Пути совершенствования бухгалтерского учета основных средств в ФГУП «Почта России»

Согласно действующей методике учета все расходы, связанные с выбытием основных средств, отражаются на счете 91, субсчет 91/2 «Прочие расходы» и, следовательно, непосредственно влияют на финансовый результат деятельности организации. Неодинаковая роль этих расходов в формировании налогооблагаемой прибыли обуславливает необходимость их раздельного учета для целей налогообложения. В связи с этим считаем целесообразным вести их учет на счете 91 в разрезе субсчетов 91/2/1 «Прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль» и 91/2/2 «Прочие расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль». Согласно требованиям главы 25 Налогового Кодекса на субсчете 91/2 следует отражать стоимость объектов, списываемых в порядке ликвидации, а также расходы, непосредственно связанные со списанием (демонтаж, вывоз, и др.). При безвозмездной передаче и взносе основных средств в счет вклада в уставный капитал другой организации стоимость выбывающих объектов и дополнительные сопряженные с этим расходы предлагаем отражать на субсчете 91/2/2 как расходы, не учитываемые при налогообложении.

В случае реализации объекта основных средств с убытком, расходы в пределах выручки (доходов) должны отражаться на субсчете 91/2/1 как уменьшающие налоговую базу, а остальные расходы - на субсчете 91/2/2 как не учитываемые при налогообложении текущего периода. При этом в регистрах аналитического учета они будут отражены как расходы, принимаемые к расчету налоговой базы в следующих периодах пропорционально количеству месяцев оставшегося срока эксплуатации данного объекта. Это означает осуществление переноса текущих убытков на будущее (прошлых убытков на настоящее) в соответствии с положениями ст. 283 Налогового Кодекса.

Помимо порядка определения амортизационных отчислений для целей налогообложения некоторые изменения произошли и в методике налогового признания расходов на ремонт основных средств. В частности, организации промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта, связи, строительства, геологии, жилищно-коммунального хозяйства вправе уменьшать налоговую базу на величину фактических затрат на ремонт. В то же время для остальных коммерческих организаций (торговля, бытовые услуги и т.п.) в целях налогообложения указанных расходов установлен лимит в размере 10% от первоначальной (восстановительной) стоимости объектов. Если сумма фактических расходов на ремонт меньше или равна предельной сумме нормативных расходов, то налоговая база подлежит уменьшению на сумму фактических затрат. В случае превышения фактических затрат над нормативной величиной налоговая база уменьшается на сумму нормативных расходов, а разница учитывается для целей налогообложения как расходы будущих периодов с последующим отнесением на уменьшение налогооблагаемой прибыли в следующем порядке:

– для объектов со сроком полезного использования от 1 до 5 лет - равномерно в течение срока их полезного использования;

– для объектов со сроком полезного использования свыше 5 лет - равномерно в течение 5 лет.

Следовательно, в аналитическом учете должно соблюдаться разграничение расходов на ремонт применительно к нормативной их величине и сроку полезного использования соответствующих объектов основных средств.

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Рекомендуется внести в учетную политику предприятия и рабочий план счетов счет 92 «Налогооблагаемая прибыль (убыток)». [18, c. 59]

Все субсчета к счетам 90 и 91 должны быть закрыты заключительными записями года, равно как и счет 92 (в корреспонденции с субсчетами 90/9, 91/9). Но тогда появляется проблема переноса убытков на будущие налоговые периоды. Вместе с тем остается нерешенной и другая, не менее важная задача отражения на бухгалтерских счетах различных корректировок налогооблагаемой прибыли (например, ее единовременное уменьшение на величину сверхнормативных расходов на ремонт, осуществленных в непроизводственных организациях в прошлых периодах)

Таким образом, возникает необходимость отражения операций доначисления или уменьшения налогооблагаемых финансовых результатов против бухгалтерского сальдо доходов и расходов. Для учета подобных корректировок и переноса убытков на будущее (прошлых убытков на текущие периоды) предлагаем использовать отдельные субсчета к счетам 90 и 91 - 90/8 и 91/8 «Доначисление (уменьшение) налогооблагаемой прибыли». Они корреспондируют со счетом 92: по дебету отражается увеличение, а по кредиту - уменьшение налогооблагаемой прибыли. Заключительными записями года субсчета 90/8 и 91/8 закрываются в корреспонденции с субсчетами 90/9 и 91/9. Эти проводки показывают сальдо доначислений и уменьшений налоговой базы в результате осуществления обычной и прочей деятельности.

Таким образом, по своему содержанию субсчета 90/8 и 91/8 аналогичны субсчетам 90/9 и 91/9,однако их использование, во-первых, повысит прозрачность учета реальных и налогооблагаемых финансовых результатов, а во-вторых, позволит сохранить без изменения экономический смысл субсчетов 90/9 и 91/9. Аналитический учет к предложенным субсчетам следует вести по видам производимых убытков.

В заключение следует отметить, что основанием для всех предложенных корреспонденции счетов является информация аналитических регистров налогового учета. Ее подкрепление двойной записью усилит контрольную функцию бухгалтерского учета, повысит прозрачность и достоверность налоговых расчетов.

Активы, в отношении которых выполняются предусмотренные в п.4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Иными словами, организация должна самостоятельно определять, учитывать подобные объекты в составе основных средств на счете 01 или в составе материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы», что нашло отражение в формируемой учетной политике Боровичского почтамта.

Боровичский почтамт решил учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе материально-производственных запасов, в учетной политике организации отражен не только сам факт этого выбора, но и размер данного лимита. Лимит стоимости объекта основных средств определяется организацией самостоятельно, но его размер не может превышать 40 000 рублей за единицу. В Боровичском почтамте лимит составляет максимальную величину – 40 000 руб.

При списании стоимости такого имущества оно перестает числиться в учете Боровичского почтамта. Однако фактически оно имеется. Поэтому организация должна решить вопрос контроля сохранности имущества, которое не числится в учете. Такое имущество, как правило, передается работникам, и оформляется материальная ответственность за его сохранность. В учетной политике Боровичского почтамта (в разрезе ее организационно-технического аспекта) следует предусмотреть процедуры инвентаризации и применения материальной ответственности по отношению к имуществу, не учтенному на счетах бухгалтерского учета. Необходимо построить эти процедуры при условии организации аналитического учета соответствующих объектов на забалансовых счетах по материально-ответственным лицам.

Для организации бухгалтерского учета на забалансовых счетах для объектов основных средств менее 40 000 руб., целесообразно использовать счет 010 «Износ основных средств». К данному счету возможно открыть субсчета 010-1 «Оборудование», 010-2 «Производственный и хозяйственный инвентарь» и т.д.

Для реализации забалансового аналитического учета в Боровичском почтамте имеет смысл разработать систему показателей, по которым этот учет будет осуществляться. Необходимо разработать аналитическую таблицу по учету объектов основных средств по своей стоимости, отнесенных в состав материально-производственных запасов, списанных в производство (Таблица 16).

Необходимо издать внутренний документ на предприятии, в котором будут указаны нормативные сроки использования таких объектов, использующихся в деятельности Боровичского почтамта.

Данная аналитическая таблица позволит быстро и качественно проводить инвентаризацию списанных с учета, но используемых в производстве объектов. Также она даст возможность контролировать наличие и сохранность объектов, переданных в эксплуатацию, по местам их использования и материально–ответственным лицам. При сравнении нормативного и фактического срока использования на дату инвентаризации можно будет определить, какое имущество подлежит списанию с забалансового учета.

Таблица 18 – Аналитическая таблица по учету объектов основных средств, стоимостью ниже установленного лимита в Боровичском почтамте

Состав принадлежностей Место эксплуатации Материально-ответственное лицо Дата передачи в эксплуатацию Нормативный срок использования, мес. Фактический срок использования на 01.12.14 Примечания
Электродрель BOSH 2000 Производственная база Стычкин В.Г. 14.06.12  
Шкаф-купе Бухгалтерия Зацепина Г.Д. 18.12.13  
И т.д.            

Если организация принимает решение не вводить стоимостной лимит при принятии объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, то вне зависимости от их стоимости списание таких объектов должно производиться в общеустановленном порядке.

Сводный эффект от реализации предложенных мероприятий представлен в таблице 19.

Таблица 19 – Эффект от реализации мероприятий, направленных на совершенствование бухгалтерского учета основных средств в Боровичском почтамте

Мероприятия Ожидаемая экономическая эффективность (экономическая выгода)
1. Совершенствование учета расходов по эксплуатации и выбытию основных средств - усиление контрольной функции бухгалтерского учета, - повышение прозрачности и достоверности налоговых расчетов
2. Введение системы забалансовых счетов по основным средствам, стоимостью менее 40 000 рублей за объект. - обеспечение контроля за реальным наличием и движением основных средств

Есть достаточно оснований полагать, что реализация на практике вносимых нами предложений будет полнее удовлетворять запросы современного бизнеса в более качественной информации, необходимой для принятия различных управленческих решений.

Заключение

В современных условиях для успешного функционирования предприятия на рынке, необходимо наличие для руководства предприятия, а также внешних пользователей, точной информации о состоянии имущества и обязательств организации. Информацию, объективно отражающую экономическое положение предприятия, можно получить из данных бухгалтерского учета организации. В связи с расширением прав предприятия в области постановки и ведения бухгалтерского учета (в зависимости от принятой учетной политики) перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета объектов основных средств, капитальных и финансовых вложений и т.д.

Возможность изучения существующих в нашей стане принципов учета основных средств и капитальных вложений, определения направлений развития учетной практики в России в целом, в том числе учета имущества предприятия, анализ возможности использования методов, применяемых в бухгалтериях стран с развитой рыночной экономикой, для более эффективного использования основных средств, все это обусловило выбор темы дипломной работы.

В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы был изучен порядок и особенности ведения бухгалтерского учета основных средств в Боровичском почтамте, проанализированы основные технико-экономические показатели работы предприятия, произведен анализ основных средств и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что основные средства составляют преобладающую часть имущества предприятия. Поэтому получение достоверной информации об имуществе предприятия приобретает первостепенную важность.

В Боровичском почтамте бухгалтерский учет основных средств ведется с соблюдением всех нормативных требований российского законодательства: наличие необходимой первичной документации; своевременное отражение поступления, выбытия, перемещения основных средств; правильное ведение регистров бухгалтерского учета; контроль за наличием и сохранностью основных средств в местах эксплуатации; своевременное и точное исчисление износа основных средств и правильное его отражение в учете; определение затрат по ремонту; своевременное проведение инвентаризации объектов основных средств, планирование и правильный учет капитальных вложений на предприятии.

Итогом выпускной квалификационной работы являются следующие мероприятия:

– совершенствование учета расходов по эксплуатации и выбытию основных средств;

– введение системы забалансовых счетов по основным средствам, стоимостью менее 40 000 рублей за объект.

Все названные рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств позволят улучшить учетную работу предприятия, организацию оперативно-технического учета, увеличить возможности функционирования основных средств в Боровичском почтамте, а также позволят приблизиться к системе организации бухгалтерского учета, ориентированной на положительный зарубежный опыт и международные стандарты бухгалтерского учета.

Список литературы

1. Бородина В. Бухгалтерский учет амортизации основных средств. Вопросы применения на практике // Финансовая газета. 2015. N 11. С. 10 - 12.

2. Вайтман Е.В. Сложные вопросы налогового учета основных средств: анализ ситуаций из практики // Российский налоговый курьер. 2011. N 9.

3. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы совершенствования бухгалтерского учета основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 14. С. 2 - 13.

4. Гетьман В.Г. Совершенствование методологии учета затрат на НИОКР и восстановление основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 47.

5. Демина И.Д. Особенности учета основных средств в коммерческих организациях в 2015 году // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2015. N 1. С. 2 - 6.

6. Демина И.Д. Сравнительный анализ учета основных средств в коммерческих организациях в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и МСФО (IAS) 16 «Основные средства» // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 12. С. 2 - 9.

7. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Проблемы применения проекта ПБУ 6 «Учет основных средств» в отечественной практике бухгалтерского учета // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. N 4.

8. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Экономические выгоды от использования основных средств и их влияние на релевантность отчетной информации // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 33. С. 24 - 33.

9. Домбровская Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 279 с.

10. Дружиловская Т.Ю., Дрыгинкина В.А. Учет основных средств: нормативное регулирование и российская практика // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 23. С. 2 - 9.

11. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Профессиональное суждение бухгалтера как основа формирования учетной политики // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 20. С. 2 - 10.

12. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н., Ходырев А.А. Принципы учетной политики и достоверность отчетной информации как ее цель // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 24.

13. Дружиловская Э.С. Совершенствование методики бухгалтерской оценки основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 32. С. 8 - 17.

14. Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2014. М.: АйСиГрупп, 2014. 544 с.

15. Куликова Л.И. Основные средства: признание и оценка в соответствии с МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2009. N 7. С. 13 - 23.

16. Куликова Л.И. Признание и измерение убытков от обесценения отдельных активов в соответствии с МБС (IAS) 36 // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 15.

17. Манохова С.В. Амортизация основных средств: налоговый учет // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 12.

18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства»: введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.

19. Мизиковский Е.А., Дружиловская Э.С. Оценка нефинансовых активов и достоверность финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. 2011. N 3. С. 52 - 56.

20. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

21. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

22. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

23. О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: Приказ Минфина России от 18.07.2012 N 106н.

24. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.

25. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

26. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

27. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.

28. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

29. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

30. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

31. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н.

32. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

33. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н.

34. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

35. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

36. Проект положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». URL: http://nsfo.ru/.

37. Слободняк И.А., Левченко Н.Е. Сравнительный анализ результатов начисления амортизации в соответствии с требованиями РСБУ и МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 14.

38. Фиапшев А.Б., Фиапшева Н.М., Бекшоков Т.В. Амортизационная политика организаций на современном этапе // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 11.

39. Чистяков Ю.Р. Интерпретация основных средств в бухгалтерском учете и экономическом анализе для оценки эффективности их использования // Бухгалтер и закон. 2011. N 11.

40. Ширикова К.С. Вклад в уставный капитал основными средствами - зеркальное отражение операции // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 19.

41. Щадилова С.Н. Различия в учете и отчетности в части основных средств и нематериальных активов по РСБУ и МСФО // Аудитор. 2013. N 12.

Приложения

Приложение 1

Программа аудита основных средств

№ п/п Перечень аудиторских мероприятий (процедур) Период проведения Рабочие документы аудитора
Аудит наличия и сохранности основных средств В течение года  
1.1 Проверка создания комиссии по приемке основных средств Ежеквартально Приказы, распоряжения
1.2 Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств Ежеквартально Договоры, соглашения
1.3 Проверка оформления протоколов договорной цены Ежеквартально Протоколы, соглашения, приказы
1.4 Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств Ежеквартально Акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации
1.5 Проверка правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов Ежеквартально Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации
1.6 Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств Ежеквартально Первичные документы, учетные регистры, учетная политика
1.7 Проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств Ежеквартально Учетная политика, приказы, сметы, отчеты
1.8 Проверка результатов произведенной переоценки основных средств По мере совершенствования операций Приказы, акты, инвентаризационные документы, учетные регистры
1.9 Проверка результатов последней инвентаризации основных средств В течение года Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры
1.10 Ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально-ответственным лицам бухгалтерией предприятия Ежеквартально Картотека, инвентаризационные документы, приказы, договоры о материальной ответственности
1.11 Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами Ежеквартально Приказы, распоряжения
1.12 Проверка отражения в отчетности наличия основных средств Ежеквартально Формы отчетности
Аудит движения основных средств В течение года  
2.1 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал Ежеквартально Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета
2.2 Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал основных средств Ежеквар­тально Методики оценки, протоколы собраний учредителей
2.3 Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал основных средств Ежеквартально Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс
2.4 Проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учредителями Ежеквар­тально Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс
2.5 Проверка отражения в отчетности движения основных средств Ежеквартально Формы отчетности
3. Аудит проведения инвентаризации   Ежегодно Акты, инвентариза ционные описи, ве домости, Приказы договора на мате риальную ответств
3.1 Проверка последней инвентаризации и её результаты Ежегодно Акты, инвентариза ционные описи, ве домости, Приказы договора на мате риальную ответств
3..2. Ознакомиться с материалами переоценки основных средств и их Отражение в учёте   Ежегодно Акты, инвентариза ционные описи, ве домости, Приказы договора на мате риальную ответств
3.3. Проверить наличие приказов о создании на предприятии постоянно действующей комиссии по списанию по списанию основных средств; кто отвечает и заключены ли с ними договора о материальной ответственности. Ежегодно Акты, инвентариза ционные описи, ве домости, Приказы договора на мате риальную ответств
Аудит правильности начисления амортизации В течение года Расчеты
4.1 Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения Помесячно Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс
4.2 Проверка объектов основных средств, по которым не начисляется амортизация Помесячно Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, документы
4.3 Проверка объектов основных средств, по которым начисляется ускоренная амортизация Помесячно Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы
4.4 Проверка документов по начисленной амортизации основных средств, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал По мере внесения в уставный капитал Решение совета директоров, решение годового собрания акционеров
4.5 Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации основных средств Помесячно Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств
4.6 Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств Ежеквартально Формы отчетности
Проверка правильности налогообложения по основным средствам В течение года  
5.1 Проверка правильности расчетов по НДО По срокам налоговых платежей НКРФ,гл.21, баланс, справки, расчет
5.2 Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль По срокам налоговых платежей НК РФ, гл. 25, отчет о прибылях и убытках, справки, расчеты
5.3 Проверка правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц По срокам налоговых платежей НК РФ, гл. 23, справки, расчеты, сведения
5.4 Проверка правильности расчетов по налогу на имущество юридических лиц По срокам налоговых платежей ФЗ «О налоге на имущество предприятий», Инструкция ГНС № 33, справки, расче­ты, сведения
5.5 Проверка правильности расчетов по иным обязательным платежам По срокам платежей НК РФ, гл. 24, справки, расче­ты, сведения
5.6 Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средств Ежеквартально Формы отчетности

Приложение 2

Схема документооборота по движению основных средств Боровичского почтамта

Пути совершенствования бухгалтерского учета основных средств в ФГУП «Почта России» - student2.ru


Наши рекомендации