Понятие бухгалтерской отчетности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………………....………………...3
1. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ….....…………………….…………..6
1.1. Общие положения формирования бухгалтерской отчетности………………...…6
1.2. Формирование вступительной бухгалтерской отчетности..………………….…11
1.3. Формирование заключительной бухгалтерской отчетности.……………….…..14
2. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ….....................................................................................................….18
2.1. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния………………………………....….19
2.2. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме присоединения ……...…………………….23
2.3. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме разделения ………………………………...25
2.4. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме выделения……………………………….....27
2.5. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме преобразования…………………………....30
3. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ………....33
3.1. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………..33
3.2. Составление бухгалтерского баланса…………………………………………….43
3.3. Составление отчета о финансовых результатах…………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...57
ВВЕДЕНИЕ
В процессе функционирования организации возникает поток разнообразной информации об ее деятельности. Наряду с внутренней, используемой для целей управления самой организацией создается также внешняя отчетная информация - статистическая, налоговая, организационная и др., важное место в которой занимает бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.
Как известно, бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную отчетную дату, финансовые результаты ее деятельности и изменения в ее финансовом положении за отчетный период. Эти показатели должны давать возможность внешним пользователям делать правильные выводы и принимать обоснованные решения.
Пользователями финансовой отчетности являются инвесторы, поставщики, кредиторы, банки, заказчики, государственные органы управления, общественность. Инвесторов и их консультантов более всего интересует информация, позволяющая оценить перспективы развития предприятия, его финансовую устойчивость, способность выплачивать объявленные дивиденды. Для поставщиков, кредиторов и банков наиболее важной является информация, на основе которой можно определить текущую и ожидаемую платежеспособность предприятия, т.е. сведения о денежных средствах, запасах готовой продукции, дебиторской задолженности, первоочередных обязательствах и др.
Органы государственной власти и управления заинтересованы в получении информации, необходимой для регулирования деятельности предприятий, выработки налоговой политики, решения социальных вопросов и др. Общественность и местные органы самоуправления используют финансовую отчетность предприятия для обеспечения занятости населения, контроля за полнотой утраты частных налогов, определения направления развития предприятий и др.
В условиях рыночной экономики успешное функционирование коммерческих организаций во многом определяется их способностью адаптироваться к рыночным отношениям.
Окружающий мир стремительно меняется. Уходят в небытие компании, сотни летявлявшиеся символами процветания и благополучия. Меняется конъюнктура рынка, взлетают и опускаются курсы валют, котировки акций. Налоговое законодательство находится в состоянии перманентного реформирования. Все это - объективная реальность, в которой живет бизнес.
Одно из условий выживания в современном мире - способность бизнеса к мгновенной адаптации, к изменениям агрессивной среды, где он вынужден пребывать. Адаптация означает реформирование, реорганизацию существующего бизнеса.
Реорганизация или реформирование бизнеса может проходить в форме структурных изменений, направленных на решение задачи выхода из кризисного состояния, или как этап развития, выхода на качественно новый уровень. Основными задачами развития предприятия могут быть:
- повышение конкурентоспособности продукции на рынке;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
- реализация механизмов эффективного управления;
- внедрение новой техники и технологий;
- оптимизация налогообложения и налоговых рисков;
- диверсификация производства.
Решение вышеперечисленных задач зачастую требует ликвидации организационных структур (предприятий, филиалов и представительств), не вписывающихся в новую концепцию бизнеса, текущую или прогнозируемую экономическую реальность.
Практика показывает: в большинстве случаев проведенная реорганизация соответствующих бизнес-структур позволяет улучшить экономическое положение предприятия, повысить конкурентоспособность продукции, стимулировать инвестиционную деятельность и т.д.
Другой причиной ликвидации предприятий могут быть законные требования кредиторов, налоговых и иных государственных органов, которым предоставлено право заявлять соответствующие иски с целью обеспечения общественных и государственных интересов. Как правило, в такую ситуацию попадают компании, не сумевшие правильно приспособиться к рыночной конъюнктуре.
Реорганизация предприятия является неотъемлемым элементом развитой экономики и представляет собой один из возможных путей повышения эффективности работы предприятия. С помощью реорганизации можно существенно расширить бизнес, осуществить финансовое оздоровление предприятия, оптимизировать налоговые платежи и т.д.
Начиная с 01.01.2004 года применяются правила формирования бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации предприятий, установленные в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 20.03.2003 N 44н, которые находятся в русле выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.
Они устанавливают порядок формирования бухгалтерской отчетности в условиях реорганизации предприятий (организаций) (кроме кредитных, бюджетных организаций и хозяйственных операций по приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Разработанные Минфином России правила формирования бухгалтерской отчетности при разных формах проведения реорганизации предприятий унифицируют методические принципы проведения этих процедур, что необходимо в условиях рыночной экономики.
В условиях постигшего весь мир экономического кризиса, такие процедуры как реорганизация и ликвидация начинают интересовать все большее количество людей.
Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность данной темы.
Цель курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерской отчетности при реорганизации деятельности, в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также формирование навыков по заполнению форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1) охарактеризовать состав представляемой бухгалтерской финансовой отчетности;
2) рассмотреть требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности;
3) рассмотреть правовые аспекты реорганизации;
4) ознакомится с формами бухгалтерской отчетности при реорганизации предприятий.
Для написания работы использовалась нормативная и законодательная литература, труды отечественных авторов по данной проблеме, материалы периодической печати, ресурсы информационной сети «Интернет».
ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Общие положения формирования бухгалтерской отчетности
Все организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласно вышеназванному закону, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Вводимый в действие с 2004 г. в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. N 283, нормативный документ Минфина России - Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ Минфина России от 20.05.03 г. N 44н, зарегистрирован в Минюсте России 19 июня 2003 г., регистрационный номер 4774, далее - Методические указания), касается всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. В Методических указаниях устанавливаются правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации реорганизации организаций в форме:
- слияния, при котором права и обязанности каждой из организаций переходят к вновь возникшей организации в соответствии с передаточным актом;
- присоединения одной организации к другой организации, в результате которого к последней переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом;
- разделения организации, при котором ее права и обязанности переходят к вновь возникшим организациям в соответствии с разделительным балансом;
- выделения из состава организации одной или нескольких организаций, при котором к каждой из них переходят права и обязанности реорганизуемой организации в соответствии с разделительным балансом;
- преобразования организации с изменением организационно-правовой формы, в результате которого к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизуемой организации в соответствии с передаточным актом.
Методические указания не применяются в отношении хозяйственных операций, связанных с изменением организационно-правовой формы организации путем приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Это обусловлено тем, что в отличие от реорганизации организаций, при которой происходит передача (принятие) имущества и обязательств в порядке универсального правопреемства, приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 г. N 178-ФЗ (с изм. и доп. от 27.02.03 г.) "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусматривает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Методические указания не применяются также в отношении операций, связанных с:
1) ликвидацией организации, которая влечет прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;
2) продажей (покупкой) организации как имущественного комплекса;
3) обычной деятельностью реорганизованных организаций;
4) интересами от участия в совместных предприятиях (деятельности).
До введения в действие Методических указаний (до 1 января 2004 г.) организации при реорганизации руководствуются приказом Минфина России от 28.07.95 г. N 81 (в ред. по состоянию на 23.01.01 г.) "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации". Однако этот документ не отвечает на целый ряд вопросов, возникающих при реорганизации организаций.
В частности, неясно, как следует поступать реорганизуемым организациям в связи с несовпадением даты составления передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). Причем практика показывает, что промежуток времени между этими датами может быть довольно продолжительным, порой до 2 лет.
Не решены в нем и вопросы оценки передаваемого (принимаемого) в порядке универсального правопреемства имущества и обязательств, отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с текущей деятельностью реорганизуемых организаций, таких, как продажа товарно-материальных ценностей, осуществление расчетов с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, начисление оплаты труда работникам, осуществление расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и по обязательным платежам в государственныевнебюджетные фонды и т.п., произведенным в период с даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций).
Новым документом перечисленные и некоторые другие вопросы в части формирования в бухгалтерской отчетности информации о реорганизации организаций в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования снимаются.
В части общих положений документа основанием для признания реорганизации в целях формирования бухгалтерской отчетности является наличие:
- предусмотренного ГК РФ решения учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, которым являются общее собрание акционеров, участников общества, хозяйственных товарищей, членов кооператива, съезд, конференция и т.п.;
- решения уполномоченных государственных органов, определенных законодательством Российской Федерации, а именно Правительства Российской Федерации (по казенным предприятиям); уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления (по государственным и муниципальным унитарным предприятиям);
- решения суда в случаях, установленных законом при реорганизации организации в форме разделения или выделения из состава организации одной или нескольких организаций;
- согласия антимонопольного органа в случаях, установленных антимонопольным законодательством о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках при реорганизации организаций в форме слияния, присоединения и преобразования;
- предписания уполномоченных государственных органов (антимонопольных органов) или решения суда при реорганизации организации в форме разделения или выделения из состава организации одной или нескольких организаций в принудительном порядке.
Для целей бухгалтерского учета было бы целесообразно в решении учредителей при установлении ими формы реорганизации также определить сроки реорганизации, в частности дату составления организациями-правообладателями предусмотренных законодательством документов (передаточного акта или разделительного баланса) для передачи в порядке правопреемства имущества, включая имущественные права, и обязательств, должником по которым является реорганизуемая организация (включая обязательства, оспариваемые сторонами), сроки проведения инвентаризации в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Из п. 3 Методических указаний впервые следует, что выбор способа оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества (по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости) и обязательств является прерогативой учредителей и может предусматриваться в решении учредителей о реорганизации. Именно учредители в решении о реорганизации могут предусмотреть порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных хозяйственных операций в части получения (предоставления) кредитов и займов, а также финансовых вложений и т.п.
Самым важным моментом при формировании бухгалтерской отчетности являются решение учредителей о порядке формирования возникающих организаций (совокупная номинальная стоимость акций, долей), складочного капитала (совокупный размер вкладов), уставного фонда (стоимость имущества, закрепленного учредителем в хозяйственном ведении), паевого фонда (сумма паевых взносов) и его величина для фиксирования в учредительных документах возникших организаций и реорганизуемой организации, а также направление (распределение) чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемой организации с учетом возможной необходимости ее направления на выкуп (приобретение) у акционеров (участников) акций (долей, части доли).
Если реорганизуемые организации в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утвержденным приказом Минфина России от 28.11.01 г. N 96н, создавали резервы под условные обязательства, то в решении учредителей может быть предусмотрено либо их списание, либо признание этих резервов с оценкой последствий условных обязательств и др.
Как и в прежнем документе Минфина России в части реорганизации организаций, основными документами, содержащими положения о правопреемстве и соответственно раскрывающими информацию в бухгалтерской отчетности, являются передаточный акт или разделительный баланс, которые в соответствии с решением (договором о слиянии или присоединении) учредителей могут включать бухгалтерскую отчетность в составе, установленном ст. 14 Закона N 402-ФЗ. В соответствии с числовыми показателями бухгалтерской отчетности определяются состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке. В нее могут быть включены приложения, приведенные в п. 4 Методических указаний.
Что касается оценки передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества, то она, как указано в п. 7 Методических указаний, производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.) при составлении передаточного акта или разделительного баланса. При этом следует иметь в виду, что по текущей рыночной стоимости на основании передаточного акта или разделительного баланса имущество будет показано только в балансе возникшей в результате реорганизации организации. В отчетности организации, прекращающей свою деятельность при реорганизации, имущество будет отражаться исходя из принципа непрерывности бухгалтерского учета по исторической стоимости в сумме, которая следует из данных бухгалтерского учета и приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.
Пунктом 10 Методических указаний предусмотрены варианты, как может поступать организация в случае несовпадения даты передачи имущества и обязательств на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). Во-первых, в возникающий промежуток времени между этими датами в установленном порядке реорганизуемой организацией составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность. При этом числовые показатели промежуточной и (или) годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса. Во-вторых, возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств организация может либо раскрывать в пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности, либо сделать уточнения к передаточному акту или разделительному балансу.