Формы бухгалтерского учета
Под формой бухгалтерского учета понимают процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров, их взаимосвязь и последовательность записи в них. Самое широкое применение в настоящее время находят: журнально-ордерная форма, форма Журнал-Главная, таблично-автоматизированная форма учета. Реже, в основном, в бюджетных организациях применяется мемориально-ордерная.
Журнально–ордерная форма предназначена для заполнения основных регистров – это журналы – ордера и ведомости. При такой форме заполнения сумма каждой проводки регистрируется однократной записью – по кредиту счёта в корреспонденции с дебетом других счётов.
Журнально–ордерная форма основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливании за каждый отчетный месяц. Все журналы – ордеры построены по кредитовому признаку в корреспонденции с заранее установленными (типовыми) дебетуемыми счетами. Журналы – ордера используются для хронологической и систематической записей. Многие журналы – ордера имеют ведомости (например, ж/о №10, 10/1, №6) и др.
Кроме журнала – ордера ведется Главная книга. В ней каждому счету отводится развернутый лист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебету, в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Главная книга открывается на год, каждому месяцу отводится одна строка. На основании Главной книги и др. регистров заполняется бухгалтерский баланс и др. формы отчетности.
Форма Журнал – Главная чаще используется на малых предприятиях с простым процессом производства. В основе таблично - автоматизированной формы учета заложен главный элемент метода бухгалтерского учета – документация.
Исходная информация из первичных документов заносится в память компьютера, с помощью компьютерных программ группируется и обобщается, существует множество бухгалтерских программ серии «1С Бухгалтерия», «Бест» и др. В результате бухгалтерия получает выходные распечатки с регистрами различного содержания.
Например, прикладная часть программы «1С Бухгалтерия» содержит план счетов, формы первичных документов, журналы и т. д. Перспективное развитие автоматизированной формы учета будет связана с дальнейшим углублением аналитичности учета, делением его на управленческий и финансовый.
Журналы – ордера являются регистрами хронологического и систематического учёта: например журнал-ордер №1, №2 – ведется в хронологическом порядке, журнал-ордер №6 – расчёты с различными дебиторами и кредиторами ведётся систематически в разрезе сторонних лиц и организаций.
Преимущества журнально-ордерной формы – уменьшается объем работ в связи с ликвидацией регистрационного журнала мемориальных ордеров, облегчается составление отчетности.
На рисунке 1 представлена схема журнально-ордерной формы учета.
Условные обозначения:
Текущие записи;
Однократная запись;
Сверка данных.
Рисунок 1. Схема журнально-ордерной формы учета
По окончании рабочего периода журналы закрываются, итоги подсчитываются и данные переносятся в Главную книгу.
Ниже показана Главная книга по счету 01.
Таблица - 4.3 Главная книга. Счет 01 «Основные средства»
Месяц | Обороты по дебету | Оборот по креди-ту | Сальдо | Месяц | |||||
С кредита счета № 03 по ж/о №13 | С кредита счета № 08 по ж/о №16 | С кредита счета № 76 по ж/о №8 | и т.д. | итого по дебе-ту | Дт | Кт | |||
Сальдо на 01.01.01 | |||||||||
Январь | Январь | ||||||||
И т.д. |
Автоматизированная форма бухгалтерского учета ориентирована на ввод и обработку информации, представленной в первичных документах с использованием средств вычислительной техники. Новый этап в автоматизации бухгалтерского учета связан с появлением новой версии программы «1-С Бухгалтерия 8.8».