То есть всегда должно соблюдаться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Счета бухгалтерского учета. Синтетический и аналитический учет. План счетов.
Нормативные документы:
1. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция к его применению» Приказ Минфина от 31 октября 2000 года №94н
1. Понятие счет бухгалтерского учета и план счетов
Бухгалтерский счет или счет бухгалтерского учета одно из ключевых понятий в бухгалтерии.На бухгалтерских счетах ведется учет фактов хозяйственной жизни, активов, обязательств, доходов и расходов, источников финансирования фирмы.
Любой счет имеет название и номер. Номера счетов располагаются в диапазоне с 01 по 99. Данные счета бухгалтера называют синтетическими. Существует необходимость в детализации объектов учета. Поэтому к некоторым счетам были открыты субсчета. Субсчет (подчинен счету) – это вспомогательный синтетический счет. На субсчетах обычно ведут аналитический, детализированный учет. Счета и субсчета собраны в типовом плате счетов, который утвержден Минфином. В отношении любого синтетического счета и субсчетам, к нему открытых, должно выполнятьсятребование непротиворечивости данных.
То есть всегда должно соблюдаться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Можно использовать в учете не только те субсчета, что даны в типовом плане счетов, но открыть любое количество «своих», необходимых для организации детального учета. Такой детальный учет на субсчетах принято называть аналитическим, а учет на счетах – синтетическим.
Фирма, компания при организации бухгалтерского учета задействует обычно не все счета и субсчета, данные в типовом плане счетов, так как в этом нет необходимости. Но те, что будут использоваться должны быть оформлены как «рабочий план счетов» и утверждены Учетной Политикой организации.
Графическое изображение счета и его связь с балансом.
Бухгалтерский счет предполагает, что на нем в течение месяца будет собираться информация об объекте учета. Причем работа со счетом носит универсальный характер – то есть одинакова для любого счета на любом предприятии. Счет изображается графически в виде таблицы из двух столбцов. Два столбца для двух фаз существования любого объекта учета: приход-расход.
Приход– это поступление. Поступили материалы, товары, бухгалтер принимает их к учету, иными словами регистрирует путем оприходования. Налоги, заработная плата регистрируются, «появляются» в учете в результате начисления.
Расход - это выбытие, прекращение учета объекта. Такое случится, если материалы списаны на производство, товары проданы, ОС списано по ветхости.
Важная особенность графического изображения счета – термины.
Вместо слов приход – расход бухгалтера применяют термины дебет, кредит.
Состояние счета на начало месяца или на его конец носит название сальдо, или остаток по счету.
Итоговая сумма всех операций по счету за месяц носит название – оборот по счету.
Если хозяйственные операции происходят по дебету счета, то говорят дебетовый оборот.
Если хозяйственные операции происходят по кредиту счета, то говорят кредитовый оборот.
Информация в схеме счета должна располагаться следующим образом:
Дается состояние объекта на 1-ое число месяца,
Отражаются все хозяйственные операции за месяц (все перемещения)
Дается состояние объекта на последний день месяца.
С учетом всего сказанного схема счета выглядит следующим образом:
Номер счета и название
Дебет | Кредит |
Сн – сальдо по дебету на начало месяца или начальное сальдо | Сн – сальдо по кредиту на начало месяца или начальное сальдо |
Од – оборот по дебету за месяц | Ок – оборот по кредиту за месяц |
Ск- сальдо по дебету на конец месяца или конечное сальдо | Ск- сальдо по кредиту на конец месяца или конечное сальдо |
Например, схема счета с информацией по операциям с наличными.
Дебет (Приход) 50 «касса» (март) Кредит (Расход)
С н = 10 000 сальдо на 1 марта | |
Оборот по дебету – поступление наличных в кассу Од = 500 000 | Оборот по кредиту – выдано из кассы 490 000 |
Ск = остаток на начало +приход – расход =20 000 |
Обычно бухгалтера данную схему изображают упрощенно и называют «самолетик».
Задание 2.
В дебете или кредите счета следует отразить следующую операцию?
· На склад приняты материалы
· Купили основное средство (станок)
· В кассу поступил наличные деньги
· С расчетного счета перечислили деньги
· В магазин поступил товар
· Со склада материалы переданы в производство
· Из кассы выдана зарплата наличными
Схема (самолетик) активного счета будет выглядеть так:
Активный счет
Дебет | Кредит |
Сн | |
Од = Приход | Ок = Расход |
Ск = Сн + Од - Ок (Ск = остаток на начало + приход – расход) |
Пример :На 1 февраля на складе предприятия было материалов на 20 000 рублей.
В феврале были совершены такие хозяйственные операции:
1.Поступили материалы от поставщика на 5 000 рублей.
2. Отпустили материалы на производство на 10 000 рублей.
3. Приняты на склад от заготовителя запасные части - 3 000 рублей.
4. Продали сырье другой фирме на 2 000 рублей.
Задание: Оформите счет 10 «материалы» за февраль.
Счет 10 «материалы»
Дебет | Кредит |
Задание 3.
В дебете или кредите счета следует отразить следующую операцию?
· Сформирован уставной капитал
· Средства резервного капитала направлены на погашение убытка
· Добавочный капитал увеличен за счет прибыли
· Получен кредит в банке
· Начислена заработная плата работникам фирмы
· Погашены обязательства перед банком по кредиту
· Уменьшение уставного капитала при выходе одного участника
Схема (самолетик) пассивного счета будет выглядеть так:
Пассивный счет
Дебет | Кредит |
Сн | |
Од = Расход | Ок = Приход |
Ск = Сн + Ок - Од |
Пример: На 1 февраля добавочный капитал составил 74 000 рублей. В феврале осуществили такие операции:
1. увеличен добавочный капитал за счет переоценки ОС на 10 000 рублей.
2. часть добавочного капитала использована на выплату дивидендов в сумме 66 000 рублей
3. Часть прибыли направлена на увеличение добавочного капитала- 20 000 руб.
Задание: оформить счет 83 за февраль.
Счет №83 «добавочный капитал »
Дебет | Кредит |
Задание 4.
Назовите вид образовавшейся задолженности – дебиторская или кредиторская и номер счета, где она образовалась.
1. Магазин получил от поставщика товар
2. Фирма отгрузила (продала ) покупателю свою продукцию
3. Начислены налоги за отчетный квартал
4. Перечислена предоплата поставщику за инструмент
5Получен аванс от покупателя за 50 кг копченой сельди
6.Выданы деньги в подотчет директору на командировку
7. Получено решение из арбитражного суда об уплате неустойки за нарушение условий договора
8.Получен счет от Энергосбыта за электроэнергию
Пример. На 1 марта фирма имеет кредиторскую задолженность перед поставщиком за сахар в сумме 200 000 рублей. Операции за месяц:
1. получены дрожжи и специи от ИП Бубликова на 9000 рублей
2. рассчитались в безналичном порядке за сахар 200 000 рублей
3. фирма «Строитель» выполнила ремонт офиса. Выставлен счет на 600 000 рублей
4. сделана предоплата за изюм, курагу – 40000 рублей.
Оформить счет 60 «Расчеты с поставщиками» за март.
Двойная запись. Проводки.
Правилом ведения бухгалтерского учета при помощи счетов является двойная запись. Это означает, что любую хозяйственную операцию надо одновременно отражать на двух счетах – в дебете одного и кредите другого счета в одной и той же сумме.
Схема (самолетик) любого счета дает возможность увидеть, как в результате проведения хозяйственных операций происходит увеличение или уменьшение актива, пассива, появление или погашение задолженностей. Но если не будет дополнительный пояснений, бухгалтер сможет только в общих чертах охарактеризовать происходящие на счете события. Поэтому изображение счета в виде «самолетика» является вспомогательным инструментом в работе бухгалтера.
Хозяйственные события (операции) принято описывать проводками. Проводка показывает, с какого счета на какой перемещаются средства в результате проведения операции. Причем, перемещения идут, всегда между дебетом и кредитом двух взаимосвязанных операцией счетов.
Счета, взаимосвязанные хозяйственной операцией называют корреспондирующими.
Введение.
Фирма «Три карася» - общество с ограниченной ответственностью согласно уставу занимается переработкой рыбы – соление, копчение, вяление и реализацией готового продукта через сеть розничных магазинов. Фирма была зарегистрирована в 2015 году. Учредитель, он же директор фирмы Рыбаков И.П. Уставной капитал – 700 000 рублей.
Фирма находится на общей системе налогообложения.
Условие.
В апреле месяце совершены следующие операции:
- На расчетный счет зачислено 200 000 рублей, поступивших от покупателя
- Увеличен уставной капитал за счет добавочного капитала на 10000 рублей
- С расчетного счета снято наличными 150 000 рублей, деньги оприходованы в кассе. Деньги предназначены для выдачи зарплаты (аванс)
- На расчетный счет зачислен кредит банка – 500 000 рублей
- Из кассы выдано под отчет на командировочные расходы 5000 рублей
- Рассчитались с поставщиком за соль и специи, полученные в марте – 8 000 руб. в безналичном порядке.
- Рассчитались с поставщиком за свежую рыбу, полученную в апреле – 400 000 руб. в безналичном порядке
- Перечислены в бюджет налоги - 60 000 рублей
- В коптильный цех отпущена со склада свежая рыба на 7000 рублей
- Выдан из кассы аванс сотрудникам фирмы – 150 000 рублей
- Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды – 40 000 руб.
- Поступила новая коптильная печь от поставщика стоимостью 850 000 рублей. Расчет будет сделан в мае.
Задание.
1) Выберите необходимые данные и оформите счет 51 «расчетный счет» за апрель месяц при условии, что сальдо начальное равно 100 000 рублей.
2) Напишите проводки ко всем операциям
Дебет 51 Кредит
Сн = 100 000 | |
Домашняя работа
1.Укажите корреспонденцию счетов, то есть напишите проводки.
№ | Хозяйственная операция | Проводка |
Перечислен налог в бюджет. | ||
С расчетного счета оплатили счет поставщика | ||
В кассу поступили деньги от покупателя | ||
Из кассы выданы деньги в подотчет | ||
Начислена зарплата рабочим | ||
Учредитель внес вклад в уставной капитал сырьем | ||
За счет прибыли создан резервный капитал | ||
Погашен краткосрочный кредит | ||
Получен товар от поставщика | ||
Поступили материалы от поставщика | ||
Со склада отпущены материалы в производство | ||
На расчетный счет зачислен долгосрочный кредит | ||
От подотчетного лица получены материалы: | ||
Из кассы предприятия выдана заработная плата |
2.Сформулируйте хозяйственные операции к следующим проводкам:
1. Д68 К51 _________________________________________________________________________
2. Д44 К70 _________________________________________________________________________
3 Д51 К62 ________________________________________________________________________
4. Д50 К71 __________________________________________________________________________
5. Д41 К60 __________________________________________________________________________
6. Д26 К70 __________________________________________________________________________
7. Д10 К60____________________________________________________________________________
8. Д50 К51____________________________________________________________________________
9. Д 71 К50 __________________________________________________________________________
10. Д51 К67___________________________________________________________________________
3. На 1января задолженность фирмы«Вини Пух и К» по зарплате составила 160 000 рублей. В январе осуществили такие хозяйственные операции:
1. выдали зарплату за январь -160 000 рублей.
2. начислили и выдали отпускные Зайцеву – 20 000 рублей
3. начислили премию к празднику всем сотрудникам – 50 000 рублей
Задание - оформить счет 70 «расчеты с персоналом по оплате труда»
Номер счета и название
Дебет | Кредит |
Сн - | Сн – |
Од – | Ок – |
Ск- | Ск- |
4. На 1 февраля фирмы «Вини Пух и К» на счете 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» числится кредиторская задолженность по расчетам по исполнительным листам в сумме 3 000 рублей. Хозяйственные операции за февраль:
1. фирма «Вини Пух и К» приняла претензию от ЗАО «Север» за нарушение сроков оплаты аренды офиса в сумме 1 500 рублей
2. фирма «Вини Пух и К» выставила претензию поставщику «Восток» за недогруз сахара в сумме 1 000 руб.
3. Перечислено 3 000 рублей по исполнительному листу.
Оформить счет 76. Показать свернутое и развернутое сальдо.
Номер счета и название
Дебет | Кредит |
Сн - | Сн – |
Од – | Ок – |
Ск- | Ск- |
Вопросы для самоконтроля:
1) Как классифицируют счета по структуре построения?
2) Дайте характеристику активным и пассивным счета?
3) Что такое счет бухгалтерского учета, для чего он нужен?
4) Назовите синтетические счета бухгалтерского учета ?
5) Для каких целей используют аналитические счета бухгалтерского учета?
Счета бухгалтерского учета. Синтетический и аналитический учет. План счетов.
Нормативные документы:
1. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция к его применению» Приказ Минфина от 31 октября 2000 года №94н
1. Понятие счет бухгалтерского учета и план счетов
Бухгалтерский счет или счет бухгалтерского учета одно из ключевых понятий в бухгалтерии.На бухгалтерских счетах ведется учет фактов хозяйственной жизни, активов, обязательств, доходов и расходов, источников финансирования фирмы.
Любой счет имеет название и номер. Номера счетов располагаются в диапазоне с 01 по 99. Данные счета бухгалтера называют синтетическими. Существует необходимость в детализации объектов учета. Поэтому к некоторым счетам были открыты субсчета. Субсчет (подчинен счету) – это вспомогательный синтетический счет. На субсчетах обычно ведут аналитический, детализированный учет. Счета и субсчета собраны в типовом плате счетов, который утвержден Минфином. В отношении любого синтетического счета и субсчетам, к нему открытых, должно выполнятьсятребование непротиворечивости данных.
То есть всегда должно соблюдаться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Можно использовать в учете не только те субсчета, что даны в типовом плане счетов, но открыть любое количество «своих», необходимых для организации детального учета. Такой детальный учет на субсчетах принято называть аналитическим, а учет на счетах – синтетическим.
Фирма, компания при организации бухгалтерского учета задействует обычно не все счета и субсчета, данные в типовом плане счетов, так как в этом нет необходимости. Но те, что будут использоваться должны быть оформлены как «рабочий план счетов» и утверждены Учетной Политикой организации.