Основные направления совершенствования учёта основных средств

Автоматизация учета основных средств

При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов, и особенностью организации автоматизированного учета является создание постоянного файла (массива) информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств по местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление баланса и форм периодической и годовой отчетности. Задачи автоматизации учета основных средств и нематериальных активов характеризуются относительной однотипностью реализации для различных организаций и стабильностью во времени. Учет основных средств и нематериальных активов на ЭВМ предусматривает автоматизацию решения следующих задач:

1) учет наличия, ввода в эксплуатацию, движения основных средств в натуральном и в стоимостном измерении по объектам, структурным подразделениям и материально ответственным лицам;

2) учет наличия и движения нематериальных активов в стоимостном измерении по объектам учета;

3) учет амортизации основных средств по различным методикам, учет амортизации нематериальных активов;

4) формирование и печать регистров синтетического и аналитического учета, отчетности основных средств и нематериальных активов [19, c. 401]

В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета исполнения бюджетной сметы, сметы доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и других средств данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители – выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, главная книга, отчет и т.п.).

На сегодняшний день в СПФ «Новые Зеленки» продолжается процесс автоматизации бухгалтерского учета, и отчет об автоматизации бухгалтерского учета и состава бухгалтерских кадров представлен в Приложении И.

К тому же, одним из важных путей совершенствования бухгалтерского учета является введение дополнительного контроля со стороны руководства организации. Просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в данной области позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия. Мы полагаем, что необходимо ввести анализ эффективности использования основных средств по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на своем предприятии. Также необходимо более тесное сотрудничество между руководителями предприятий и служащими, которые осуществляют финансово- расчетные и снабженческо-сбытовые операции.

Таким образом, автоматизация учета основных средств и введение дополнительного контроля со стороны руководства организации окажет немаловажное влияние на улучшение учета и повышение эффективности производства в целом по организации СПФ «Новые Зеленки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под основными средствами следует понимать активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении условий, установленных законодательством, а классификация основных средств строится по отраслевой принадлежности, функциональному назначению, натурально-вещественному составу, степени использования и принадлежности. Что касается оценки основных средств, то различают первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость основных средств.

Нормативно-правовое регулирование учета основных средств представлено четырехуровневой системой.

В настоящее время в Республике Беларусь проводится значительная работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета с МСФО, и перед бухгалтерским и аудиторским сообществом стоит задача изучить МСФО, чтобы трансформировать отчетность в международный формат.

В СПФ «Новые Зеленки» применяется мемориально-ордерная форма учета, в которой сочетаются книжные и карточные регистры, а внутрихозяйственный контроль осуществляется в организации силами своего аппарата управления и под руководством главного бухгалтера.

Документальное оформление поступления, перемещения и выбытия основных средств оформляется типовыми первичными учетными документами, утвержденными постановлением №23, постановлением №360 и Законом №57-З.

Синтетический учет собственных основных средств в СПФ «Новые Зеленки» ведется на счете 01 «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости в течение всего срока их эксплуатации, а аналитический учет ведется по счету 01 «Основные средства» по видам, принадлежности, признаку использования и назначению основных средств.

В СПФ «Новые Зеленки» амортизация объектов основных средств и нематериальных активов начисляется линейным способом, и учет амортизации ведется на счете 02 «Амортизация основных средств».

Автоматизация учета основных средств и введение дополнительного контроля со стороны руководства организации окажет немаловажное влияние на улучшение учета и повышение эффективности производства в целом по организации СПФ «Новые Зеленки».


Наши рекомендации