Вопрос 2. Роль аудита. Виды аудита. Основополагающие принципы аудита
Вопрос 1. Необходимость, сущность, цели аудита
1. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
К числу сопутствующих аудиторских услуг относятся:
– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
– составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– анализ финансово-хозяйственной деятельности;
– оценка активов и пассивов экономического субъекта;
– консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;
– обучение и др.
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Вопрос 2. Роль аудита. Виды аудита. Основополагающие принципы аудита
Виды аудита:
– по отношению к пользователям: внешний (проводится аудиторскими фирмами), внутренний (проводится штатными аудиторами);
– по характеру заказа: инициированный (по решению руководства), обязательный (проводится согласно ФЗ);
– по объектам аудита: общий, банковский, страховой, государственный и пр.;
– по назначению: аудит финансовой отчетности (оценка достоверности); аудит на соответствие нормам закона, налоговый, специальный(экологический, операционный и др.);
– по времени осуществления: первоначальный, повторяющийся, оперативный;
– по характеру проверки: подтверждающий (проверка почти каждой хозяйствующей организации); системно-ориентированный; базирующийся на риске (углубленная проверка с высоким риском).
Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на две группы.
К первой группе относятся услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Ко второй группе относятся услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Сопутствующие аудиту услуги подразделяются также на:
а) услуги действия (услуги по созданию документов);
б) услуги контроля (услуги по проверке документов);
в) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т. д.).
Современная отечественная экономика находится в процессе перехода к рыночным отношениям. Особенность перехода к рынку состоит в том, что он развертывается в условиях глобальных переходных процессов. Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, то характерной чертой этого процесса является неустойчивость существующей системы. В этих условиях важная роль отводится системе контроля, который призван корректировать процессы развития и становления рыночных отношений.
Основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок, можно классифицировать следующим образом:
1) государственный (осуществляется государственными органами контроля и управления, а также
органами законодательной власти);
2) ведомственный (проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных
им предприятий);
3) вневедомственный (осуществляется Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий в виде ревизий);
4) внутрихозяйственный контроль за деятельностью филиалов, цехов, отделов и других внутрихозяйственных формирований (ведется на предприятиях их руководителями);
5) аудиторский контроль за деятельностью организаций (проводится аудиторскими фирмами, имеющий
Вопрос 3. Субъекты аудита.
В соответствии с законодательством Российской Федерации подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
К таким субъектамотнесены:
– банки и другие кредитные учреждения;
– открытые акционерные общества;
– организации, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;
– страховые организации и общества взаимного страхования;
– товарные и фондовые биржи;
– инвестиционные институты;
– внебюджетные фонды;
– благотворительные и другие неинвестиционные фонды с добровольными отчислениями юридических и физических лиц;
– другие экономические субъекты, за исключением полностью находящихся в государственной или муниципальной собственности, при определенных критериях.