Сущность , назначение и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в рыночной экономике
Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности
На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией
Формирование бухгалтерской отчетности организации является завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
К основным нормативным документам, определяющим порядок составления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, относятся: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; ПБУ 23/11 «Отчет о движении денежных средств» утвержденный приказом МФ РФ №11н 02.02.2011 г., План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению; Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», Методические указания по бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н и др.
Основные нормативные предписания по составлению бухгалтерской отчетности предусмотрены ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций". В нем изложены основные требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускаются отступления от правил, установленных ПБУ 4/99.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности обусловливает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности основывается на необходимости соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером), и т.п.
Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год кумулятивным способом, т. е. нарастающим итогом с начала отчетного года. В свою очередь, отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для предприятий, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года включительно.
По периодичности составления различают внутригодовую (промежуточную) и годовую отчетность. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточной.
Годовая бухгалтерская отчетность организаций (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений) состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма 0710001);
- отчета о прибылях и убытках (форма 0710002);
- приложений к балансу и отчету о прибылях и убытках;
- отчета об изменениях капитала (форма 0710003);
- отчета о движении денежных средств (форма 0710004);
- отчета о целевом использовании полученных средств (форма 0710006);
- итоговой части аудиторского заключения;
- пояснительной записки.
Итоговая части аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности включается в ее состав, если организация подлежит обязательному аудиту либо инициативно приняла решение о проведении аудита и опубликовании аудиторского заключения. Квартальная бухгалтерская отчетность включает в себя только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Для организаций - субъектов малого предпринимательства установлена упрощенная форма отчетности. Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).