Дисконтирование. Понятие износа и амортизации.

Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала, называется дисконтированием.

Дисконтирование является универсальной методикой приведения будущих денежных потоков к настоящему моменту, основанной на понятиях сложных процентов. Формула дисконтирвоанной текущей стоимости денежных потоков выглядит следующим образом:

Дисконтирование. Понятие износа и амортизации. - student2.ru , где

CFi — денежные потоки i-го периода;

r — ставка дисконтирования;

N — число периодов.

Износ - частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Износ:

- физический - потеря основным капиталом его физических качеств.

- моральный- обесценивание основного капитала вследствие появления более дешевого или более современного оборудования.

Амортизация– это процесс постепенного переноса стоимости средств труда (основного капитала) по мере износа на производимый с их помощью продукт или услугу и использование этой стоимости для последующего воспроизводства средств труда (основного капитала). Методы амортизационных отчислений:

метод прямолинейной амортизации (линейный метод);

метод ускоренной амортизации;

метод снижающегося остатка.

22.Совокупный спрос и совокупное предложение.Макроэкономическое равновесие в модели AS-AD.Совокуп. спрос AD –эконом-ийагрегат,суммирующий величины индивид-ых спросов на все конечные тов. и усл,предлаг-ые на товарн. рынке.В идеальной модели совок-й спрос должен быть = реальному V-у национ-гопроизв-ваСовок-ы спрос состоит из спросов 4-х макроэкономических агентов:1)совок-ый спрос домохозяйств – потреб-кий спрос (C); 2)спрос фирм на инв-ции (I); 3)спрос на тов. и усл. со стороны гос-ва (G); 4)чистый экспорт (Xn) – разница между величиной экспорта и величиной импорта.Из структуры совок-го спроса выделяют формулу: AD = C + I + G + Xn.Графически модель совок-го спроса имеет вид кривой с отрицательным наклоном,кот-я харак-ет обратную завис-ть между V-ом покупаемого реального ВНП и уровнем цен.На рис.1 кривая совок-го спроса AD показывает кол-во тов. и услуг,кот-е потреб-ли готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.Она дает такие комбинации V-а выпуска и общего уровня цен в эк-ке,при кот-х тов-ый и денежный рынки находятся в равновесии.Измен-ие общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных усл-ях (неизменных неценовых факторах) влияет на V-м совок-го спроса и обуславливает движение по кривой AD.Совок-оепредл-ие AS–эк-ийагрегат,равный сумме денежных значений всех конечных тов. и услуг,представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен.Графически модель совок-гопредл-ия представлена кривой,выражающей прямую завис-ть между уровнем цен и реальным V-м произв-ва.Кривая AS имеет различный вид в краткоср. и долгоср. периодах.Всовремен. макроанализе выделяют 3 отрезка кривой совок-гопредл-ия: кейнсианский,промежуточный и классический.Кейнсианский (горизонтальный) отрезок описывает краткосрочный период,когда экономика функц-ет в условиях неполной занятости факторов произв-ва; номинальные величины относительно жесткие;реальные величины более подвижны,быстрее реагируют на рыночные колебания.Промежуточный (восходящий) отрезок соответствует ситуации,когда использование ресурсов приближается к полной занятости.Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального V-а национального продукта сопровождается ростом цен.Классический (вертикальный) отрезок описывает поведение эк-ки в долгосрочном периоде.Анализ совок-гопредл-я строится исходя из следующих условий: V-м выпуска равен потенциальному V-у и зависит от кол-ва и кач-ва факторов произ-ва (труда и капитала) и технологии;экономика функционирует в условиях полной занятости;цены и номинальная з/п — гибкие,их изменения поддерживают равновесие на рынках.Модель совок-го спроса и совок-гопредл-ия AD-AS,явл-ся базовой для изучения колебаний V-а выпуска всей совокупности тов. и услуг в зависимости от уровня цен в эк-ке в целом,а также для изучения причин и последствий этих изменений.Равенство между совок-ым спросом и предл-ем называют состоянием общего макроэконом-го равновесия эк-ки.Рыночное равновесие в модели совок-го спроса и предл-ия суще-еттогда,когда нет тенденции к изменению рыночной цены или кол-ва продаваемых тов-ов.Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесногоV-а произв-ва (рис. 2).При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совок-ый спрос и совок-оепредл-ие;сработает ценовой механизм. Рис. 2. Модель эконом-горавновесия.В данной модели возможны следующие варианты: 1)совок-оепредл-ие превышает совок-ыйспрос.Сбыт товаров затруднен,запасынарастают,ростпроизв-ватормозится,возможен его спад; 2)совок-ый спрос обгоняет совок-оепредл-ие.Картина на рынке иная: запасы сокр-ся,неудовл. спрос стимулирует рост произв-ва. Рис 1 Дисконтирование. Понятие износа и амортизации. - student2.ru Рис 2 Дисконтирование. Понятие износа и амортизации. - student2.ru





Характерная черта Чистая моноп-я Олигополия Мопоп.конк-ция
Число фирм одна несколько много
Тип продукта Уникальный,без близких заменителей стандартизированный дифференцированный
Контроль над ценами полный Ограниченный взаимозависимостью небольшой
Условия вступления в отрасль блокировано трудно Сравнительно легко
Типичные отрасли Коммунальное хоз-во(электро,газо и водоснабжение) Металлургия, автомобиле- и станкостроение,нефтедобыча Розничная торговля, швейная, обувная промышленность

18.Рынок несовершенной конкуренции.Его особенности и условия формирования. Рынок, на кот.отсутствует хотя бы один из признаков.конк., назыв. рынком несов.конк. На таком рынке подавл. часть продукции предлагается огранич-м числом фирм,кот-е занимют господств-ее положение на рынке,влияют на условия реализ-и прод-и и цены.Сущ-ет 3 основные модели рынка несов. конк.: 1.чист. моноп-я; 2.олигоп-я; 3.монополистич. конк-я.Чистаямоноп-я -это рынок, на кот-м функц. один продавец. В условиях чистой моноп.отрасль состоит из одной фирмы.Вхождение в отрасль для других фирм блокировано.Барьеры для входа на рынок: 1.большая капиталоемкость некот.видовпроиз-в и экономия масштаба произв-ва(РЖД,канализ.); 2.наличие гос. патентов и лицензий(вооружение); 3.Владение редкими сырьев. ресурс.(алмазы); 4.предоставление правительством одной фирме статуса единств-го продавца(трансп.услуги,связь,газоснабж-е).Условием существов-я чистой мон-и явл. уникальность предлагаемой прод-ции,отсутствие близких заменителей.Чистаямон-я широко представлена на местных рынках.В связи с тем,чточист.мон-я фактич.ликвидир.конкуренцию,гос-во проводит антимонопольную политику.Олигоп-я-это рынок,на кот. доминирует неск. крупных фирм,а вход в отрасль ограничен высок.входными барьерами(напр.авиакомпании).Четкого количеств-го критерия числа фирм нет,но обычно ~3-10. (3-4 фирмы- "жесткая"; 4-9 фирм 70-80% рынка-"аморфная". Различают олигоп-ю сбалансир-ую(неск.фирмодинак-го размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольш.продавцов).Фирмы, функционир-ие на олигопол-ком рынке,получают высокую приб-ль потому что вхождение в отрасль для аутсайдеров затруднено.Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость.Рез-ты функционир-я фирмы-олигополиста зависят от ее собств. политики и от решений ее конкурентов.Если одна снизит цену на свою прод-ю,то др. фирма, функционир-я в этой отрасли будет вынуждена также снизить цену своей прод-и. Моноп-кая конк-ия- это тип рынка,накот.действуетбольш.кол-во фирм, продающих однотипную, но дифференц-ую продукцию(джинсы, зубн.паста), в отношении кот-ой продавец ведет себя как монополист.Продавцысамостоят-но опред-ют цену на свои товары,V-ы продаж.Нотк продавцов аналогичной прод-ии много и V-м продаж отдельной фирмы невелик,поэтому контроль над ценами ограничен.Осн-е методы конкуренции – тов-е знаки,реклама,выделяющие различия товаров.Вход на рынок моноп-кой конк-ии относит. свободен.Издержкибольше,чем в сов.мон-и.,но широкий выбор марок,видов,стилей,кач-вапрод-ии позволяет лучше удовл-ть разнообразные потребности покупателей,компенсируя этим потери общ-ва от более высоких издержек произв-ва.

20.Рынок совершенной конкуренции, условия его формирования. Теоретическое значение рынка совершенной конкуренции.

Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену.

Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий: большое число фирм, производящих однородную продукцию, размеры по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы - менее 1%,незначительное влияние со стороны фирмы на цены, исключается соглашение между фирмами.

Особенности: отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него, равный доступ ко всем видам информации, свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства),рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы, сговор в какой-либо форме исключен.

На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля, возрастает до 2% это никак не повлияет на рыночную цену.

Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.

Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен.

Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

Чисто конкурентные рынки решают две задачи: участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продуктов, который наиболее предпочтителен и полезен для потребителей;производство осуществляется с минимальными для общества издержками.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах, действует независимо и объем его спроса относительно мал.

Группы покупателей, действующие сообща, могут воздействовать на цену, и рынок из совершенно конкурентного превращается в несовершенно конкурентный.

Рынок совершенной (чистой, свободной, идеальной) кон­куренцииявляется излюбленным рынком экономистов, на котором они изучают поведение производителей и потреби­телей. Хотя данный рынок является теоретической моделью, он имеет большое практическое значение, поскольку может объяснить реальную ситуацию на рынках, близких к совершенной конкуренции. К ним экономисты относят рынки ценных бумаг, валюты, марочного бензина, пшеницы, кукурузы, молока и мяса, хлопка и шерсти, овощей и фруктов. Многие экономические теории, в частности спроса и предложения, строятся применительно к рынку совершенной конкуренции. Кроме того, он является эталоном, образцом для сравнения с другими рынками.

.

Наши рекомендации