Журнально-ордерная форма учета
Журнально-ордерная форма учета применяется в двух вариантах:
1) полная журнально-ордерная форма учета, включающая 16 типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в больших организациях;
2) сокращенная журнально-ордерная форма учета, состоящая из восьми типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в средних и малых организациях.
Схема журнально-ордерной формы учета приведена на рис. 10.2.
Рис. 10.2. Схема журнально-ордерной формы учета
Условные обозначения:
______ запись информации
--------- сверка записей
Журнально-ордерная форма предполагает также использование вспомогательных ведомостей и разработочных таблиц.
Основными регистрами данной формы учета являются журналы-ордера. В основу их построения положен кредитовый признак. Это значит, что в них отражаются кредитовые обороты по синтетическому счету в разрезе корреспондирующих счетов. Дебетовые обороты по этому счету учитываются в нескольких разных журналах. Например, в журнале-ордере № 1 отражаются кредитовые обороты по счету 50 «Касса». Дебетовые обороты по данному счету будут отражаться в журнале-ордере № 2 (дебет счета 51 «Расчетный счет»), в журнале-ордере № 7 (дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами») и т.д.
Вспомогательные ведомости по синтетическим счетам построены по дебетовому признаку. Они составляются по активам, подлежащим особому контролю (денежные средства).
Записи в журналы-ордера и вспомогательные ведомости осуществляются на основании данных первичных документов. По окончании месяца итоговые данные из журналов-ордеров переносят в Главную книгу, которая открывается на год. Она ведется по дебетовому признаку, т.е. записывается оборот по кредиту из соответствующего журнала-ордера и обороты по дебету по каждому из корреспондирующих счетов.
На основании данных Главной книги и некоторых аналитических счетов составляется баланс и другие формы отчетности.
Упрощенная форма учета
Упрощенная форма учета предназначена для малых предприятий. Она ведется в двух вариантах:
Первый вариант основан на использовании в качестве основного регистра Книги учета хозяйственных операций, в которой регистрируются все хозяйственные операции организации. По данным Книги учета составляется баланс и отчетность.
Второй – основан на применении нескольких регистров – ведомостей учета имущества малого предприятия:
· В-1 – Ведомость учета основных средств и начисления амортизационных отчислений;
· В-2 – Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции;
· В-3 – Ведомость учета затрат на производство;
· В-4 – Ведомость учета денежных средств и фондов;
· В-5 – Ведомость учета расчетов и прочих операций;
· В-6 – Ведомость учета реализации;
· В-7 – Ведомость учета расчетов с поставщиками;
· В-8 – Ведомость учета оплаты труда.
Итоги ведомостей служат основанием для заполнения шахматной и оборотной ведомостей.
Автоматизированная форма учета
В условиях применения современных информационных технологий большое значение имеет автоматизация труда работников бухгалтерии. Основополагающие принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета следующие:
ПЭВМ являются определяющим фактором организации труда бухгалтера;
однократный ввод и многократное использование учетных данных;
хранение и обработка массива информации с последующим выведением ее на бумажный носитель с помощью печатающих устройств или на видеотерминал;
возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных и передача их в ЭВМ по дистанционным каналам с последующим автоматическим составлением бухгалтерских записей путем использования зависимости между корреспондирующими счетами;
автоматическое формирование всех учетных регистров и форм отчетности.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое форма бухгалтерского учета?
2. Какая сущность мемориально-ордерной формы учета?
3. Какая сущность журнально-ордерной формы учета?
4. Что такое упрощенная форма учета?
5. В чем сущность автоматизированной формы учета?
Тест к теме 10
Определить один или несколько правильных ответов на предложенные
вопросы.
1. Форма бухгалтерского учета – это:
а)набор первичных документов для отражения всех хозяйственных
операций;
б) совокупность взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, разработочных и справочных таблиц, применяемых в организации для ведения учета.
в) технологический процесс обработки информации;
г) последовательность регистрации хозяйственных операций.
2. К отличительным признакам форм бухгалтерского учета относятся:
а) количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, внешний вид;
б) последовательность и способ записей в учетные регистры;
в) взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета;
г) признаки, перечисленные в пунктах а), б), в).
3.Основным регистром мемориально-ордерной формы является:
а) журнал-ордер;
б) главная книга;
в) мемориал-ордер;
г) книга учета хозяйственных операций.
4. Характерными особенностями мемориально-ордерной формы учета являются следующие:
а) оформление бухгалтерских записей мемориальными ордерами;
б) составление первичных документов;
в) ведение аналитического учета в основном в книгах и карточках;
г) составление баланса.
5. Форма учета журнал-главная – это:
а) упрощенная форма мемориально-ордерной формы учета;
б) самостоятельная форма учета;
в) разновидность журнально-ордерной формы учета;
г) такой формы учета не существует.
6.Основным регистром журнально-ордерной формы учета являются:
а) группировочные ведомости;
б) вспомогательные ведомости;
в) журнал-ордер;
г) книга учета хозяйственных операций.
7.Журналы – ордера построены по признаку:
а) дебетовому;
б) кредитовому;
в) смешанному;
г) произвольному.
8. Сокращенная журнально-ордерная форма учета предназначена для использования:
а) крупными организациями;
б) всеми организациями;
в) средними и малыми организациями;
г) только бюджетными организациями.
9.Главная книга в бухгалтерском учете ведется по признаку:
а) дебетовому;
б) кредитовому;
в) смешанному;
г) произвольному.
10.Автоматизированная форма бухгалтерского учета позволяет:
а) не составлять первичные документы;
б) однократно вводить и многократно использовать учетные данные;
в) хранить и обрабатывать массив информации с последующим выведением ее на бумажный носитель с помощью печатающих устройств или на видеотерминал;
г) автоматически формировать все учетные регистры и формы отчетности.