Сущность, регулирование и задачи бухгалтерского учета в Германии
Германия имеет давние и прочные традиции в системе бухгалтерского учета, некоторые из них должны показаться парадоксальными человеку, привыкшему к англо-американскому подходу в этой сфере. С одной стороны, на бухгалтерский учет заметно влияет налоговое законодательство, с другой - в Германии есть хорошо подготовленные научные и практические бухгалтерские работники.
В рамках ЕС, Германия выделяется ярко выраженным подходом к применению формальных и четко описанных норм бухгалтерского учета и отчетности.
Этот подход к построению системы бухгалтерского учета сложился исторически.
В основе немецкой школы лежит трактовка баланса как основополагающей, обобщающей и направляющей категории.
Старая немецкая школа олицетворяла собой процедурный аспект бухгалтерского учета. Она исходила из того, что учетная процедура является и целью, и предметом, и методом бухгалтерии. Научная сторона сводится к максимально возможной формализации учетной процедуры, превращает ее в своеобразный математический язык хозяйственного процесса [18].
Современная система бухгалтерского учета Германии, как видим, имеет давние традиции и ориентирована, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства. Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться.
Современное хозяйственное право Германии трактует сущность бухгалтерского учета, как:
- информацию для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;
- доказательство при судебных разбирательствах;
- отчет управляющих капиталом перед инвесторами;
- основу для определения налогов и финансового управления организациями;
- информацию о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов [14].
Система бухгалтерского учета в Германии призвана решать ряд следующих задач:
- отражение всех изменений стоимости имущества и задолженности и установление актуального состояния этой стоимости;
- точное определение прибылей и убытков предприятия в результате хозяйственной деятельности;
- обеспечение калькуляции цен изделий путем обоснования необходимых данных;
- предоставление сведений для контролирования хозяйственных процессов на предприятии и для выявления имеющихся резервов;
- создание основы для точного исчисления налоговых платежей;
- представление необходимых доказательств в случае правовых споров с банками;
- формирование надежной основы для других разделов производственного счетоводства (расчета издержек, планирования, статистики) [17].
Торговое и налоговое законодательство при ведении бухгалтерского учета предписывает соблюдать следующие принципы и критерии:
- полноту — запись всех без исключения хозяйственных операций;
- правильность содержания — записи хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета должны соответствовать их содержанию;
- временные разграничения — записи должны производиться в соответствии со временем совершения операций;
- ясность, наглядность, возможность проверки — бухгалтерский учет должен вестись таким образом, чтобы при осуществлении проверки его данные были наглядны и понятны третьим лицам;
- правильность формы — запрещение любого изменения первоначального содержания, например стирания, заклеивания и т.п.;
- хронологический порядок — запись хозяйственных операций должна производиться в порядке их совершения.
Бухгалтерский учет Германии отличается тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма. Поэтому, важным элементом немецкого бухгалтерского законодательства является принцип обязательности [14].
Этот принцип заслуживает более подробного объяснения, так как является присущим только немецкой системе учета. Он подразумевает, что счета Главной книги являются непосредственной основой для исчисления налоговых платежей, и, несмотря на существование двух типов счетов — коммерческих и налоговых — отдельного налогового учета в том понимании, в котором он существует в других западных странах, в Германии нет. Выбор метода учета с применением тех или иных счетов остается за предприятием и имеет определенные налоговые последствия. Назначение принципа обязательности состоит в обеспечении предоставления налоговых отчетов на той же основе, что и бухгалтерских.
Так как в Германии правила налогообложения в основном совпадают с правилами учета, поэтому проблемы отсроченного налогообложения, актуального для других стран, там нет.
Несмотря на наличие высококвалифицированных профессионалов в области бухгалтерского учета и активную деятельность немецких ученых в этой сфере, государство доминирует в регулировании учетных стандартов и процедур.
Ученый Абель (1971г.) отмечает две особенности развития немецкой бухгалтерской практики:
«готовность принять государственное вмешательство в экономические дела компаний»;
сильные «традиции антииндивидуализма» [8].
Ответить на вопрос, почему это происходит, позволят небольшие пояснения.
В Германии, как известно,основными поставщиками капитала являются не индивидуальные инвесторы, как в странах англо-американской модели учета, а крупные банки. С помощью собственных аудиторских фирм они устанавливают каноны предоставления финансовой информации и заставляют сотрудничающие с ними компании представлять необходимую для них финансовую информацию. Поэтому сами банки, являясь основными инвесторами, не выступают за улучшение качества представляемой информации в целом. В качестве регуляторов, устанавливающих стандарты и процедуры, все деловые структуры страны с готовностью воспринимают центральные власти. В 30-е годы ХХ в. режим национал-социалистов был сильно заинтересован в единообразных и точно сформулированных нормах ведения бухгалтерского учета, что облегчало ему осуществление общенационального контроля за экономическими ресурсами страны. Следует особо отметить, что власти в те годы не допускали, чтобы цены устанавливались рыночным способом. Поэтому для облегчения действия единой национальной системы ценообразования требовалась подробная и стандартизированная система бухгалтерского учета и отчетности [9].
Главной организацией бухгалтерского сообщества в Германии с 1931г. является Институт присяжных аудиторов. Он занимается разработкой рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности. Однако, институт не может похвастаться заметными успехами, когда дело доходит до его предложений о проведении коренных реформ бухгалтерского учета. Например, подготовленные им подробные проекты учета воздействия инфляционных процессов не были восприняты ни правительством, ни представителями промышленности. Исследователи отмечают: «Немецкие бухгалтеры - практики гораздо больше озабочены тем, как их действия соответствуют действующим законам, предписывающим бухгалтерские стандарты и процедуры, чем развитием этих стандартов и процедур» [17].
Официальным контролирующим органом при Министерстве экономики является аудиторская палата, а решение спорных методологических вопросов предоставляется Верховному Налоговому суду.
Впервые общепринятые бухгалтерские принципы были законодательно закреплены в 1937г. в Законе об акционерных корпорациях, который долгое время оставался единственным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет.
В настоящее время, нормы бухгалтерского учета и отчетности в Германии, в основном, регламентируются Законом о деятельности компаний (1965 г.), который затем был скорректирован в соответствии с Директивами ЕС № 4, 7, 8 и принятым в 1985 г. Законом о бухгалтерских директивах.
Важным источником нормативного регулирования также является Коммерческий (Торговый) кодекс, регулирующий деятельность предприятий различных форм собственности.
В связи с принятием новых директив ЕС вводятся законы, касающиеся правил внедрения акционерными компаниями системы управления рисками и отражения последних в ежегодной отчетности, а также законодательно закрепляется право выбора принципов учета (немецких, международных IAS или американских GAAP) компаниями, акции которых котируются на бирже.
Закон о деятельности компаний предусматривает, что отчетные бухгалтерские документы должны составляться в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерии. В Германии нет официального органа, который занимается формулировкой общепринятых принципов бухгалтерии. Фактически эти принципы — вопрос толкования в суде. На практике большинство решений по бухгалтерским проблемам опирается на постановления Верховного налогового суда [13].