Сущность , назначение и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в рыночной экономике

Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности

На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией

Формирование бухгалтерской отчетности организа­ции является завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых ре­зультатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

К основным нормативным документам, определя­ющим порядок составления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, относятся: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская от­четность организации»; ПБУ 23/11 «Отчет о движении денежных средств» утвержденный приказом МФ РФ №11н 02.02.2011 г., План счетов бухгалтерского уче­та финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению; Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», Методические указания по бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н и др.

Основные нормативные предписания по составлению бухгалтерской отчетности предусмотрены ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций". В нем изложены основные требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускаются отступления от правил, установленных ПБУ 4/99.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование целостности обусловливает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности основывается на необходимости соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером), и т.п.

Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год кумулятивным способом, т. е. нарастающим итогом с начала отчетного года. В свою очередь, отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для предприятий, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года включительно.

По периодичности составления различают внутригодовую (промежуточную) и годовую отчетность. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточной.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций (кроме кре­дитных организаций, страховых организаций и бюджет­ных учреждений) состоит из:

- бухгалтерского баланса (форма 0710001);

- отчета о прибылях и убытках (форма 0710002);

- приложений к балансу и отчету о прибылях и убытках;

- отчета об изменениях капитала (форма 0710003);

- отчета о движении денежных средств (форма 0710004);

- отчета о целевом использовании полученных средств (форма 0710006);

- итоговой части аудиторского заключения;

- пояснительной записки.

Итоговая части аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности включается в ее состав, если организация подлежит обязательному аудиту либо инициативно приняла решение о проведении аудита и опубликовании аудиторского заключения. Квартальная бухгалтерская отчетность включает в себя только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Для организаций - субъектов малого предпринимательства установлена упрощенная форма отчетности. Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

Наши рекомендации