Учет амортизации и износа ОС в ООО «БАЗИС»

Все ОС можно разделить на три группы:

1. ОС, которое амортизируются, то есть их стоимость погашается по средствам начисления амортизации. Амортизация является составным элементом расходов по обычным видам деятельности, то есть себестоимости. В бухгалтерском учете амортизация начисляется

Д20,25,26,23 К02

2. ОС, по которым начисляется износ (и не начисляется амортизация, то есть стоимость не погашается):

– жилые дома;

– общежития;

– квартиры (если они не приносят доход);

– объекты внешнего благоустройства, дорожного хозяйства;

– объекты судоходной обстановки, а также продуктивный скот, волы, буйволы, олени, многолетние насаждения;

– ОС некоммерческих организаций.

По этим объектам износ рассчитывается по нормам и учитывается на забалансовом счете 010, износ рассчитывается 1 раз в конце календарного года.

3. ОС, по которым не начисляется ни износ, ни амортизация, то есть потребительские свойства которых не изменяются: земельные участки и объекты природопользования.

Для учета амортизационных отчислений и накопления их сумм предназначен пассивный счет 02 «Амортизация основных средств», сальдо начальное по которому покажет сумму накопленной амортизации по основным средствам, которые числятся на счете 01.

Если есть ОС, то к ним обязательно должны быть открыты счет 02 (контрарный) или 010, если этих счетов нет, то на балансе у организации земельные участки или объекты природопользования.

Амортизация не может начисляться в сумме, больше первоначальной стоимости.

Если первоначальная стоимость ОС полностью амортизировалась (то есть 01=02), то амортизация больше не начисляется, то есть объект ОС приносит предприятию доход.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЁТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

К МПЗ относятся активы, которые отвечают следующим условиям:

1. используются в качестве сырья, материалов, при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

2. предназначены для продажи (товары) счет 41;

3. используются для управленческих нужд организации.

Под классификацией МПЗ понимают объединение активов в группы по определенным признакам.

Материальные ценности, в зависимости от способа использования и назначения классифицируются:

1. сырье и материалы;

2. покупные полуфабрикаты;

3. прочие материалы (не составляющие основу продукции);

4. топливо;

5. запасные части;

6. готовая продукция;

7. товары.

При поступлении МПЗ в ООО «БАЗИС» от поставщиков к их счетам прикладывается накладная или спецификация, которая подтверждает количество отгруженной продукции, вид тары или упаковки. Если материалы доставлены автотранспортом со склада поставщика, то поставщиком выписываются товарно-транспортная накладная, в которой указываются количество, наименование материала, а также показатели работы автотранспорта.

Если материалы поступают без платежных документов или обнаружены расхождения, то выписывается акт и эти материалы считаются на ответственном хранении.

Если материалы поступают в виде внутреннего перемещения, то они оформляются накладными.

Материалы, поступающие без документов называются неотфактурованными поставками.

К расходным документам относятся накладные, требования, лимитно-заборная карта.

Оперативно-бухгалтерский – сальдовый метод учета материалов.

Учет материалов на складе ООО «БАЗИС» ведется в количественном (натуральном) выражении. Кладовщик осуществляет учет остатка каждого вида материалов, его движение (приход и расход) в специальной «Карточке складского учета материалов», которая выдается бухгалтерией, где проставляется вид материалов, номенклатурный номер, цена. Кладовщик отмечает поступление и расходование материалов, в конце рабочего дня выводится остаток по каждому виду материалов, бухгалтер 1 раз в 5-10 дней должен проверить правильность заполнения карточек и расписаться в графе «Контроль».

В конце месяца кладовщик ООО «БАЗИС» составляет материальный отчет или заполняет книгу остатков, в которой показывается наименование и движение материалов. Бухгалтер расценивает их по учетной цене (или фактической себестоимости).

Особенностью метода является двойной учет бухгалтер-кладовщик.

В балансе материалы оцениваются всегда по фактической себестоимости, которая включает в себя:

1. суммы, уплачиваемые поставщикам в соответствии с договором;

2. суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;

3. таможенные пошлины;

4. невозмещаемые налоги (например, отмененный налог с продаж);

5. вознаграждения посредникам;

6. затраты по доставке и заготовке, включая расходы по страхованию груза;

7.процент по кредиту, начисленный до принятия МПЗ к бухгалтерскому учету;

8. прочие затраты, связанные с приобретением МПЗ.

В текущем учете материалы оцениваются по учетной цене, которая может быть плановой себестоимостью или фактической себестоимостью. Если МПЗ поступают в ООО «БАЗИС» по бартерному договору, то в бухгалтерском учете такая ситуация рассматривается как договор купли-продажи, который оформляется бухгалтерскими записями как поступление материалов и продажа продукции, в котором происходит погашение дебиторской и кредиторской задолженности. В соответствии с п.10 ПБУ 5 обмениваться должно равноценное имущество.

При выбытии МПЗ бухгалтерский учет ведется с применением счета 91, аналогично счету 90.

По дебету счета 91 отражаются затраты предприятия, связанные с продажей (реализацией) МПЗ, по кредиту счета 91 отражается доход (в том числе выручка) от продажи МПЗ. В конце месяца счет 91 закрывается счетом 99, в котором фиксируется финансовый результат от выбытия.

Если получена прибыль делается проводка

Д91 К99

Если получен убыток делается проводка

Д99 К91

Типовые проводки:

1. Списывается стоимость МПЗ, числящаяся в учете при их выбытии

Д91 К10,41

2. Отражается договорная цена продаж

Д62 К91

Д91 К68 – выделяется НДС от договорной цены

3. Отражаются затраты предприятия, связанные с продажей (консультационные, информационные, посреднические услуги, доставка)

Д91 К76,60

4. Если МПЗ выбывают в счет взноса в уставный капитал другой организации, то согласованная стоимость взноса для предприятия передающего будет финансовым вложением и учитывается на счете 58

Д58 К91

5. При передаче МПЗ безвозмездно предприятие получает убыток, а также должно начислить НДС от рыночной стоимости, которая отразится проводкой

Д91 К68

6. Если МПЗ переданы в производство

Д20 К10

7. Если МПЗ переданы другому предприятию в виде займа, согласованная стоимость передачи для предприятия передающего будет являться финансовым вложением

Д58 К91

8. Обнаружена недостача МПЗ в результате инвентаризации

Д91 К10,41

– обнаружена недостача

Д94 К10,41

– списана недостача на МОЛ

Д73/2 К94

– сумма недостачи внесена подотчетным лицом в кассу

Д50 К73/2

– удержана из заработной платы сумма недостачи

Д70 К73/2

– если нет договора о материальной ответственности или судом в иске отказано, то сумма недостачи списывается как внереализационный расход

Д91 К94,73/2

9. МПЗ выбывают в результате чрезвычайного обстоятельства (пожар, наводнение, землетрясение), то сумма потерь МПЗ спишется через счет 99 как чрезвычайный расход

Д99 К10,41

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЁТА ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ

Под заработной платой понимают вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Заработная плата выплачивается только в рублях. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме не может превышать 20% общей суммы заработной платы.

Основным документом, устанавливающим отношения между работником и ООО «БАЗИС», как работодателем – Трудовой Кодекс РФ.

Постановлением Госкомстата РФ №1 от 5 января 2004 года утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

В соответствии с «Порядком применения унифицированных форм первичной документации», утвержденным Постановлением Госкомстата РФ №20 от 24 марта 1999, во все формы (кроме кассовых операций) организации могут вносить дополнительные реквизиты, при этом реквизиты утвержденных официально форм остаются без изменений.

Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу – форма Т-1,1А применяется для оформления и учета принимаемого на работу работника (работников). В приказе указывается структурное подразделение, должность, испытательный срок и т.д. Приказ подписывается руководителем, объявляется работнику под расписку, на основании приказа заполняется личная карточка работника (Форма Т-2). В бухгалтерии на основании приказа открывается лицевой счет работника (Форма Т-54,54А).

Личная карточка работника – форма Т-2, для государственных служащих – форма Т-2ГС (МС). Заполняется на основании приказа (Форма Т-1), где указываются паспортные данные, трудовой стаж, страховые свидетельства, образование, дополнительное образование, семейное положение.

Штатное расписание – форма Т-3 применяется для оформления структуры, штатного состава, численности, наименования должностей, профессий, а также указывается в рублевой оценке оклад или процент от выручки, прибыли, коэффициент трудового участия (КТУ) и т.д.

Учетная карточка научного и научно-педагогического работника – Форма Т‑4.

Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу – Форма Т-5,5А применяются для оформления и учета перевода работников на другую работу (должность) в той же организации.

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику – Форма Т‑6,6А.

График отпусков – Форма Т-7 применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков всех структурных подразделений организации на календарный год.

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнением) – Форма Т-8,8А. Служит для оформления и учета увольнения работников, составления кадровой службой и передается в бухгалтерию для расчета с работником (компенсации, начисления за неиспользованный отпуск, удержания и т.д.). На основании приказа об увольнении делается запись в личной карточке (Форма Т-2), лицевом счете (Т-54), трудовой книжке, Форма Т-61 – записка-расчет, на основании которых производится окончательный расчет с работником.

Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку – Форма Т9,9А. В документе указывается период командировки, место командировки, а также при необходимости, указываются источники оплаты сумм командировочных расходов.

Командировочное удостоверение – Форма Т-10 является документом, удостоверяющем время пребывания в служебной командировке, пункт назначения. Командировочное удостоверение выписывается в одном экземпляре на основании приказа. после возвращения работник сдает командировочное удостоверение вместе с приложенными документами, подтверждающими расходы вместе с авансовым отчетом.

Форма Т-10А – Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении, где указывается задание, а также краткий отчет о его выполнении. Указывается страна, город назначения и сроки командировки. служебное задание сдается в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.

Форма Т-11 – Приказ (распоряжение) о поощрении работника. Указывается мотив поощрения, вид поощрения: благотворительность, подарок, премия и т.д.

Форма Т-12,13 – Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда.

По трудовому кодексу, если сотруднику недоплачено, мы можем доплатить в любой момент. При переплате можно удержать только в течение месяца.

В табеле отмечается фактически отработанное время и неотработанное время каждым работником ООО «БАЗИС».

В табеле имеются условные обозначения отработанного и неотработанного времени. Табель составляется в одном экземпляре уполномоченным на это лицом и подписываются в руководителем. Табель передается в бухгалтерию для начисления заработной платы.

Форма Т-49 – Расчетно-платежная ведомость применяется для расчета и выплаты заработной платы.

Форма Т-51,53 – Расчетная ведомость и Платежная ведомость, в которых производятся другие расчеты и начисления суммы к выплате. После составления расчетно-платежной ведомости и платежной ведомости бухгалтер подсчитывает общую сумму заработной платы к выдаче, на титульном листе (справа) указывается общая сумма, подлежащая выплате и разрешающее указание руководителя на выдачу из кассы в течение трех дней заработной платы, считая и день получения денег из банка. По истечении срока выплаты заработной платы против фамилий работников, не получивших ее, делается отметка «Депонировано». В конце платежной ведомости на итоговые суммы начислений, удержаний, выданной заработной платы, а также депонированной заработной платы составляются бухгалтерские проводки и, кроме того, на общую сумму выданной заработной платы составляется расходный кассовый ордер, дата и номер которого указывается в расчетно-платежной ведомости.

Если заработная плата выдается по доверенности, то в расчетно-платежной ведомости указывается номер предъявленного документа (паспорта), доверенность подкалывается к расчетно-платежной ведомости, в ведомости проставляется подпись лица, получившего деньги.

Форма Т-53А – Журнал регистрации платежных ведомостей, где регистрируется номер платежной ведомости, а также произведенные выплаты.

Форма Т-54,54А – Лицевой счет, где отражается ежемесячно сведения о заработной плате, выплаченной работнику в течение календарного года. Используется для составления отчетности в статистику и для внутрипроизводственного контроля.

Форма Т-60 – Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику, применяется для расчета отпускных.

Форма Т-61 – Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником. Применяется для расчета причитающейся заработной платы и других выплат.

Форма Т-73 – Акт о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы, является основанием для расчета поэтапно выполненных работ.

Наши рекомендации