Понятие налогов и сборов в государственные небюджетные фонды
Характеристика некоторых налоговых категорий, используемых при расследовании уголовных дел и уголовно-правовой квалификации содеянного
Понятие налогов и сборов в государственные небюджетные фонды
Говоря об уголовной ответственности за налоговые преступления, следует иметь в виду, что налоговая система Российской Федераций содержит в себе множество федеральных, региональных и местных налогов, уплачиваемых организациями и гражданами.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации или физического лица в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Под сборами понимаются обязательные платежи (взносы), уплачиваемые юридическими и физическими лицами (плательщиками) в соответствующие государственные социальные внебюджетные фонды в порядке и размерах, установленных правовыми актами. Государственные внебюджетные социальные фонды образовываются в соответствии с законодательством РФ и предназначаются для социальной защиты граждан, финансирования и выплат пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.п. К ним относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования.
Наиболее важным источником формирования этих социальных внебюджетных фондов являются страховые взносы (сборы) работодателей и граждан. Тарифы страховых взносов (сборов) устанавливаются, как правило, ежегодно соответствующим федеральным законом.
К сборам, которые взимаются в том числе и с физических лиц, относятся также государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы. Сборы и налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Перечень всех предусмотренных законом налогов и сборов указан в ст. 13,14,15 НК РФ. Для квалификации деяния не имеет значения, к какому виду налогов относится неуплаченная сумма..
Следует помнить, что нынешний этап развития законодательства о налогах и сборах связан с поэтапным принятием глав части второй НК РФ, посвященных порядку исчисления и уплаты отдельных налогов, применения специальных налоговых режимов, а также совершенствования отдельных глав НК РФ с учетом практики.
В 2003 г. произошли очень важные изменения, которые заключаются в следующем. Отменены налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте, налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.
При этом введен транспортный налог, в связи с чем НК РФ дополнен соответствующей гл. 28. С 1 января 2003 г. введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (соответственно —гл. 262 и 26э НК РФ), введена система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (гл. 264 НК РФ), дополнена глава 23 (налог на доходы физических лиц), внесены и некоторые другие серьёзные изменения.
С 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральным законом РФ от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ также вступили в силу следующие изменения:
По налогу на прибыль, В перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, включены доходы в виде средств, поступающих на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме того, уменьшена с 6% до 5% федеральная ставка налога и увеличена с 16 до 17% региональная ставка.
По акцизам. Изменился порядок уплаты акцизов по алкогольной продукции. Для подтверждения вывоза товаров отныне представляются копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских (а не иностранных, как это было ранее) пограничных таможенных органов.
По упрощенной системе налогообложения. Налогоплательщики, переведённые на уплату единого налога на вменённый доход по одному или нескольким видам деятельности, могут применять упрощённую систему налогообложения по другим видам деятельности. При этом ограничения по размеру дохода, в том числе от реализации и численности работников, определяются исходя из всех видов деятельности. Снят также запрет на применение после 2004 г. объекта налогообложения «Доходы».
По земельному налогу. Ставки земельного налога, существовавшие в 2003 г., применяются и в 2004 г. (кроме сельхозземель) с коэффициентом 1,1.
По налогу на имущество организаций. Согласно Федеральному закону РФ от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ вступила в силу гл. 30 НК РФ;
По налогу на игорный бизнес. В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 декабря^ООЗ г. № 182-ФЗ вступила в силу гл. 29 НК РФ.
По налогу на доходы физических лиц. Согласно Федеральному закону РФ от 8 декабря 2003 г. № 163-ФЗ разрешено не включать в налоговую базу платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного Пенсионного страхования в размере до 5000 рублей в год на одного работника.
Кроме того, Федеральным законом РФ от 07 июля 2003 г. № 117-ФЗ отменены следующие виды налогов:
- налог с продаж;
- сбор на нужды образовательных учреждений;
- курортный сбор и налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
- сбор за право торговли;
- целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
- сбор с владельцев собак;
- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
- сбор за право использование местной символики;
- сбор за проведение кино- и телесъемок;
- сбор за парковку автотранспорта;
- сбор за уборку территории местных населенных пунктов;
- сбор за открытие игорного бизнеса и др.