Регулирование, принципы и задачи бухгалтерского учета в США

Задачи финансового учета в США подробно освещаются в «Письме о задачах финансовой отчетности» [9]. В соответствии с этим документом, финансовая отчетность должна:

быть полезной настоящим и потенциальным кредиторам для осуществления рациональных капиталовложений и принятия решений о кредитах;

быть понятной тем, кто разбирается в хозяйственно-экономической деятельности предприятия и изучает информацию об этой деятельности;

предоставлять данные об экономических ресурсах предприятия, требованиях к ним и влиянии хозяйственных операций и событий, которые непосредственно меняют ресурсы и требования к ним;

обеспечивать информацией о финансовых результатах деятельности предприятия в течение определенного периода;

помогать пользователям в распределении сумм во времени, в оценке вероятности предполагаемого притока денежных средств по дивидендам и процентам, а также в оценке выручки от реализации или погашения ссуд и ценных бумаг[14].

Национальные стандарты бухгалтерского учета СШАназываются GААР (Общепринятые принципы бухгалтерского учета). Они обеспечивают единообразие и достоверность обращающейся в обществе финансовой информации.

GААР обладают иерархической структурой, включают в себя большое количество документов, подготовленных по прецедентному принципу, в разное время и различными профессиональными бухгалтерскими организациями [8].

Общепринятость принципов учета обеспечивается принятием их уполномоченным общественным органом (например, Комитетом по стандартам финансового учета - FАSВ), либо их длительным использованием на практике. В частности, основными документами, определяющими и регламентирующими систему учета, являются принятые Комитетом по стандартам финансового учета — FАSВ:

1. Положения о концепциях финансового учета;

2. Положения о стандартах финансового учета;

3. Интерпретации;

4. Технические бюллетени;

5. Положения рабочей группы по возникающим проблемам [26].

Положения о концепциях финансового учета представляют собой концептуальные основы, являющиеся базой для стандартов финансового учета и отчетности.

В этих положениях представлены следующие учетные концепции:

- концепция экономической единицы учета — организация, ее имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации, а также имущества и обязательств других организаций;

- концепция продолжающейся деятельности — организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем в соответствии с целями своего создания;

- концепция денежной оценки — все финансово-хозяйственные операции выражаются в денежной форме и исчисляются в национальной валюте (долларах);

- концепция периодичности — организация должна периодически отчитываться перед заинтересованными пользователями о результатах своей деятельности.

Помимо этого, перечислены базовые принципы учета:

- принцип стоимости — следование выбранному способу оценки приобретаемых и реализуемых активов;

- принцип объективного доказательства — документирование каждой проводимой операции;

- принцип регистрации дохода - обязательное фиксирование результата;

- принцип соответствия — выбор способа регистрации дохода является базой для выбора периода регистрации расходов;

- принцип существенности — установление правил отражения незначительных операций и имущества;

- принцип полного раскрытия всех операций;

- принцип постоянства — следование принятым принципам учета в течение определенного времени;

- принцип осмотрительности — ориентация на учет потенциальных убытков или пассивов, а не прибылей или активов.

Положения о стандартах финансового учета представляют собой стандарты учета и являются основной составляющей системы СААР. Они определяют варианты отражения в бухгалтерском учете различных хозяйственных объектов учета и операций, предусматривают решения бухгалтерских проблем.

Интерпретации — это модификации или дополнения существующих стандартов.

Технические бюллетени выпускаются в ответ на запросы от различных организаций о применении существующих стандартов как руководства к их использованию и представляют собой методические указания.

Положения по возникающим проблемам, выпускаемые рабочей группой — это вопросы учета новых и необычных бухгалтерских операций, которые потенциально могут разнообразить практику финансовой отчетности. Они имеют рекомендательный характер.

Стандарты (СААР) включают методы ведения учета, стихийно укоренившиеся в различных отраслях экономики в качестве общепризнанных. Они обобщаются в отчетах о сложившихся методах учета Американского института дипломированных общественных бухгалтеров (А1СРА) [17].

Стандарты СААР являются международно-признанными и полностью совместимыми с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В структуре стандартов GAAP можно выделить четыре уровня, которые определяют обязательность исполнения тех или иных принятых документов.

Уровень I. Официально установленные стандарты учета, являющиеся основными обязательными стандартами учета.

Уровень II. Принятые и утвержденные документы, устанавливающие определенные бухгалтерские стандарты или описывающие общепринятую существующую практику (отраслевые руководства, технические бюллетени).

Уровень III. Сложившаяся практика и документы, которые являются «общепринятыми», поскольку представляют собой превалирующий способ учета в определенной отрасли или широко используются в конкретной ситуации.

Документы второго и третьего уровни являются предпочтительными в отличие от обязательных документов первого уровня.

Уровень IV. Бухгалтерская практика, рекомендованная другими документами и бухгалтерской литературой. Использование документов четвертого уровня зависит от конкретных обстоятельств, специфики документа и статуса организации, выпустившей документ [19].

В США законодательной базой для регулирования финансового учета и отчетности служат, также, законы о ценных бумагах и фондовых биржах. Однако не только и не столько государственные законы и подзаконные акты регулируют финансовый учет в США. В гораздо большей степени регулируют учет профессиональные бухгалтерские организации.

Особенности учета некоторых объектов.В США не существует единого плана счетов. Предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и специфики организации производства разрабатывают свой собственный план счетов, исходя из специфики деятельности и потребностей в информации для принятия различных экономических решений, используя общие правила формирования плана счетов, которое базируется на основном бухгалтерском уравнении. Таким образом, в любом плане счетов как минимум, пять групп счетов: постоянные или реальные - счета активов, обязательств и собственного капитала; временные или номинальные – счета доходов и расходов.

Кроме того, могут выделяться такие специфические счета, как оценочные, регулирующие оценку отдельных видов активов, обязательств, капитала. Причем, если такие счета увеличивают стоимость соответствующих статей, они называются добавочными (например, «Премия по облигациям»), а если уменьшают - контрсчетами (например, «Дисконт по облигациям»).

Нумерация счетов также индивидуальна. Например, счета активов могут начинаться на 100, счета обязательств – на 200, счета собственного капитала – на 300, счета доходов – на 400, счета расходов – на 500.

Форма учетных записей специфична. Проводка записывается так: счет и сумма по дебету пишутся левее на верхней строчке, а счет и сумма по кредиту – правее на нижней строчке. Например, операция по оплате аренды, осуществленная 07.08.2008г., запишется так:

07.08.2008г. Расходы на аренду Дт.5000

Денежные средства Кт. 5000

Основными типами учетных регистров являются: Журнал операций; Главная книга; Специальные журналы (Журнал продаж, Журнал закупов, Журнал поступлений денежных средств, Журнал выплат денежных средств); Вспомогательные книги [18].

Метод «красного сторно», столь распространенный в России, американской учетной системе не знаком.

В США под активом «денежные средства» подразумеваются как денежные средства в кассе, так и депозиты в банках. С понятием денежных средств, связано понятие «банковского овердрафта», подразумевающий под собой перерасход денег по банковскому счету. Банковский овердрафт, являясь частью системы управления денежными средствами, отражается с минусом в активе по строке денежные средства или в качестве кредиторской задолженности компании перед банком [17].

В американских компаниях практикуется система ведения мелкой кассы. Устанавливается фиксированная величина мелкой кассы, откуда осуществляется выдача определенным сотрудникам наличных денег для административно – хозяйственных расходов посредством оформления ваучера. Мелкая касса периодически (раз неделю, в месяц) пополняется до фиксированного размера и в любой момент времени общая сумма оставшихся наличных денег и сумм, указанных в ваучерах должны равняться этой фиксированной сумме. Счет мелкой кассы дебетуется один раз, в момент образования, и в дальнейших проводках не участвует.

Технология бухгалтерского учета в американских компаниях представляет собой алгоритм получения отчетности на основе первичных данных, состоящий из нескольких последовательных шагов. Его периодичность, как правило, составляет один год.

В США балансу уделяется очень большое значение, там нет понятия забалансового учета. Поэтому, арендованные основные средства, товары, принятые на комиссию, давальческое сырье, фактически не составляющие собственность и активы фирмы, также отражаются в балансе, в активе, методом двойной записи. Это приводит к тому, что в пассиве возникает и ложная кредиторская задолженность. Этот факт свидетельствует о приоритете технической процедуры в ущерб содержательной стороне учета [26].

Наши рекомендации