Тема 8 методологические основы учета
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ Методические указания
В кругообороте имущества организации выделяются три взаимосвязанных процесса снабжения (заготовления), производства и продаж. Общая схема кругооборота хозяйственных средств имеет следующий вид: ДТ — П -Т*Д*
I II III
ДТ — стадия снабжения - общая величина хозяйственных средств не меняется, изменяется только форма из денежной в товарную — стадия
производства - - происходит создание новой стоим - в процессе производства продукции, работ, услуг.
Т*Д*- стадия продаж — созданная в процессе производства новая товарная форма переходит в денежную, не меняя объема хозяйственных средств.
Задание 1 Отражение в учете операций процесса заготовления указания Методические указания.
Процесс снабжения — совокупность операций по обеспечению организации предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. На данном этапе предприятие приобретает необходимые для процесса производства материальные ценности и отражает их в учете в определенной оценке.
Основные задачи учета процесса снабжения (заготовления):
- выявление всех затрат, связанных с заготовлением материально-
производственных запасов;
- определение их фактической себестоимости;
- выявление результатов снабженческой деятельности. Условие для выполнения задания
1. Записать в регистрационный журнал хозяйственные операции и
определить корреспондирующие счета.
2. Отразить хозяйственные операции на синтетических и аналитических
счетах (51, 60, 20, и 10 с аналитическими счетами).
3. Составить расчет распределения транспортно — заготовительных
расходов.
4. Подсчитать обороты и вывести остатки на открытых счетах и конец отчетного периода.
5. Составить оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету 10 «Материалы».
Таблица 48. Остатки на аналитических счетах к счету 10 «Материалы».
Наименование аналитических счетов | Оптовая цена, руб. | Кол-во, тонн | Сумма, руб. |
1.Аммиачная селитра | |||
2.Калийные удобрения | |||
3. Транспортно-заготовительные. расходы | X | X | |
ИТОГО | X | X |
Таблица 49.
Остатки на синтетических счетах на начало отчетного периода.
Наименование счетов | Сумма, руб. |
Расчетный счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредитовое сальдо) Материалы |
Таблица 50
Журнал регистрации хозяйственных операции за отчетный период.
Содержание операции | Количество, | Сумма, |
тонн | руб. | |
1. Приняты к оплате счета поставщиков за | ||
поступившие минеральные удобрения | ||
а) аммиачная селитра | ||
(по цене 200 руб. за Гтонну) | ? | |
б) калийные удобрения | ? | |
(по цене 300 руб. за 1 тонну) | ? | |
Итого: | X | |
2. Начислено подрядной организации за | ||
погрузку приобретенных материалов | ||
3. Начислено автотранспортному предприятию за | ||
доставку материалов. | ||
4. Перечислено с расчетного счета в погашение | ||
задолженности поставщикам и подрядчикам. | ||
5. Отпущены в основное производство | ||
минеральные удобрения: | ||
а) аммиачная селитра (200 руб. за 1т) | ? | |
б) калийные удобрения (300 руб. за 1т) | ? | |
Итого: | X | ? |
6. Определить сумму тратспортно-заготовительных расходов и | ||
отнести их на основное производство | ? |
Для расчетов транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) использовать
нижеследующую формулу: % ТЗР= Остаток ТЗР на нач. периода + Сумма ТЗР по поступившим материалам за период / Остаток материалов на нач. периода по учетным ценам +Стоимость материалов поступивших за период по учетным ценам
50 Задание 2 Отражение в учете процесса производства. Методические указания
В ходе осуществления II стадии кругооборота — процесса производства — складывается стоимость произведенной продукции, работ, услуг. Основными задачами процесса производства являются:
- учет объема производства;
- учет фактических затрат на производство продукции, работ, услуг;
- калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг.
При учете процесса производства необходимо определить объект учета затрат и объект калькуляции.
Объект учета затрат является конкретное производство или предприятие в целом. Объекты учета затрат зависят от отраслей и видов производств на предприятии.
Объект калькуляции это отдельные виды продукции, выполненных работ, услуг, по которым исчисляется себестоимость.
Калькуляционные единицы должны соответствовать характеру калькулируемой продукции, ее физическим свойствам. Калькуляционными единицами могут быть: центнер, штука, голова, литр и тд.
Огромное значение для правильной организации учета затрат имеет их научно- обоснованная классификация.
Согласно отраслевым методическим рекомендациям по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), производственные затраты классифицируются по видам — экономически однородным элементам и статьям калькуляции. Они формируются по местам возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости.
Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию. Классификация затрат по элементам:
1) Материальные затраты
2) Затраты на оплату труда
51 3) Отчисления на социальные нужды
5) Прочие затраты
Структура себестоимости состоит из ряда статей затрат, включающих в себя один или несколько элементов. В процессе решения задачи возможно использование упрощенной номенклатуры статей затрат. 1 .Оплата труда с отчислениями на социальные нужды
2. Семена и посадочный материал
3. Удобрения минеральные и органические
4. Средства защиты растений и животных
5. Корма
6. Сырье для переработки
7. Содержание основных средств В т.ч. а) нефтепродукты
6) амортизация (износ) основных средств
в) ремонт основных средств.
8. Работы и услуги
9. Организация производства и управления
10. Платежи по кредитам
11. Потери от падежа животных 12.Прочие затраты
Условие 1
1. Открыть необходимые по условию синтетические и аналитические счета
(10, 50, 51, 70, 02, 68, 69, 25, 26, 20, с аналитическими счетами, 43 с
аналитическими счетами).
2. Указать корреспондирующие счета по хозяйственным операциям и записать их в регистрационный журнал.
3. Отразить хозяйственные операции на открытых счетах, подсчитать обороты и вывести остатки на конец отчетного периода.
4. Составить ведомость распределения общепроизводственных и
общепроизводственных расходов.
5. Определить фактическую себестоимость единицы каждого вида
продукции.
6. Составить расчет разниц между фактической и плановой себестоимостью по каждому виду продукции.
7. Составить оборотные ведомости по аналитическим счетам 20 «Основное производство» и 43 Готовая продукция».
Условие 1.
Таблица 51 Остатки на счетах на начало учетного периода
Наименование счетов | Сумма, руб. |
Материалы | |
Основное производство | |
в т.ч. а) производство картофеля | |
б) производство овощей | |
Расчетный счет |
Условие 2
Таблица 52
Журнал регистрации хозяйственных операций
Содержание операции | Сумма, руб. | Корреспонденция | |
Дебет | Кредит | ||
1 .Начислена амортизация ( основных средств) | |||
а) используемых в производстве: | |||
- картофеля | |||
- овощей | |||
Итого | |||
б) общепроизводственного назначения | |||
в) общехозяйственного назначения | |||
Итого: | |||
2. Израсходованы минеральные удобрения по учетным | |||
ценам: | |||
- на производство картофеля ; | |||
- на производство овощей. | |||
Итого: | .6400 | ||
3. Списаны ТЗР по минеральным удобрениям, | |||
израсходованным на производство продукции | |||
(% ТЗР берется из задания 1): | |||
- картофеля; | ? | ||
-овощей. | ? | ||
Итого | ? | ||
4. Начислена оплата труда: | |||
а) рабочим, занятым на производстве: | |||
- картофеля; | |||
- овощей. | |||
Итого: | |||
б) персоналу общепроизводственного назначения |
в) административно-управленческому персоналу Итого: | 3000 19000 | ||
5 Начисленная сумма единого социального налога | |||
отнесена: | |||
а) на производство картофеля; | |||
- производство ягод. Итого: | |||
б) на общепроизводственные расходы; | |||
в) на общехозяйственные расходы. Итого: | |||
9. Выпущена из производства и оприходована по плановой себестоимости продукция: - картофель (19 тонн по план, себестоимости. ЮООрублей) - овощи (10 тонн по план, себестоимости. 1670 рублей) Итого: | 19000 16700 35700 | ||
11. Распределяются и списываются общепроизводственные | |||
расходы на производство: - картофеля | ? | ||
- овощей Итого: | ? 7 | ||
12. Распределяются и списываются общехозяйственные | |||
расходы на производство: - картофеля | ? | ||
- овощей Итого: | ? | ||
13. После определения фактической себестоимости | |||
полученной из производства готовой продукции, списана калькуляционная разница между фактической и плановой себестоимостью продукции: - картофеля; | ? ? | ||
- овощей. Итого: | ? |
Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов оформить в таблице .
Таблица 53 Ведомость распределения общепроизводственных и
общехозяйственных расходов
Наименование аналитических счетов | Основные затраты на производство | Общепроизводственные Расходы | Общехозяйственные Расходы |
Картофель Овощи ВСЕГО |
Расчет калькуляционных разниц оформить в таблице 54
Таблица 54 Ведомость распределения калькуляционных разниц.
Вид продукции | Выход продукции (тонн) | Плановая себестоимость | Фактическая Себестоимость | Калькуляционная разница | |||
единицы руб. | всего | единицы руб. | всего | единицы руб. | всего | ||
Картофель Овощи ИТОГО |
Задание 3 Отражение в учете процесса продаж Методические указания
III - стадия кругооборота хозяйственных средств — процесс продаж. Реализация (продажа) продукции (работ, услуг) — передача на возмездной основе права собственности на вышеуказанные объекты другому лицу. Основные задачи учета процесса реализации заключаются в:
- определении полного объема продаж в количественном и стоимостном
выражении;
- выявлении фактических финансовых результатов от продажи продукции.
На стадии реализации складывается полная (коммерческая) себестоимость продукции, которая отличается от производственной на сумму расходов, связанных с продажей. Разница между выручкой и полной коммерческой себестоимостью составляет финансовый результат. Для организаций, производящих продукцию, учет продаж осуществляется с применением счетов 44, 90.
Счет 44 предназначен для учета расходов на продажу, которые по окончании отчетного периода списываются на счет продажи.
Синтетический учет реализации продукции (работ, услуг) осуществляется на счете 90 «Продажи», который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными
55 видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним, На этом счете отражаются, в частности, выручка, суммы начисляемых налогов и себестоимость (на разных субсчетах) по продукции (работам, услугам). Задание.
1. Записать в регистрационный журнал корреспонденции счетов за отчетный период.
2. Открыть необходимые по условию, синтетические и аналитические счета (44, 90, 99 и аналитические счета к счетам 43 и 90), отразить на них хозяйственные операции.
3. Составить расчет распределения расходов на продажу по видам
реализованной продукции.
4. Определить полную себестоимость каждого вида продукции и финансовый
результат продаж.
5. Подсчитать обороты и конечное сальдо по счетам, составить оборот
ведомость по аналитическим счетам к счету 43 «Готовая продукция» и 90
«Продажи».
Условие 1.Таблица 55
Остатки на аналитических счетах синтетического счета 43 «Готовая продукция»
Фактическая себестоимость 1т картофеля и овощей рассчитана ранее в задании 2. |
Наименование | Фактическая | Количество, | Сумма, рублей |
аналитических | себестоимость, | тонн | |
счетов | рублей | ||
Картофель | ? | ? | |
Овощи | ? | ? | |
ИТОГО | X | ? |
Таблица 56 Журнал регистрации хозяйственных операций за
Содержание операции | Цена, руб. | Кол-во, тонн | Сумма, руб. | Корреспонденция |
Дт | Кт |
1 .Отражена фактическая себестоимость | |||||
проданной продукции: картофель; овощи. Итого: | ? ? | 6 4 X | ? ? | ||
2.Предъявлен счет покупателю за проданный картофель. 3.Предъявлен счет покупателю за проданные овощи. 4.Начислено транспортной организации - за погрузку продукции; - за перевозку продукции. Итого: | 3000 3500 | 9 9 1200 3000 | |||
5.Включена сумма расходов на продажу в полную (коммерческую) себестоимость | |||||
проданной продукции, картофеля; | ? | ||||
овощей Итого: | ? | ||||
6. Поступила на расчетный счет выручка | |||||
от продажи - картофеля | 9 9 | ||||
- овощей Всего: | |||||
7. Перечислено с расчетного | |||||
счета транспортной организации. 8. Выявлен финансовый результат от | |||||
продажи продукции: картофеля; | |||||
овощей. |
Расчет определения финансового результата от продажи продукции
оформить в таблице. Таблица 57
Ведомость определения финансового результата, от реализации продукции.
Наименование продукции | Полная себестоимость проданной продукции, рублей | Выручка от продажи, руб. | Финансовый результат | |
прибыль | убыток | |||
Картофель Овощи ИТОГО |