Вопрос 9 «Инвентаризация основных средств»
Основной целью инвентаризации основных средств является: выявление фактического наличия основных средств сопоставление его с данными бухгалтерского учета.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, перечисленных выше.
Проведение инвентаризаций обязательно:
- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее I октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года.
- при смене материально-ответственных лиц (на дату приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Например, по зданиям указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др.; по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации - изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Ранее не учтенные объекты отражаются в учете на основании сличительной ведомости и акта оценки (в котором отражена рыночная стоимость объекта с учетом его изношенности) объекта записью: Дт 08 Кт 91.
Затем в соответствии со сличительной ведомостью и актом оценки комиссией по приему-передаче основных средств составляется акт о приемке-передаче основных средств, который является основанием для принятия их к учету, что отражается записью: Дт 01 Кт 08
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружении (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Расчет сумм увеличения стоимости объекта осуществляется по первичным документам, подтверждающим работы капитального характера. На основании сличительной ведомости и пакета документов, подтверждающих работы капитального характера, комиссия составляет в 1 экземпляре акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.
Определение снижения стоимости объекта при его частичной ликвидации (слом отдельных конструктивных элементов) производится на основе экспертных оценок.
Возможно применение следующей методики:
- оценивается стоимость достройки ликвидированной части объекта (восстановительная стоимость);
- рассчитывается приходящаяся на ликвидированную часть сумма накопленной амортизации исходя из степени самортизированности всего объекта.
При этом составляется акт оценки снижения стоимости объекта, в котором приводятся все расчеты. Показатели акта заносятся в инвентаризационную опись, сличительную ведомость. Затем комиссия по прему-передаче объектов составляет акт о частичной ликвидации объекта основных средств (унифицированная форма отсутствует, необходимо разработать и утвердить). На основании акта в учете производятся записи по списанию ликвидированной части объекта:
Дт 01 Кт 01- списана первоначальная (восстановительная) стоимость ликвидированной части объекта;
Дт 02 Кт 01 – списана сумма амортизации ликвидированной части объекта;
Дт 94 Кт 01- списана остаточная стоимость ликвидированной части объекта.
Затем в зависимости от решения руководителя организация выявленную недостачу списывает либо на виновное лицо, либо на прочие расходы и т.д.