на 1 января 2010 года, представленной членами Координационного совета и размещенной на официальном сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

МСФО – основа реформирования
национальных систем бухгалтерского учета и отчетности

В последнее десятилетие в области бухгалтерского учета и отчетности в государствах – участниках СНГ произошли значительные изменения. Главное направление этих изменений – обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям.

Бухгалтерская отчетность стала более информативной. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. В целях бухгалтерского учета применяется множество новых технологий. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, появилась аудиторская профессия. Создан ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

Общей чертой реформирования национальных систем бухгалтерского учета и отчетности в государствах – участниках СНГ стало принятие в качестве основного инструмента МСФО. Такое концептуальное единство подхода к реформе обусловлено следующими основными причинами.

Во-первых, переход от централизованной экономики к рыночным отношениям, происшедший в государствах – участниках СНГ, сместил акценты в характере использования бухгалтерской информации с контроля наличия и движения имущества к демонстрации реального финансового положения и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, в настоящее время МСФО, разрабатываемые последние 40 лет независимым международным негосударственным институтом, представляют собой универсальную и наиболее качественную систему требований к бухгалтерской информации, позволяющих принимать на ее основе экономические решения.

В-третьих, стремление государств – участников СНГ к стимулированию инвестиций в национальную экономику, к активизации национальных рынков капитала реализуется помимо прочего через создание благоприятной информационной среды для инвесторов путем использования МСФО, играющих в современном мире роль международного языка бизнеса.

В-четвертых, международная популярность МСФО в последние годы резко возросла, стандарты приняты в качестве регулирующих актов в более чем 100 государствах. В связи с этим применение МСФО рассматривается в качестве элемента интеграции отдельных государств в мировую экономику.

Организация применения МСФО

Во всех государствах – участниках СНГ имеются национальные планы (программы) перехода к применению МСФО. Полномочия по реализации этих планов (программ) возлагаются, как правило, на министерство финансов либо министерство финансов совместно с центральным банком, органом, регулирующим финансовые рынки, другими органами (таблица 1).

В то же время заметную роль в реализации этих планов (программ) играют негосударственные организации, в том числе саморегулируемые организации бухгалтеров и аудиторов.

Национальные планы (программы) перехода к применению МСФО, как правило, охватывают следующие основные вопросы:

1) составление финансовой отчетности по МСФО национальными хозяйствующими субъектами;

2) введение МСФО в национальные правовые системы;

3) создание системы контроля (надзора) качества финансовой отчетности по МСФО;

4) обучение и подготовка специалистов по МСФО.

Наши рекомендации