На совещании по повышению эффективности деятельности фирмы
(выбрать формы общения, соответствующие принятому вашей бригадой стилю руководителя в данной ситуации).
Деловые краткие распоряжения.
Инструкции в форме предложений.
Четкий язык, официальный тон: «Я уверен, что факты, о которых пойдет речь, больше не повторятся» и т.п.
Товарищеский тон: «Я бы хотел посоветоваться с вами, как нам решить наши проблемы…» и т.п.
Тон нейтральный: «Это ваше дело, но вы можете остаться без премии».
Похвала и порицание - в строго официальной форме: Указывает подчиненным на их низкий профессиональный уровень.
Похвала и порицание – с советами: Руководитель отмечает, что его претензии ни в коей мере не связаны с личными симпатиями или антипатиями в отношении с подчиненными, а основываются на точных, объективных или адекватных нормативах трудовой деятельности.
Отсутствие похвалы и порицаний.
Четкая формулировка распоряжений: «Я настаиваю на выполнении каждым сотрудником с завтрашнего дня следующих требований: …».
Распоряжения и советы – с дискуссиями: «Давайте выработаем такие правила работы в создавшихся условиях, чтобы каждый сотрудник мог наилучшим образом к ним приспособиться».
Позиция руководителя – вне группы: «Сейчас я дам оценку деятельности каждого, чтобы его ответственность за снижение производительности труда нашей группы» и т.п.
Позиция руководителя – внутри группы: «Я готов понести ответственность за допущенные нашим подразделением промахи» и т.п.
Позиция руководителя – незаметно в стороне от группы: «Каждый сам отвечает за свои ошибки» и т.п.
Дело в группе планируется руководителем заранее: Информирует подчиненных относительно их обязанностей и ответственности, определяет правила и линию поведения, которых подчиненные должны придерживаться, и сообщает им, что от них ожидается.
Мероприятие планируется не заранее, а непосредственно в группе: Координирует работу подчиненных, подчеркивает важность координации и побуждает подчиненных координировать свои действия.
Дела в коллективе идут сами собой: Делегирует подчиненным ответственность и власть и дает им свободу действий в выполнении рабочих заданий.
Руководитель чуток к новым идеям и информации.
Руководитель отдает предпочтение сложившимся традициям: Критикует сотрудников за стремление не подчиняться принятым в организации правилам поведения, нарушение установленного организационного порядка.
Руководитель ищет альтернативные пути выхода из создавшихся ситуаций.
Голос руководителя – решающий.
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Руководитель не дает указаний.
Руководитель пользуется моральным авторитетом: «Благодаря межличностным отношениям в нашем коллективе…» и т.п.
Руководитель пользуется функциональным авторитетом: «Опыт моей работы подсказывает, что нам лучше…» и т.п.
Руководитель пользуется формальным авторитетом: «Занимаемый мною пост наделяет меня определенными полномочиями…» и т.п.
В. ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ
ПО «НЕРАДИВЫМ СОТРУДНИКАМ»
Решение по «Одержимому»:
- лишить премии;
- перевести на старый участок работы;
- перевести на старый участок работы, сказав, что там без него работа просто застопорилась.
Решение по «Паникеру»:
- сделать его председателем на собрании;
- предложить ему использовать свою дальновидность, чтобы предсказать возможные трудности в реализации предлагаемого плана работы фирмы;
- предложить ему рассказать о своих идеях по совершенствованию работы фирмы.
Решение по «Пугачу»:
- покажите, что вы его не боитесь;
- постарайтесь, чтобы он был в лагере ваших противников;
- прикрикните на него сами.
Решение по «Пацифисту»:
- перевести на старый участок работы;
- пообещать ему новую должность, если он напряжется и хорошо выполнит новые обязанности;
- попросить его высказать свое отношение к положению дел, сложившемуся на фирме.
Представители от каждой бригады «руководителей» предлагают свои варианты решения проблемных ситуаций.
После выступления бригад проводится обсуждение их предложений.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
«ЭКСПЕРТАМИ» (10 мин.)
Первый представитель бригады «Нерадивых сотрудников» выступает в качестве эксперта и оценивает правильность предложенных бригадами «начальников» решений и моделей делового совещания.
Второй представитель бригады «Нерадивых сотрудников» предлагает варианты повышения своей «собственной» эффективности работы.
Предоставляется слово эксперту для дачи заключения. Он оценивает готовность студентов к своим ролям, активность и их компетентность. В его выступлении должен звучать анализ действий основных участников, указывая положительные или отрицательные стороны.
ОБСУЖДЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТУДЕНТАМИ (15 мин.)
Студенты, участвующие в игре, высказывают свое мнение о проведенном занятии и о качестве исполнения своих «обязанностей» по ролевой игре остальными студентами.
Руководитель занятия комментирует выступления студентов.