Учет поступления основных средств, их аналитический учет
Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:
· завершения строительно-монтажных работ;
· приобретения за плату;
· безвозмездного поступления;
· поступления в качестве взноса в уставный капитал;
· перехода права собственности по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);
· выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;
· получения объектов основных средств от государственного или муниципального органа при создании унитарной организации.
Во всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом передачи ф. № ОС-1. Такой же акт выписывается при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению, передавшему объект.
Акт приемки-передачи вместе с технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Бухгалтерия открывает инвентарные карточки (производит запись в инвентарной книге) или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке (книге). Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки передается в соответствующий отдел организации, а в бухгалтерии не хранится.
Основные средства учитываются на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств.
По дебету записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту – выбытие основных средств и их уценку.
Источниками приобретения основных средств являются:
· собственные (сумма накопленной амортизации, доходы организации, вклады учредителей в уставный капитал, дарения, или безвозмездные поступления от юридических и физических лиц и субсидии правительственного органа);
· заемные - кредиты, займы и кредиторская задолженность.
1. Приобретение по договору купли-продажи:
1) Покупная стоимость приобретаемого основного средства:
дебет 08 - кредит 80
НДС: дебет 19 - кредит 60
2) Акцепт счета транспортной организации за доставку:
дебет 08 - кредит 60(76)
НДС: дебет 19 - кредит 60(76)
3) Монтаж объекта:
дебет 08 - кредит 10
дебет 08 - кредит 70
или дебет 08 - кредит 60
НДС: дебет 19 - кредит 60
4) На основании акта приемки-передачи сформирована первоначальная стоимость основного средства:
дебет 01 - кредит 08
После того как объект оприходован, НДС необходимо предъявить бюджету в зачет:
дебет 68 - кредит 19
31. Учет поступления нематериальных активов, их аналитический учет
Нематериальный актив - объекты, не имеющие физических свойств, но включаемые в активы предприятия и обычно требующие постепенной амортизации в течение срока их использования. Н.а. - это затраты предприятий долгосрочного периода в хозяйственной деятельности, приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и привилегии, организационные расходы, торговые марки и товарные знаки.
Приобретение нематериальных активов отражается через счет 08. Окончательно объекты учитываются на счете 04. Счет 04 - активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, которые находятся у организации на правах собственности.
Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам в зависимости от их состава.
Унифицированных форм документации по поступлению не существует, поэтому организация должна разработать документы самостоятельно.
Однако основным документом в аналитическом учете нематериальных активов является Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1). Она применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших для использования организациям. Карточка открывается в бухгалтерии на каждый объект; она заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов. В ней ежемесячно показывается также сумма начисленной амортизации. В разделе «Краткая характеристика объекта и нематериальных активов» записываются только основные показатели объекта.
При оприходовании нематериальных активов используются свидетельства на право пользования тем или иным объектам, патенты, авторские и лицензионные договоры, акты приемки работ по разработке программного обеспечения и т.д.
При приобретении нематериальных активов в основном делаются следующие бухгалтерские проводки.