Классификация налогов в рф
Под налогом в соответствии с частью первой ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.
По способу взимания налогов ООО «МП ЖКХ Новжилкоммунсервис» имеют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать.
В качестве примера можно привести налог на доходы физических лиц, налог на прибыль.
Косвенные (иначе – адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг. Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. ООО «МП ЖКХ Новжилкоммунсервис» имеют такой косвенный налог как, налог на добавленную стоимость.
По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы капитала;
- налог на доходы физических лиц;
- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
- государственная пошлина;
- таможенная пошлина и таможенные сборы;
- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- лесной налог;
- водный налог;
- экологический налог;
- федеральные лицензионные сборы.
ООО «МП ЖКХ Новжилкоммунсервис» уплачивают следующие федеральные налоги:
- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы физических лиц;
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу.
К региональным налогам и сборам относятся:
1. налог на имущество организаций;
2. налог на недвижимость;
3. дорожный налог;
4. транспортный налог;
5. налог с продаж;
6. налог на игорный бизнес;
7. региональные лицензионные сборы.
ООО «МП ЖКХ Новжилкоммунсервис» используют следующие региональные налоги: налог на имущество организации и транспортный налог.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам и сборам относятся:
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц;
3. налог на наследование или дарение;
4. местные лицензионные сборы.
Из перечисленных местных налогов ООО «МП ЖКХ Новжилкоммунсервис» не применяет ни один из них.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
1.3 Актуальные вопросы учета реализации работ и услуг
Многие авторы рассматривают различные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при расчете налогов и сборов.
Основным налогом, которым облагаются налогоплательщики – физические лица – это налог на доходы физических лиц. Объектом налогообложения могут быть доходы, полученные как на территории РФ, так и за ее пределами.
И.А. Баймакова в своей статьи пишет, что в соответствии со статьей 212 НК РФ к доходам, учитываемым при формировании налоговой базы по НДФЛ, относится материальная выгода, в том числе полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. В отношении данного вида материальной выгоды подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ предусмотрен ряд исключений.
Например, рассматриваемой статьей предусмотрено, что не образуются доходы, учитываемые при формировании налоговой базы по НДФЛ, в части материальной выгоды в отношении процентов по кредитным (заемным) средствам, предоставленным на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Внесенными изменениям законодателями предусмотрено, что "исключения" распространяются также на проценты по кредитам, предоставленным для индивидуального строительства, а также земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них. Данное изменение является важным, так как стоимость земельного участка в "престижных" районах зачастую превышает стоимость строений на нем.
А.А. Куликов пишет о том, что в соответствии со статьей 218 НК РФ с учетом положений статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на уменьшение исчисленной налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, в том числе на сумму стандартных налоговых вычетов. Среди таковых подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ выделяется стандартный налоговый вычет в размере 300 рублей на каждого ребенка, который предоставляется родителям или супругам родителей.
Необходимо отметить, что НК РФ непосредственно не предусматривает перечень документов, обязательных к представлению для подтверждения права на получение указанного налогового вычета. Одновременно НК РФ связывает право на получение стандартного налогового вычета "на детей" только с юридическим фактом материнства (отцовства) либо фактом состояния в зарегистрированном браке с родителем ребенка.
Согласно ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" бухгалтерский учет расчетов с работниками по налогу на доходы физических лиц ведется "методом начисления", поэтому бухгалтерские проводки по НДФЛ формируются на основании сумм исчисленного налога (возможно, не дожидаясь собственно момента удержания налога). Сумма же удержанного налога отражается только в Налоговой карточке сотрудника и не отражается в проводках, выгружаемых в типовые "бухгалтерские" конфигурации.
Одним из важнейших вопросов, связанных с исчислением налога на прибыль, является порядок начисления амортизации по основным средствам. Срок полезного использования для целей начисления амортизации по транспортному средству в налоговом учете не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства.
В состав налоговой декларации по налогу на прибыль организаций обязательно включаются: Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1, Лист 02, Приложения № 1 и № 2 к Листу 02. Прочие листы и разделы включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки, или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, или в его состав входят обособленные подразделения.
При подготовке декларации в "1С: Предприятии 8" необходимо помнить, что при открытии новой декларации для заполнения выдается полный состав разделов и бухгалтеру необходимо самостоятельно определить, какие разделы ему следует заполнять и представить с соответствии с требованиями Порядка заполнения декларации.
О.И.Шапошникова повествует о том, что когда Российская организация осуществляет работы и услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, суммы НДС по товарам (работам, услугам), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Поэтому если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял только вышеуказанные операции, раздельный учет сумм НДС, в том числе по общехозяйственным расходам, вести не требуется.
Если в течение налогового периода наряду с вышеуказанными операциями осуществлялись операции, подлежащие обложению НДС, но при этом расходы на операции, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, составили менее 5%, раздельный учет сумм НДС по общехозяйственным расходам на основании п. 4 ст. 170 НК РФ не производится.
С. Виряскин так же пишет, что в процессе своей хозяйственной деятельности любая организация сталкивается с необходимостью уплаты обязательных платежей в виде разнообразных налогов и сборов. Поэтому, наряду с бухгалтерским учётом имущества, финансовых обязательств и хозяйственных операций, предприятия для целей налогообложения обязаны вести ещё и налоговый учёт. Основными налогами, обязанность по уплате которых лежит на подавляющем большинстве отечественных организаций, осуществляющих реализационную деятельность, являются налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость. Кроме того, в некоторых случаях при осуществлении хозяйственных операций с работниками предприятия, у последнего возникает необходимость по учёту НДФЛ и единого социального налога.
Однако, Н.Гридина пишет о том, что организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысит 2 млн. руб. При этом организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров в течение указанных месяцев, а также в течение всего последующего периода, когда действует право на освобождение от обложения НДС. Если сумма выручки за каждые три предшествующих последовательных календарных месяца превысит 2 млн. руб., то она утрачивает право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Начиная с 2004 года проблема применения положений главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" была предметом рассмотрения многих специалистов. Поводом для данных дискуссий явились не совсем четкие положения НК РФ и коррелирующие им нормы бухгалтерского учета, которые в совокупности должны определять объект налогообложения по налогу на имущество.
Куликов в своей статьи говорит, что "Краеугольным камнем" главы 30 НК РФ стал вопрос о правомерности включения в состав объекта налогообложения налогом на имущество активов, которые принимаются налогоплательщиками к учету в качестве доходных вложений в материальные ценности (то есть отражаемые на бухгалтерском счете 03). Пунктом 1 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения "признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность),учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.
Также Минфин напоминает, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов.
Шишкоедова Н.Н. в совей статьи повествует, что в 2011 году организациям больше не надо сдавать авансовые расчеты по транспортному и земельному налогам. Отчетность должна представляться всеми компаниями раз в год – по итогам налогового периода.
Федеральным законом № 307-ФЗ установлены новые ставки транспортного налога. Они уменьшены по сравнению с прежними в два раза и начнут действовать с 1 января 2011 года.
Хотя субъекты России, как и раньше, имеют право увеличивать и уменьшать эти ставки, но не более чем в десять раз. Однако теперь ограничение размера уменьшения ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт).